Программа коррекции эмоционально-волевой сферы детей средствами театрализованной деятельности "Ролевое фехтование"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования для детей школьного возраста, клиентов психологического центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rolevomu_fehtovaniyu.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения
«Ново-Переделкино»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим советом ГБОУ И.О.Директора ГБОУ ЦПМСС
ЦПМСС «Ново-Переделкино» « Ново-Переделкино»
Свешникова Г.Б. ___________ Долгова А.Г.____________
«____»_______________2014г. «_____»_____________2014г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РОЛЕВОЕ ФЕХТОВАНИЕ»
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)
(В основе программы методические рекомендации Грецова А.Г. «Тренинг общения для подростков» СПб,: Питер, 2005.-160 с.: ил.; «Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации» под редакцией Шадуры А.Ф. Спб.:изд. «Речь», 2005. – 176 с. Д.А. Тышлер и А.Д. Мовшович "Искусство сценического фехтования", 2004)
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Чухлеб Никита Сергеевич
Г. Москва
2014 г.
Пояснительная записка
Развитие современных детей и подростков происходит в достаточно сложных условиях, на фоне снижения влияния традиционных институтов социализации: семьи и школы, которые не способны в полной мере обеспечить личностный рост детей, приобретения ими необходимого для этого социального опыта.
Снижение воспитательного воздействия семьи и школы вызвано целым рядом причин: информационным переворотом, изменением социальной системы российского общества, изменением системы традиционных ценностей, дефицитом одобряемых обществом форм самовыражения, предлагаемых взрослыми современным подросткам. Все это приводит к серьезным социальным последствиям: увеличению числа детей, имеющих отклонения в поведении, уменьшение школьной успеваемости, росту асоциального и противоправного поведения.
Изменить сложившуюся ситуацию в позитивную сторону возможно с помощью организации досуга детей и подростков с учетом их актуальных потребностей в межличностном общении с использованием традиционно привлекательных видов деятельности: ролевых театрализованных постановок, спортивных тренировок, состязаний, поединков. Содержательной стороной обучения может выступать привлекательный для современных детей и подростков мир литературы в стиле фэнтэзи, мир фильмов и компьютерных игр фантазийного жанра, положенный на основу театрально-спортивного фехтования. Организовать работу с детьми и подростками в этом ключе можно в форме групповых и индивидуальных занятий, на которых отрабатываются приемы и методы ведения состязаний с последующей демонстрацией достижений на театрализованном турнире. Деятельность «Клуба ролевого фехтования» направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивного общения и устойчивых межличностных отношений на основе совместной спортивно-театрализованной деятельности.
Актуальность программы:
Несмотря на то, что младшие школьники и подростки испытывают значительное количество психологических и социальных проблем, согласно статистике, число посещающих занятия в психологическом Центре значительно меньше, чем число детей дошкольного возраста, посещающих учреждение с родителями. Связано это с уменьшением роли родительской мотивации и увеличении роли личной заинтересованности детей в посещении занятий. Занятия по ролевому фехтованию для детей и подростков, направленные на спортивно-патриотическую и театрально-творческую деятельность, востребованы не только родителями, но и в первую очередь детьми.
Занятия по развитию эмоционально-волевой сферы в «Клубе ролевого фехтования» пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают чувство патриотизма, являются действенной профилактикой детской и подростковой преступности, профилактикой алкогольной, наркотической и компьютерной зависимости. Занятия служат возрождению национальных традиций, укреплению командного духа, формированию навыков общения и взаимодействия.
Фехтование – древнейшее искусство, которым овладел человек. Оно возникло с того момента как человек впервые взял в руки палку и применил её для решения насущных проблем. В дальнейшем владение оружием было признаком свободного человека, способного постоять за свою честь и свободу, защитить интересы слабых, дать отпор нападающим.. Во все времена навыки владения оружием воспитывали человека как личность, оружие всегда было предметом гордости у мужчин. Оно воспитывает морально-волевые качества личности: уверенность в себе, стремление к победе, стойкость, выдержку и самоконтроль, настойчивость.
Современные специалисты делят мировое искусство фехтования на три составляющие: боевое, спортивное (турнирное) и сценическое. В боевом фехтовании все средства хороши, цель поединка сводится к быстрейшему устранению противника.
В спортивном или турнирном фехтовании на мечах цель поединка – нанести определённое количество результативных ударов либо первый результативный.
В сценическом фехтовании главное зрелищность, цель – поразить воображение зрителя. Именно к этому виду относятся поединки из большинства кинофильмов. В постановочных поединках используются зрелищные широкие замахи, всевозможные прыжки и трюки, элементы различных фехтовальных стилей. Основная цель постановщика боёв и участников поединка заключается в том, чтобы зрелищность поединка не шла во вред его логичности и правдоподобности.
В ролевом фехтовании основная цель – театрализованное проигрывание роли персонажа с выполнением основного набора приемов спортивного и сценического фехтования. Цель поединка – не поражение противника, а преимущество в поединке, активность, смещение противника с исходных позиций, число результативных атак. Основанием победы является касание мечом до определенных частей тела или костюма.
Общение в жизни детей школьного и подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Также интересной в любом возрасте является игра. Социально-ролевая игра и театрализованная деятельность является одним из способов выражения себя, раскрытия творческого потенциала, проигрывания психологических комплексов и проблем без каких-либо последствий в реальной жизни. Театрализованное игровое взаимодействие помогает раскрыться застенчивым детям, научиться контролировать себя импульсивным, отыграть свои страхи тревожным, получить внимание к себе демонстративным, реализоваться детям с трудностями в учебе и поведении.
Внутренние агрессивные устремления детей и подростков, не допустимые в социальной жизни в семье и школе, на занятиях по ролевому фехтованию трансформируются из негативной энергии в позитивную деятельность, которая развивает выдержку и самоконтроль. Занятия фехтованием в позитивную сторону меняет эндорфинный баланс в организме ребенка, что является действенной профилактической мерой профилактики наркомании, алкоголизма, противоправного поведения, компьютерной зависимости.
Занятия по ролевому фехтованию являются продолжением в современных условиях информационного общества традиций военно-патриотического воспитания детей и подростков через интересные для современных детей формы взаимодействия с привлечением сюжетов компьютерных игр, мира «фэнтэзи», спортивно-театральных состязаний и турниров.
Цели программы:
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы средствами театрализованной деятельности.
- Психофизическое развитие детей и подростков.
- Развитие творческих способностей.
Задачи программы:
- Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, развитие эмоционально-волевой регуляции, гармонизация внутреннего мира и отношений с окружающей средой, социализация детей.
- Физическое развитие, развитие у детей двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Развитие крупной моторики и координации движений.
- Укрепление и сохранение здоровья детей, улучшение функционального состояния организма. Формирование культуры здоровья.
- Самопознание, осознание своих личностных качеств, особенностей характера, коррекция акцентуаций характера.
- Развитие навыков работы в команде, сплочение, формирование взаимного доверия.
- Воспитание у детей и подростков нравственно-волевых качеств (терпения, самоконтроля, честности, воспитанности, взаимовыручки, благородства, умения побеждать и проигрывать).
- Формирование у детей и подростков организаторских способностей, умения разрешать конфликты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью данной программы является ее комплексность, она предполагает физическое, эмоциональное, психологическое и социальное развитие личности.
Комплексный подход – это также включение в программу различных видов деятельности: театрализованные ролевые игры, беседы и диспуты, психологические упражнения, собственно фехтование, изучение доспеха, одежды, быта средневековья, театрализованное действие.
Возраст детей 6-18 лет.
Занятия проводятся в групповой или индивидуальной форме, число участников группы – 5-10 человек.
Возможны занятия в группах по 2-3 человека в целях отработки отдельных навыков.
Периодичность занятий – групповые занятия – 2 раза в неделю по 1-1,5 часа с динамическими паузами. Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю по 1 часу.
Структура занятия
Занятие состоит из 3-х частей:
- Подготовительная часть:
- приветствие, эмоциональный обмен
- положительный эмоциональный настрой;
- вхождение в роль персонажа;
- физическая разминка.
- Основная часть:
- Ролевое проигрывание
- формирование двигательных навыков;
- максимальная двигательная активность;
- закрепление приобретенных качеств.
- Заключительная часть:
- снижение двигательной активности;
- выход из роли
- элементы релаксации
- обратная связь, рефлексия.
Материальное обеспечение программы
- Спортивный зал площадью от 40 кв. м.
- Спортивная площадка на территории ОУ с песчаным или земляным покрытием.
- Спортивное снаряжение (тимбары – палки для состязаний с мягким покрытием)
- Костюмы и театральный реквизит.
Тематическое планирование групповых коррекционных занятий
для детей 6-10 лет (2 раза в неделю по 1 ч)
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство, введение в курс занятий | 1 | 1 |
2 | Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 |
3 | Тестирование двигательных качеств | 2 | 2 |
4 | Основной блок: - разминочные упражнения - упражнения для отработки навыков защиты - упражнения для отработки навыков атаки - упражнения для поединков и соревнований - упражнения для отработки навыков отступления - релаксационные упражнения | 62 | 62 |
5 | Театрализованные турниры | 4 | 4 |
6 | Тестирование двигательных умений и навыков | 2 | 2 |
Всего | 72 занятия | 72 часа |
Тематическое планирование индивидуальных коррекционных занятий
для детей 6-10 лет (1 раза в неделю по 1 ч)
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство, введение в курс занятий | 1 | 1 |
2 | Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 |
3 | Тестирование двигательных качеств | 2 | 2 |
4 | Основной блок: - разминочные упражнения - упражнения для отработки навыков защиты - упражнения для отработки навыков атаки - упражнения для поединков и соревнований - упражнения для отработки навыков отступления - релаксационные упражнения | 26 | 26 |
5 | Театрализованные игры | 4 | 4 |
6 | Тестирование двигательных умений и навыков | 2 | 2 |
Всего | 36 занятия | 36 часов |
Тематическое планирование групповых коррекционных занятий
для детей 11-18 лет (2 раза в неделю по 1,5 ч)
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство, введение в курс занятий | 1 | 1,5 |
2 | Техника безопасности на занятиях | 1 | 1,5 |
3 | Тестирование двигательных качеств | 2 | 3 |
4 | Основной блок: - разминочные упражнения - упражнения для отработки навыков защиты - упражнения для отработки навыков атаки - упражнения для поединков и соревнований - упражнения для отработки навыков отступления - релаксационные упражнения | 62 | 93 |
5 | Театрализованные турниры | 4 | 6 |
6 | Тестирование двигательных умений и навыков | 2 | 3 |
Всего | 72 занятий | 108 часов |
Тематическое планирование групповых коррекционных занятий
для детей 11-18 лет (1 раз в неделю по 1,5 ч)
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство, введение в курс занятий | 1 | 1,5 |
2 | Техника безопасности на занятиях | 1 | 1,5 |
3 | Тестирование двигательных качеств | 2 | 3 |
4 | Основной блок: - разминочные упражнения - упражнения для отработки навыков защиты - упражнения для отработки навыков атаки - упражнения для поединков и соревнований - упражнения для отработки навыков отступления - релаксационные упражнения | 26 | 39 |
5 | Театрализованные игры | 4 | 6 |
6 | Тестирование двигательных умений и навыков | 2 | 3 |
Всего | 36 занятий | 54 ч |
Список литературы:
- «Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации» под редакцией Шадуры А.Ф. Спб.: изд. «Речь», 2005. – 176 с.
- Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка» Кунигель Т.В., Спб.: Изд. «Речь», 2006. – 101 с.
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. /под ред. Дубровиной И.В. М.: Изд. Центр «Академия», 1998 г.
- Спортивное фехтование учебник "Спортивное фехтование" под редакцией Д.А. Тышлера, 1997.
- "Вашу саблю, маэстро! Сюжеты спортивной педагогики", Д.А. Тышлер
- "Совершенствование специализированных навыков тренера по фехтованию (Теория и методика)", Ю.М. Бычков, 1998.
- Сценическое фехтование" Искусство сценического фехтования", Д.А. Тышлер и А.Д. Мовшович, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.
Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...
Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП
В работе рассматривается понятие психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...
Открытое занятие "Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности". Драматизация сказки "Пых"
Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Пых"...
Программа " Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков"
Коррекционно- развивающие занятия по развитию ЭВС подростков. Для обучающихся 5-9 классов...
Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5-9 классов....
Коррекционная программа «Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков»
Коррекционная программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков" содержит в себе план и содержание занятий психолога с детьми данной возрастной группы....
Общение с природой как средство коррекции эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, с...