Выступление на семинар – практикуме для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
«Профилактика нарушений осанки
у детей дошкольного возраста»
инструктор по физической культуре
МБДОУ № 35 «Незабудка», г. Нижнекамск
Телицына Олеся Александровна
Цель:
- Совершенствование педагогами знаний о нарушениях осанки у детей дошкольного возраста и ее профилактики.
- Формирование у педагогов практических навыков проведения упражнений и игр для профилактики нарушений осанки.
- Включение в повседневную работу с дошкольниками компонентов здоровьесбережения.
1 часть Теоретическая
Цель: Закрепление педагогами знаний о нарушениях осанки у детей дошкольного возраста.
Хорошая осанка – что это такое? Когда она закладывается? Как формируется? Что является причиной нарушения осанки? Что влечет за собой нарушение осанки? Как нужно поддерживать хорошую осанку?
Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.
При осмотре осанки у ребенка необходимо обращать внимание на лопатки: они должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Так называемые «крыловидные» лопатки являются симптомом нераскрытой грудной клетки. Плечи должны быть на одном уровне и слегка развернуты назад. Позвоночник находится на прямой линии. Необходимо обращать внимание на талию. Если с одной стороны талия сглажена - это признак искривления позвоночника в поясничном отделе. Живот должен быть подтянут, пупок – располагаться в центре живота. Ноги должны быть одинаковой длины, ровными; стопы иметь хорошо выраженный внутренний свод и хороший подъём – так, чтобы отпечаток стопы на мокром песке не был похож на лепёшку, а имел в центре тонкий мыс.
Хорошо развитые мышцы спины, живота, рук и ног позволяют человеку комфортно чувствовать себя в пространстве.
В поперечной плоскости позвоночник должен иметь четыре изгиба. В норме изгиб не должен превышать трёх сантиметров: шейный и поясничный изгибы- вперед, грудной и крестцовый – назад.
Виды неправильной осанки: сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника – кифоз, лордоз, сколиоз.
Кифоз и лордоз – это искривление позвоночника в передне – задней плоскости, а сколиоз – искривление справо налево в боковой плоскости.
При кифозе происходит усиление изгиба позвоночника в грудном отделе. Чтобы сохранить равновесие, ребенок вынужден сильнее отклоняться в крестцовом отделе позвоночника. При очень выраженном кифозе формируется горб.
При лордозе грудной отдел позвоночника плоский, но усиливается изгиб шейного и поясничного отделов позвоночника. Очень часто у таких детей имеется опущение внутренних органов: почек, желудка, кишечника,- а это приводит к нарушению их функций и к возникновению хронических заболеваний.
При сколиозе позвоночник искривляется в боковой плоскости, и выраженнее это искривление, тем сильнее страдают внутренние органы.
Причины нарушения осанки:
- неблагоприятные условия окружающей среды;
- заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (рахит, туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);
- инфекционные и частые простудные заболевания;
- дефекты физического развития;
- плоскостопие;
- длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;
- привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону);
- неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами);
- неполноценное питание;
- детский невроз;
Что же нужно для достижения хорошей осанки?
Для хорошей осанки у ребенка необходимы: хорошая наследственность, прекрасная беременность и роды, доброжелательный климат в семье, разнообразное качественное питание, скорректированная физическая нагрузка по возрасту, правильная постель и достаточный сон, эмоциональная удовлетворенность и родительская любовь.
Начнем с самого начала:
- Хорошая наследственность. Если у родителей или у кого-то из родственников были серьёзные нарушения осанки, ребенок может получить в наследство заболевания, которые превратят жизнь всей семьи в непрестанный труд. Поэтому будущим родителям необходимо проконсультироваться в медико – генетической консультации.
- Неблагоприятные воздействия, которые ребёнок испытывает во время внутриутробного развития. Это могут быть различные заболевания мамы впервые двенадцать недель беременности, отравления, высокочастотные излучения, дефицит минералов и витаминов. Даже тяжелые потрясения могут оставлять свой след на костной системе ребенка.
- Не менее важные отрицательные факторы для хорошей осанки – это родовые травмы. Во время родов ребенок чаще всего травмирует голову и шейный отдел позвоночника. Впоследствии это становится серьёзным поводом для искривления позвоночника и нарушения работы внутренних органов.
- Рахит – одна из ведущих причин нарушения осанки. Слишком часто эта болезнь воспринимается несерьёзно. Рахит расцветает, как правило в период минимального солнечного дня. Солнечные, а точнее ультрафиолетовые, лучи способствуют выработке витамина Д в коже, наша слякотная осень и долгая зима лишает детей возможности получать необходимое количество витамина Д естественным путем, поэтому разработаны специальные профилактические меры.
