Программа коррекции эмоционально-волевой сферы детей средствами театрализованной деятельности "Ролевое фехтование"
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования для детей школьного возраста, клиентов психологического центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rolevomu_fehtovaniyu.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения

 «Ново-Переделкино»

«Рекомендовано»                                                                        «Утверждаю»

Методическим советом ГБОУ                                                  И.О.Директора ГБОУ ЦПМСС

ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                                 « Ново-Переделкино»

Свешникова Г.Б.  ___________                                                 Долгова А.Г.____________

«____»_______________2014г.                                                   «_____»_____________2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОЛЕВОЕ ФЕХТОВАНИЕ»

 (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)

(В основе программы методические рекомендации Грецова А.Г. «Тренинг общения для подростков» СПб,: Питер, 2005.-160 с.: ил.; «Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации» под редакцией Шадуры А.Ф. Спб.:изд. «Речь», 2005. – 176 с.   Д.А. Тышлер и А.Д. Мовшович "Искусство сценического фехтования", 2004)

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Чухлеб Никита Сергеевич

Г. Москва

2014 г.

Пояснительная записка

      Развитие современных детей и подростков происходит в достаточно сложных условиях, на фоне снижения влияния традиционных институтов социализации: семьи и школы, которые не способны в полной мере обеспечить личностный рост детей, приобретения ими необходимого для этого социального опыта.

      Снижение воспитательного воздействия семьи и школы вызвано целым рядом причин: информационным переворотом, изменением социальной системы российского общества, изменением системы традиционных ценностей, дефицитом одобряемых обществом форм самовыражения, предлагаемых взрослыми современным подросткам. Все это приводит к серьезным социальным последствиям: увеличению числа детей, имеющих отклонения в поведении, уменьшение школьной успеваемости, росту асоциального и противоправного поведения.

      Изменить сложившуюся ситуацию в позитивную сторону возможно с помощью организации досуга детей и подростков с учетом их актуальных потребностей в межличностном общении с использованием традиционно привлекательных видов деятельности: ролевых театрализованных постановок, спортивных тренировок, состязаний, поединков. Содержательной стороной обучения может выступать  привлекательный для современных детей и подростков мир литературы в стиле фэнтэзи, мир фильмов и компьютерных игр фантазийного жанра, положенный на основу театрально-спортивного фехтования.   Организовать работу с детьми и подростками в этом ключе можно в форме групповых и индивидуальных занятий, на которых отрабатываются приемы и методы ведения состязаний с последующей демонстрацией достижений на театрализованном турнире. Деятельность «Клуба ролевого фехтования» направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивного общения и устойчивых межличностных отношений на основе совместной спортивно-театрализованной деятельности.

Актуальность программы:

      Несмотря на то, что младшие школьники и подростки испытывают значительное количество психологических и социальных проблем, согласно статистике, число посещающих занятия в психологическом Центре значительно меньше, чем число детей дошкольного возраста, посещающих учреждение с родителями.  Связано это с уменьшением роли родительской мотивации и увеличении роли личной заинтересованности детей в посещении занятий. Занятия по ролевому фехтованию для детей и подростков, направленные на спортивно-патриотическую и театрально-творческую деятельность, востребованы не только родителями, но и в первую очередь детьми.

     Занятия по развитию эмоционально-волевой сферы в «Клубе ролевого фехтования» пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают чувство  патриотизма, являются действенной профилактикой детской и подростковой преступности, профилактикой алкогольной, наркотической и компьютерной зависимости. Занятия служат возрождению национальных традиций, укреплению командного духа, формированию навыков общения и взаимодействия.

     Фехтование – древнейшее искусство, которым овладел человек.  Оно возникло с того момента как человек впервые взял в руки палку и применил её для решения насущных проблем. В дальнейшем владение оружием было признаком свободного человека, способного постоять за свою честь и свободу, защитить интересы слабых, дать отпор нападающим.. Во все времена навыки владения оружием воспитывали человека как личность, оружие всегда было предметом гордости у мужчин. Оно воспитывает морально-волевые качества личности: уверенность в себе, стремление к победе, стойкость, выдержку и самоконтроль, настойчивость.

     Современные специалисты делят мировое искусство фехтования на три составляющие: боевое, спортивное (турнирное) и сценическое. В боевом фехтовании все средства хороши, цель поединка сводится к быстрейшему устранению противника.

