Практикум для воспитателей
картотека по теме

Железина Елена Алексеевна

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_vospitateley.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

учитель -логопед Железина Е.А.

Игры на развитие звуковой культуры речи
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра «Придумай слово».
Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в  слове.
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова, с заданным  количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать детей на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра «Строим дорожку».
Цель – развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а воспитатель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Игра «Ловушка».
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.
Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

Игра «Поймай слог».
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Воспитатель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например:
ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д. 

Игровое упражнение «Раздели правильно».
Цель – развитие умения делить слова на слоги.
Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Посели в домик».
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.       
Воспитатель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить,  сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игры на формирование грамматического строя речи
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы».
Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Воспитатель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
-Даю вам честное слово!
Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
-Кого видел поэт? В каком виде они были?
-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

-Даём честное слово:
 Вчера в половине шестого
 Мы видали двух сорок
 Без…(ботинок) и …(чулок).
 И щенков без …(носков).
 И синичек без …(рукавичек).

Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению воспитателя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.

Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

-Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном  числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи. 

Игра «Домики».
Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.
Воспитатель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

Игры на обогащение словарного запаса
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Воспитатель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч воспитателю.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»). 

Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.
-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .

Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Воспитатель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице
идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая вода (прозрачная вода).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Солнце село (зашло).
-Река бежит (течёт, струится).
-Мальчик бежит (мчится, несётся).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький). 

Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: воспитатель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Что бывает?
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, …

 Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.

 Игровое пражнение «Распространи предложение».
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы воспитателя. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Закончи сам».
Цель – развитие воображения, связной речи.
Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность в...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Формирование грамматического строя речи"

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Формирование грамматического строя речи".                                 ...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Тема: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя –...

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...

9.02.2012г.Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

Тема:"Развитие воздушной струи у детей , имеющих особые образовательные потребности (нарушение речевого развития)"....