- Нарушения осанки часто возникают в период ростового скачка, когда мышечная и сосудистая системы не успевают за костной системой и не дают ей соответствующей поддержки.
- Нарушения осанки возникают в случае, если ребенок не имеет соответствующей возрасту физической нагрузки и у него нет хорошего « мышечного корсета». Но нарушения осанки могут быть и при дефиците питания.
- Нарушения осанки могут быть симптомом невроза. И пока не будет устранена причина невроза, надеяться на улучшение не приходится.
Как формировать хорошую, правильную осанку?
Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая, правильная осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка правильной осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.
Уже на втором году жизни детям показывают и объясняют, как надо сидеть, стоять, ходить.
Правильная осанка в положении сидя –прямая посадка головы, слегка отведенные назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром. При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляется. На устных занятиях необходимо сидеть откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях ( ближе к животу), плечи развернуты, голова приподнята. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшается, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости.
На занятиях необходимо, время от времени менять позу. Однообразное положение очень утомительно.
Во время ходьбы необходимо держать прямо голову, плечи отведенные назад и опущенные книзу, развернуть грудную клетку, подтянуть живот.
Стоять нужно правильно в основной стойке или на слегка расставленных ногах.
Необходимо постоянно следить за осанкой детей , как на занятиях, так и в повседневной самостоятельной деятельности детей. В старших группах нужно приучать детей замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправлять их.
Человек с хорошей осанкой прекрасен, а красота функциональна. И есть надежда, что фраза « В здоровом теле – здоровый дух!» станет у нас популярной.
2 часть Практическая
Цель: Отработка с педагогами на практике специальных игр и упражнений для профилактики нарушений осанки.
1 Задание: «Вопрос – ответ»
- Что такое нормальная, правильная осанка?
- Назовите виды неправильной осанки;
- На каком году жизни детям начинают показывать и объяснять как надо сидеть, стоять, ходить;
- Правильная осанка в положении сидя;
- Правильная осанка в положении стоя;
- Правильная осанка в движении;
- Определите вид неправильной осанки;
- Что же нужно для достижения правильной осанки?
2 Задание: «Играем вместе»
Цель – Знакомство педагогов с играми и упражнениями направленными на формирование у детей правильной осанки.
Упражнения для формирования правильной осанки:
- Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, пятки должны касаться стены.
- Принять правильную осанку, отойти от стены на 1 шаг, сохраняя принятое положение.
- Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночника, медленно встать в исходное положение.
Игра «Тише едешь – дальше будешь»
Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По командам ведущего «Шаг вперед!», «Два шага влево!», «Присесть!», «Кругом!» и т.д. все выполняют указанные движения, сохраняя правильную осанку. Ведущий после каждой команды осаливает того, кто не смог сохранить правильную осанку. Этот участник возвращается на линию старта. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.
Игра «Встань прямо»
- Педагог напоминает как правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног. Затем дети двигаются врассыпную: бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды «Встань прямо» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом (10-15 секунд).
- По команде «Разойдись» дети двигаются с мешочком на голове. Через 1,5 – 2 минуты по команде «По местам» вновь принимают правильное положение у стены.
- Исходное положение у стены, на полу треугольники (расположить так, чтобы разворот носков составлял 30 градусов на расстоянии 100 см.). Дети по сигналу расходятся по залу, делают под музыку круговые движения, рывки руками и т.д. По следующему сигналу берут мешочек с песком, возвращаются в исходное положение: равняют ноги по треугольникам, выпрямляют спину , мешочек кладут на голову.
Методические указания: замечания педагога в основном направлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения с мешочком: голову не наклонять и не поворачивать. Если мешочек упал, поднять его и вновь положить на голову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Этот материал может быть использован для изготовления ширмы на средней группе детского сада, либо предложена, как информация для родителей в логопедическом уголке...
Презентация "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Презентация по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»
Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...
Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей школьного возраста и влияние правильной осанки на физическую и умственную работоспособность школьника.
Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки....
Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям по развитию речи детей....
Консультация для родителей о профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Полезные советы родителям о том, как поддерживать зрение ребёнка в норме...
Офтальмотренажеры как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Около девяноста процентов всей полученной информации об окружающем его мире ребенок познает, используя свой зрительный орган. В наше время нагрузка на глаза детей очень большая, а отдыхают они только ...