      В спортивном или турнирном фехтовании на мечах цель поединка – нанести определённое количество результативных ударов либо первый результативный.

      В сценическом фехтовании главное зрелищность, цель – поразить воображение зрителя. Именно к этому виду относятся поединки из большинства кинофильмов. В постановочных поединках используются зрелищные широкие замахи, всевозможные прыжки и трюки, элементы различных фехтовальных стилей. Основная цель постановщика боёв и участников поединка заключается в том, чтобы зрелищность поединка не шла во вред его логичности и правдоподобности.

       В ролевом фехтовании основная цель – театрализованное проигрывание роли персонажа с выполнением основного набора приемов спортивного и сценического фехтования. Цель поединка – не поражение противника, а преимущество в поединке, активность, смещение противника с исходных позиций, число результативных атак. Основанием победы является касание мечом до определенных частей тела или костюма.

     Общение в жизни детей школьного и подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Также интересной в любом возрасте является игра. Социально-ролевая игра и театрализованная деятельность является одним из способов выражения себя, раскрытия творческого потенциала, проигрывания психологических комплексов и проблем  без каких-либо последствий в реальной жизни. Театрализованное игровое взаимодействие помогает раскрыться застенчивым детям, научиться контролировать себя импульсивным, отыграть свои страхи тревожным, получить внимание к себе демонстративным, реализоваться детям с трудностями в учебе и поведении.

     Внутренние агрессивные устремления детей и подростков, не допустимые в социальной жизни в семье и школе, на занятиях по ролевому фехтованию трансформируются из негативной энергии в позитивную деятельность, которая развивает выдержку и самоконтроль. Занятия фехтованием в позитивную сторону  меняет эндорфинный баланс в организме ребенка, что является действенной профилактической мерой профилактики наркомании, алкоголизма, противоправного поведения, компьютерной зависимости.

      Занятия по ролевому фехтованию являются продолжением в современных условиях информационного общества традиций военно-патриотического воспитания детей и подростков через интересные для современных детей формы взаимодействия с привлечением сюжетов компьютерных игр, мира «фэнтэзи», спортивно-театральных состязаний и турниров.

Цели программы:

  1. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы средствами театрализованной деятельности.
  2. Психофизическое развитие детей и подростков.
  3. Развитие творческих способностей.

Задачи программы:

  1. Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, развитие эмоционально-волевой регуляции, гармонизация внутреннего мира и отношений с окружающей средой, социализация детей.
  2. Физическое развитие, развитие у детей двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Развитие крупной моторики и координации движений.
  3. Укрепление и сохранение здоровья детей, улучшение функционального состояния организма. Формирование культуры здоровья.
  4. Самопознание, осознание своих личностных качеств, особенностей характера, коррекция акцентуаций характера.
  5. Развитие навыков работы в команде, сплочение, формирование взаимного доверия.
  6. Воспитание у детей и подростков нравственно-волевых качеств (терпения, самоконтроля, честности, воспитанности, взаимовыручки, благородства, умения побеждать и проигрывать).
  7. Формирование у детей и подростков организаторских способностей, умения разрешать конфликты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Особенностью данной программы является ее комплексность, она предполагает физическое, эмоциональное, психологическое и социальное развитие личности.

      Комплексный подход – это также включение в программу различных видов деятельности:  театрализованные ролевые игры, беседы и диспуты, психологические упражнения, собственно фехтование, изучение доспеха, одежды, быта средневековья, театрализованное действие.

           Возраст детей 6-18 лет.

     Занятия проводятся в групповой или индивидуальной форме, число участников группы – 5-10 человек.

      Возможны занятия в группах по 2-3 человека в целях отработки отдельных навыков.

Периодичность занятий – групповые занятия – 2 раза в неделю по 1-1,5 часа с динамическими паузами. Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю по 1 часу.

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х частей:

  1. Подготовительная часть:
  • приветствие, эмоциональный обмен
  • положительный эмоциональный настрой;
  • вхождение в роль персонажа;
  • физическая разминка.
  1. Основная часть:
  • Ролевое проигрывание
  • формирование двигательных навыков;
  • максимальная двигательная активность;
  • закрепление приобретенных качеств.
  1. Заключительная часть:
  • снижение двигательной активности;
  • выход из роли
  • элементы релаксации
  • обратная связь, рефлексия.

Материальное обеспечение программы

  1. Спортивный зал площадью от 40 кв. м.
  2. Спортивная площадка на территории ОУ с песчаным или земляным покрытием.
  3. Спортивное снаряжение (тимбары – палки для состязаний с мягким покрытием)
  4. Костюмы и театральный реквизит.

Тематическое планирование групповых коррекционных занятий

 для детей 6-10 лет (2 раза в неделю по 1 ч)

Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Знакомство, введение в курс занятий

1

1

2

Техника безопасности на занятиях

1

1

3

Тестирование двигательных качеств

2

2

4

Основной блок:

- разминочные упражнения

- упражнения для отработки навыков защиты

- упражнения для отработки навыков атаки

- упражнения для поединков и соревнований

- упражнения для отработки навыков отступления

- релаксационные упражнения

62

62

5

Театрализованные турниры

4

4

6

Тестирование двигательных умений и навыков

2

2

Всего

72 занятия

72 часа

Тематическое планирование индивидуальных коррекционных занятий

 для детей 6-10 лет (1 раза в неделю по 1 ч)

Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Знакомство, введение в курс занятий

1

1

2

Техника безопасности на занятиях

1

1

3

Тестирование двигательных качеств

2

2

4

Основной блок:

- разминочные упражнения

- упражнения для отработки навыков защиты

- упражнения для отработки навыков атаки

- упражнения для поединков и соревнований

- упражнения для отработки навыков отступления

- релаксационные упражнения

26

26

5

Театрализованные игры

4

4

6

Тестирование двигательных умений и навыков

2

2

Всего

36 занятия

36 часов

Тематическое планирование групповых коррекционных занятий

 для детей 11-18 лет (2 раза в неделю по 1,5 ч)

Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Знакомство, введение в курс занятий

1

1,5

2

Техника безопасности на занятиях

1

1,5

3

Тестирование двигательных качеств

2

3

4

Основной блок:

- разминочные упражнения

- упражнения для отработки навыков защиты

- упражнения для отработки навыков атаки

- упражнения для поединков и соревнований

- упражнения для отработки навыков отступления

- релаксационные упражнения

62

93

5

Театрализованные турниры

4

6

6

Тестирование двигательных умений и навыков

2

3

Всего

72 занятий

108 часов

Тематическое планирование групповых коррекционных занятий

 для детей 11-18 лет (1 раз в неделю по 1,5 ч)

Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Знакомство, введение в курс занятий

1

1,5

2

Техника безопасности на занятиях

1

1,5

3

Тестирование двигательных качеств

2

3

4

Основной блок:

- разминочные упражнения

- упражнения для отработки навыков защиты

- упражнения для отработки навыков атаки

- упражнения для поединков и соревнований

- упражнения для отработки навыков отступления

- релаксационные упражнения

26

39

5

Театрализованные игры

4

6

6

Тестирование двигательных умений и навыков

2

3

Всего

36 занятий

54 ч

Список литературы:

  1. «Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации» под редакцией Шадуры А.Ф. Спб.: изд. «Речь», 2005. – 176 с.
  2. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка» Кунигель Т.В., Спб.: Изд. «Речь», 2006. – 101 с.
  3. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. /под ред. Дубровиной И.В. М.: Изд. Центр «Академия», 1998 г.
  4. Спортивное фехтование учебник "Спортивное фехтование" под редакцией Д.А. Тышлера, 1997.
  5. "Вашу саблю, маэстро! Сюжеты спортивной педагогики", Д.А. Тышлер
  6. "Совершенствование специализированных навыков тренера по фехтованию (Теория и методика)", Ю.М. Бычков, 1998.
  7. Сценическое фехтование" Искусство сценического фехтования", Д.А. Тышлер и А.Д. Мовшович, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП

В работе рассматривается понятие  психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...

Открытое занятие "Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности". Драматизация сказки "Пых"

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Пых"...

Программа " Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков"

Коррекционно- развивающие занятия по развитию ЭВС подростков. Для обучающихся 5-9 классов...

Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"

Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5-9 классов....

Коррекционная программа «Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков»

Коррекционная программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков" содержит в себе план и содержание занятий психолога с детьми данной возрастной группы....

Общение с природой как средство коррекции эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, с...