Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
материал по истории

Пшеничная Екатерина Сергеевна

Материалы предназначены для учителей истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx173.61 КБ
Файл master-klass_pshenichnaya_e.s.pptx329.84 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания

Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на приветствие хлопком после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.

Здравствуйте те, кто уже проснулся!

Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

Здравствуйте те, кто способен любить!

Здравствуйте те, кто желает творить!

На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию такую актуальную тему, как "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.  

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

hello_html_35655e00.png



А сейчас, то, что увидели и прослушали попробуем реализовать на практике.

Приглашаю фокус-группу для выполнения заданий

Метод «Ассоциации»

Составить ассоциативный ряд к словам

АКТИВНЫЙ –

МЕТОД –

ОБУЧЕНИЕ –

АМО – система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Выполните задание в рабочих листах. Прочтите высказывания, обсудите их в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека ?»

Рабочий материал

1. «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его».                          (Библия)

2." Оптимист-это человек, который даже упав лицом в грязь, уверен, что она лечебная!"

3."Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать".( Жюль Ренар)

4."Сделай шаг, и дорога появится сама собой."(Стив Джобс)

5."Ни один человек за всю историю не добился ничего великого, не породив этого сначала в своем воображении." (Наполеон Хилл)

6."В этом мире есть только один человек, который может заставить тебя добиться выдающихся успехов. И этот человек – ты."

7."Успех – это еще не точка, неудача – это еще не конец; единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу."

(Уинстон Черчилль)

8."Выполняя задание, каждый раз старайся превзойти свой предыдущий результат, и вскоре ты превзойдешь всех окружающих".

9."Достаточно быть хотя бы чуть более дисциплинированным, чтобы быть успешнее окружающих".

10."Секрет успеха – настойчивость в достижении цели."

                                                                                      ( Бенджамин Дизраэли)

11."Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям."(Али Апшерони).

12."Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)

Использовать занимательные задачи можно практически на всех этапах урока. Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы представляю разработки занимательных задач по истории. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.

Задача №1.

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы? 

1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?

4. Что связывает два этих события?

Подумайте и решите задачу.

Внимание! Правильный ответ.

Решение задачи :

1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.

2. Петр I.

3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 —  1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.

Все справились с заданием? Тогда , следующая задача.

Задача 2: Магическое число 333, составляющее половину от "звериного числа Апокалипсиса" (666) обладает одним любопытным свойством: до сих пор не найдено ни одного подлинного исторического документа, датированного "333 год до Рождества Христова". Сможете объяснить, почему?

_____

Ответ: Летоисчисление "от Рождества Христова" было введено римским аббатом Дионисием Малым лишь в 525 году нашей эры, поэтому и документов, датированных "333 год от Р.Х." быть не может. Тогда этого летоисчисления попросту не было, а само число 333 здесь не причём.

Все большие молодцы, заработали «пятерки».

А теперь вернемся к нашей фокус-группе.

(Проверка выполнения задания.)

Какие вы молодцы!

А теперь отдохнем!

Эмоциональная разрядка.

Слайд.

У вас есть цветные карточки (: «первобытное общество» и «Древний Египет»). Я называю слова, если вы слышит слово, относящееся к названию группы, то они показывают разные динамичные движения.

Какие вы молодцы!

А закончим мастер-класс, как и полагается, рефлексией.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

«Чемодан, мясорубка, корзина».

Предлагаю  выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на мастер-классе.

Выбираете и показываете мне карточку, где нарисован Чемодан – это всё, что пригодится в дальнейшем;

 Если Мясорубка – информацию переработаю, а  Корзина – всё выброшу.

Я вижу, что технологию АМО вы хотите применять на своих уроках, а значит цель моего мастер-класса достигнута. Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания Мастер-класс Е.С. Пшеничная учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 7

Слайд 2

Активные методы обучения (АМО) - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Слайд 4

Метод «Ассоциации » Составить ассоциативный ряд к словам АКТИВНЫЙ – МЕТОД – ОБУЧЕНИЕ –

Слайд 5

Задача № 1 На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы . О каком князе идет речь, и когда произошло это событие? Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.

Слайд 6

Задача № 1 На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы . По приказу, какого царя началось строительство новой столицы? Петр I.

Слайд 7

Задача № 1 На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы . Когда была заложена новая столица, и как ее назвали? 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

Слайд 8

Задача № 1 На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы. Что связывает два этих события ? 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 — 1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Слайд 9

Задача №2 Магическое число 333, составляющее половину от "звериного числа Апокалипсиса" (666) обладает одним любопытным свойством: до сих пор не найдено ни одного подлинного исторического документа, датированного "333 год до Рождества Христова". Сможете объяснить, почему?

Слайд 10

Ответ: Летоисчисление "от Рождества Христова" было введено римским аббатом Дионисием Малым лишь в 525 году нашей эры, поэтому и документов, датированных "333 год от Р.Х." быть не может. Тогда этого летоисчисления попросту не было, а само число 333 здесь не причём.

Слайд 11

Задание для фокус-группы Прочтите высказывания, обсудите их в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека?»

Слайд 12

Эмоциональная разрядка первобытное общество Древний Египет

Слайд 13

Рефлексия Чемодан – это всё, что пригодится в дальнейшем, Мясорубка – информацию переработаю, Корзина – всё выброшу.

Слайд 14

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания Мастер-класс Е.С. Пшеничная учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

статья"Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателям...