СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Театр пальчиков и языка в формировании звукопроизношения у детей
материал на тему
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_vospitateley_dou.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЁК» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Театр пальчиков и языка в формировании
звукопроизношения у детей
Учитель-логопед
МКДОУ «ДС КВ «Василёк»
г. Тарко – Сале Пуровского района
Назарук М
2013г.
Одним из необходимых условий правильного произношения звуков, является определенный уровень развития речевой моторики. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Движения органов артикуляции в процессе речи должны быть точными и координированными. Ребенок должен ощущать и контролировать те двигательные акты, которые он выполняет при произнесении определенных звуков. Это достигается слуховым, зрительным и кинестетическим контролем.
Поэтому в процессе нашей коррекционной работы мы уделяем столь важное значение развитию и совершенствованию артикуляционной моторики. Прежде всего, работу начинаем со знакомства детей с органами артикуляции. Учим детей находить и правильно называть язык, губы, зубы, верхнюю, нижнюю челюсти, небо. Уточняем, что язык имеет переднюю часть (кончик), спинку и корень. Вначале находим по фотографии, по рисунку, затем дети рассматривают у себя, запоминают названия.
В структуру логопедических занятий, кроме упражнений направленных на постановку того или иного звука, обязательно включаем статические и динамические общеразвивающие упражнения.
Эти подготовительные упражнения способствуют выработке полноценных движений органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков. Кроме того, с их помощью происходит объединение простых движений в сложные.
Исходя из положения о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса, мы использовали в подготовительном этапе различные упражнения по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики.
Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные, некоординированные движения пальцев. Развивая пальчики ребенка, мы тем самим помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев.
Следовательно, с детьми-логопатами необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.
К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику.
Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру.
Несколько таких игр предлагаю вашему вниманию.
«Цветок» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Вырос высокий цветок на поляне. | Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. | Язык вытянуть и с напряжением тянуть его к носу. |
Утром весенним раскрыл лепестки. | Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз). | Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев). |
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землей корешки. | Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. | Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку. |
«Кукушка» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Летела кукушка мимо сада. | Руки согнуть в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев. | Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх-вниз. |
Поклевала. | Руки согнуть в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «птица клюёт» | Выполнить упражнение «Лошадка» поцокать языком 4 раза. |
Всю рассаду | Положение рук поменять, движения повторить | Выполнить упражнение «Лошадка» поцокать языком 4 раза. |
И кричала «Ку-ку-мак!». | Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «птица раскрывает и закрывает клюв» | Округлить губы как при произнесении звука [о], закрыть рот. |
Разжимай один кулак | Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать –сжимать их. | Поочередно надувать щеки. |
«Лиса» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Уж как шла лиса по тропке. | Указательным и средним пальцами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед. | Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз. |
Нашла грамоту на тропке. | Положение рук поменять, движения повторить. | Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз. |
Она села на пенёк | Сжать кулаки, один кулак поставить на другой. | Положить широкий передний край языка и на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. |
И читала весь денёк: | Ладони развернуть от груди | Выполнять движения языком влево - вправо. |
«Мамочка, мама! | Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать. | Поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой» |
Милая моя. | Те же движения выполнять безымянными пальцами. | |
Мамочка, мама! | Те же движения выполнять средними пальцами. | |
Я люблю тебя!». | Те же движения выполнять указательными пальцами. | |
Те же движения выполнять большими пальцами. | При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы, как для поцелуя. |
«Замок» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
На двери висит замок. | Пальцы сцепить в «замок» | Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, Чтобы были видны верхние и нижние резцы. |
Кто открыть его бы смог? | Губы сомкнуть. Изобразить удивление. | |
Постучали, | Постучать одной ладонью по другой | Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п.] |
Покрутили, | Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны | Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево - вправо. |
Потянули | Потянуть ладони в разные стороны. | Растянуть губы в улыбке. |
И открыли. | Развести руки в разные стороны. | Широко открыть рот. |
«Мышки» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Раз, Два, Три, Четыре. Жили Мышки На квартире. | Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь смотрит вправо. Правую руку согнуть в локте на уровне плеча, пальцы сжать в кулак, упереться в ладонь правой руки. | Поочередно надувать щеки – 8 раз. |
Чай пили | Ладони соединить ребрами, кисти рук собрать в «чашечку». | Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит посередине языка. |
Чашки били | Резко разомкнуть ладони, развернуть вниз. | Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук [д-д-д] |
По-турецки говорили: | Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения | Широким кончиком языка выполнять движения вперед-назад по верхней губе и добавить голос («Болтушка2). |
Чаби, чиляби. Чиляби, чаби, чаби». | На каждое слово поочередно соединять пальцы одной руки с пальцами другой: большой - с большим, указательный с указательным и т. д. |
«Рыбка плавала в пруду» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла. | Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения. | Выполнять движения языком вверх-вниз. |
Корм глотала на ходу, ротик открывала. | Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем придвигать их к большим пальцам. | Округлить губы как при произнесении звука [о], закрыть рот. |
Лягушонок мимо плыл, Щёки раздувая. | Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения. | Поочередно надувать щеки. |
Ножкой дрыгал Влево – вправо, | Соединить ладони: правая снизу, левая сверху. Разводить пальцы в стороны, затем соединять (4 раза) | Выполнять движения языком влево – вправо. |
Устали не зная. | Положение рук поменять. Повторить движения. | Повторить движения языком |
«Краб» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. | Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев. | Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад. |
Ах-ох-иех. Сверху вниз Летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз. | Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз. |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. | Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю. | С напряжением тянуть язык к подбородку. |
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивление. | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. Вновь на пальму лезет краб. | Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев. | Широким кончиком языка гладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад. |
Ах-ох-иех. Сверху вниз Летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз. | Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз. |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. | Кистью правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю. | С напряжением тянуть язык к подбородку. |
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивление. | |
Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом Хряп, хряп, хряп, хряп. | Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки. | Имитировать процесс жевания. |
Ну и чудик этот краб! | Большими и указательными пальцами оттянуть уши. | Высунуть язык. |
«В лес за грибами» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
За грибами в лес пошли, | Руки согнуть в локтях ладонями вниз, указательными и средними пальцами имитировать движение ног при ходьбе. | Широким языком дотронуться с наружной стороны до верхних зубов, затем до нижних зубов. |
Много там грибов нашли. | Руки развести в стороны. | Прижать язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении. |
Встретили косого зайку. | Руки приставить к голове («ушки») | Закусывать то верхнюю губу, то нижнюю. |
Убежал т нас зазнайка. | Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и средним пальцами правой руки «пробежаться» по ладони левой руки. | Выполнять движения языком влево - вправо (с закрытым ртом). |
Мишка ел в кустах малину И отдал нам половину. | Руками поглаживать живот | Имитировать процесс жевания. |
Дятел тукал: тук да тук. | Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и пальцам правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог. | Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук [д-д-д] |
Раздавался громкий стук. | Положение рук поменять. Повторить движения. | Повторить звук [д-д-д] |
«Осьминог» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Много ног у осьминога. | Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших. | Высунуть язык «иголочкой». |
Все они ему нужны. | Поочередно сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинцев. | Попеременно надувать и втягивать щёки. |
Заменяют ему руки. | Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших. | Высунуть язык «иголочкой». |
Очень ловкие | Поочередно сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинцев. | Попеременно надувать и втягивать щёки. |
Они. | Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать. |
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, логосказки, стихотворные тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей " Использование сказок и сказочных игр в развитии детей "
Цель семинара - повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс...
Семинар-практикум для педагогов «Использование элементов кинезотерапии как средство оптимизации речи детей с ОВЗ.
laquo;Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»....
Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками"
Цель построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....
Семинар-практикум для родителей «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. ...
Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов ...