выступление
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Слайд 1
В нашей школе имеются несколько форм организации обучения школьников.
- Общеобразовательные классы
- Коррекционные классы для умственно отсталых детей
- Индивидуально-коррекционное обучение для детей с умственной отсталостью
- Надомное обучение
Слайд 2
Основы современной олигофренопедагогики, специальной (коррекционной) педагогики и психологии были заложены в эпоху Возрождения. Объектом изучения тогда являлись дети с выраженной умственной отсталостью, имбецилы, идиоты, лица с врожденными уродствами, психически больные. Такие дети всегда привлекали внимание и, как правило, вызывали негативную реакцию общества. Ситуация менялась по мере того, как развивалась наука и медицина, а религиозная идеология и мистические взгляды отходили на второй план. Врачи стали поднимать вопросы лечения таких людей, педагоги заговорили об обучении.
Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека.
Ян Амос Коменский
Слайд 3
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах – олигофрения и деменция. Олигофрения – олиго (малый), френ (ум, разум). Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (развития) – в 1,5 – 2 года. Деменция – распад психики, проявляется на более поздних этапах (после 2-х лет). Дебильность – легкая степень олигофрении. Имбецильность – средняя степень олигофрении. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Причины олигофрении делятся на эндогенные и экзогенные. Эндогенные (генетические) – семейная форма; наследственные заболевания; заболевания, связанные с изменением количества хромосом. Экзогенные (факторы среды) – внутриутробные поражения – пренатальный период (резус конфликт, инфекции (краснуха, токсоплазмоз, сифилис), интоксикация, травма и т.п.); поражения в родовой, натальный период (родовая травма, инфицирование плода, асфиксия); постнатальный, послеродовой период (травмы, интоксикация, заражения). Причинами деменции, как правило, являются травмы и инфекции.
Слайд 4
Груня Ефимовна Сухарева рассматривает умственно отсталых в трех аспектах – биологическом, клиническом и социальном. Биологический аспект предполагает тесную связь с психиатрией. Клинический аспект – разделение олигофрений соматического характера, психопатологического характера, использование современных методов обследования. Социально-трудовой аспект предполагает разработку посильных для умственно отсталых детей трудовых рекомендаций.
Слайд 5
Нарушения мышления – первейший признак умственной отсталости. При олигофрении наблюдается неспособность к обобщению, конкретность мышления, непонимание скрытого смысла, неумение рассуждать, размышлять. Непонимание пословиц, поговорок, загадок. Механическое заучивание правил, непонимание правил и неспособность применить их на практике. Неспособность к абстрагированию.
Нарушено зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Сужен объем, ориентировка, последовательность.
Нарушена концентрация, произвольность, объем внимания. Про умственно отсталых говорят: «они смотрят и не видят, слушают и не слышат»
Недоразвитие всех сторон речи. Нарушения фонематического слуха, речедвигательного аппарата. Речь ситуативная, односложная, допускают пропуски, замены, искажения, речевые штампы, отсутствует логика и последовательность изложения мысли.
Нарушения памяти – малый объем, непрочность. Все новое запоминается с трудом и медленно. Наблюдается эпизодическая «забывчивость». Быстро забывают и неточно воспроизводят материал.
Слайд 6
Для работы с детьми с умственной отсталостью существуют специальные (коррекционные) учереждения, перед которыми стоят как общеобразовательные задачи, так и специфические. Посмотрите в таб 1 Прочитать специфические задачи
Таблица 1
Слайд 7
Для полноценной работы с умственно отсталыми учащимися требуется совместная работа
- Учитель
- Логопед (обследование, индивидуальные и групповые занятия)
- Дефектолог
- Психолог
Слайд 8
Для успешного изучения учебного материала и развития учебных навыков учащихся разделяют на 4 учебные группы, по возможностям усвоения программного материала.
Диагностика проводится на основе изучения документов (протокола ПМПК и его рекомендации, характеристики с прежнего места учебы), наблюдения, выполнения заданий различной сложности. Независимо от количества детей в классе проводится педагогическая дифференциация (Группы). Наполняемость в классах специальной (коррекционной) школы составляет по списку 12 человек. СБО и трудовое обучение проводится по подгруппам. Посмотрите таб 2
I группа – успешно обучающихся школьников. Они в целом правильно решают предъявляемые задания; наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. 10-15%
II группа – относительно хорошо успевающие школьники. Более замедленный темп продвижения, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях; справляются с основными требованиями программы. 25-30%
III группа – школьники, с трудом успевающие школьную программу. Отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий; обучаются по сниженной программе. 35-40%
IY группа – плохо успевающие школьники. Испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальным программа, в которых дается система минимальных знаний. 10-15%
Диагностика проводится два раза в год: в сентябре и в мае. Диагностика необходима для того, чтобы правильно организовать и построить урок. А так же для того чтобы отследить динамику развития ребенка и внести вовремя корригирующие задания и упражнения.
Таблица 2
Слайд 9
На ряду с затруднениями в учебной деятельности, учащиеся имеют свои специфические особенности.
Учитывая эти особенности ребенка в урок вводятся задания и упражнения для коррекции данных затруднений. Например задания на внимания, пространственную ориентировку, физминутки, чередования видов деятельности.
Слайд 10
Формы обучения в коррекционном классе для детей с нарушением интеллекта разнообразны. Посмотрите Таб 3
На ряду с традиционными формами обучения использую и специализированные, к которым относятся: домашняя учебная работа (самоподготовка), социально-бытовая ориентировка, ритмика, логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК). Из нетрадиционных форм обучения я использую викторины, игры, уроки соревнования и другие.
Таблица 3
Слайд 11
Основная традиционная форма обучения детей с умственной недостаточностью является урок. Посмотрите Таб 4
В специальной (коррекционной) школе ставятся три задачи – образовательная, воспитательная, коррекционная. Воспитательная задача может определяться на тему, раздел. Образовательная и коррекционная ставятся на каждый урок. Коррекционно-развивающая задача подкрепляется корригирующими заданиями и упражнениями в конспекте урока.
Типы уроков – таблица. Посмотрите в таблицу 4
Для письма, чтения ,математики характерными являются все виды уроков – сообщения новых знаний, закрепление, обобщение, контрольно-проверочный, комбинированный. Для уроков естествознания – комбинированный, контрольно-проверочный, обобщающий.
Таблица 4
.
Слайд 12
Основные части урока
Вводная часть - урок начинается с организации, в которую включены проверка готовности к уроку, упражнения и задания на коррекцию внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентации, на воспитание положительной мотивации обучения, развитие эмоционально-волевой сферы. Продолжительность 5-минут. Эта работа способствует включению их в учебный процесс.
Основная часть начинается с актуализации знаний учащихся по новой теме или проверка пройденного материала необходимого для изучения нового материала. Сообщение целей и задач урока. Изложение и закрепление нового материала. Продолжительность 20-35 минут. В основной части проводятся физкультминутки, разнообразные виды деятельности (не менее3, не более 5). Задания для закрепления и повторения полученных знаний, выработки умений и навыков должны быть дифференцированы по группам усвоения программного материала. При объяснении, рассказе демонстрация иллюстрации поэтапное, не более 3 одновременно. Иллюстрации должны быть большими, четкими, без использования стилизованных рисунков. Рассказ длится 7-15 минут. Перед рассказом, чтением ставится смысловой вопрос. Задания прочитываются про себя, потом вслух учащимися 1 группы. Проводится разбор задания поэтапно.
Заключительная часть направлена на подведение итогов проделанной работы, формированию критичности и самоанализа, снятие напряжения, подготовки к отдыху на перемене. Оценивание мотивированное. Домашнее задание дифференцированное.
Слайд 13
Любая работа должна непременно проводится в системе. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики. Крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы педагогов. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.
Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.
Слайд 14
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Уважаемые коллеги, в своей работе я использую следующий программный материал: (показать )
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В.Воронковой
- Учебники для специальных (коррекционных) школ допущенных Министерством образования и науки
- Рабочие тетради к учебникам
- Методические пособия для специальных (коррекционных) школ YIII вида
- Материалы сайта дефектолог Шишкова М. И, Д Худенко.
Приложение
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека. Ян Амос Коменский
Характеристика умственно отсталого ребенка Расстройство мышления Нарушение процессов ощущения и восприятия Расстройство внимания Нарушение речи Расстройство памяти
Общие с образовательной школой Освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности Специфические Профессиональная подготовка Задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Коррекция нарушений психофизического развития Социальная адаптация и интеграция в общество нормально развивающих людей Лечебно-профилактическая работа Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности Формирование научно-диалектического мировоззрения
Комплексный подход к процессу обучения Учитель Логопед (обследование, индивидуальные и групповые занятия) Дефектолог Психолог
Педагогическая дифференциация умственно отсталых детей I V группа – плохо успевающие школьники III группа – школьники, с трудом успевающие школьную программу II группа – относительно хорошо успевающие школьники I группа – успешно обучающихся школьников Примерно 10-15% Примерно 2 5-30% Примерно 35-40% Примерно 10-15%
Группы умственно отсталых детей со специфическими особенностями Дети с нарушениями работоспособ - ности Дети с нарушениями зрительного восприятия и пространствен - ной ориентировки Дети с двигатель - ными нарушениями Дети с фонетико-фонемати - ческими нарушениями
Формы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта Коллективные (фронтальные) По обхвату детей обучением По месту организации обучения Традиционные формы обучения Специальные коррекционные занятия Сопутствующие (дополнительные) занятия Уроки – соревнования, викторины, конкурсы, игры, концерты, праздники, театрализованные уроки, уроки типа КВН … Нетрадиционные формы обучения Групповые Консультации, Дополнительные индивидуальные занятия, Факультативы, Группы выравнивания Логопедические занятия, Лечебная физкультура, Ритмика, Социально-бытовая ориентировка Урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная подготовка Внешкольные Школьные (урочные и внеурочные) Индивидуальные
Урок как основная традиционная форма обучения школьников Образовательная Коррекционно-развивающая Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Задачи урока Воспитательная Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Типы уроков по дидактическим целям Функции урока Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) Комбинированный урок
Вводная часть – подготовка учащихся к работе на уроке, включение в учебный процесс Заключительная часть – подведение итогов проделанной работы, снятие напряжения, подготовка к отдыху на перемене Основная часть – усвоение и закрепление нового материала Основные части урока
Система работы Качественная диагностика Переподготовка педагогов Охранительный режим при обучении Совершенствование методов обучения Взаимодействие с родителями
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Учебники для специальных (коррекционных) школ, допущенных Министерством образования и науки Рабочие тетради к учебникам Методические пособия для специальных (коррекционных) школ VIII вида Материалы сайта дефектолог Шишкова М.И., Д. Худенко
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...