Повторительно-обобщающий урок «Россия начала ХХ (20) века»
методическая разработка (9 класс) по теме
Урок систематизации ЗУН по изученному материалу о начале ХХ века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К уроку... | 947.66 КБ |
иллюстрации | 762.85 КБ |
plan_konspekt_uroka.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Серебряный век» русской культуры
В начале 20 (ХХ) века жили и творили выдающиеся русские писатели, архитекторы, художники. певцы и певицы, музыканты. Особого успеха добился русский балет. Появились первые кинофильмы. Развитие культуры в России достигло невиданного расцвета. Именно поэтому первое десятилетие прошлого века получило название «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» русской культуры.
В живописи начала 20 (ХХ) века сформировалось новое объединение художников. Получившее название «МИР ИСКУССТВА». В него входил выдающийся художник Валентин Александрович Серов.
Революционные события начала века нашли отражение в литературе, повлияли на творчество писателей. Одним из самых известных писателей того времени стал Алексей Максимович Горький (Пешков).
Огромной популярностью пользовались в начале 20 (ХХ) века опера и балет. В Москве спектакли шли в Большом театре, в Петербурге – в Мариинском театре, это два главных театра страны. Из оперных певцов наиболее известен Фёдор Иванович Шаляпин, а из певиц – Антонина Васильевна Нежданова.
В начале века в Мариинском театре Петербурга блистала знаменитая балерина Анна Павловна Павлова.
В прошлом веке появился новый вид искусства – кино, в 1903 году в Москве и Петербурге построили первые кинотеатры – иллюзионы. Первые кинофильмы были немые. В это время прославилась актриса немого кино Вера Васильевна Холодная (Левченко).
Спасибо за внимание!
Литература: 1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 9 кл . специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. 2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.Учебно -методическое пособие – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. 3. Петрова П.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. -– М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Льговская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида
Тема: Повторительно-обобщающий урок
«Россия начала ХХ (20) века»
подготовила и провела
Михайлова Светлана Александровна,
учитель истории
г.Льгов
2013 год
Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида
Тема: Повторительно-обобщающий урок
«Россия начала ХХ (20) века»
Задача: закрепить и обобщить знания учащихся об историческом развитии России с 1900 по 1916 годы.
Цели:
Образовательная: способствовать воспроизведению в памяти учащихся основных противоречий в экономической, политической и социальной сферах Российского государства в начале прошлого века.
Коррекционно-развивающая: учить использовать при выполнении заданий приёмы анализа, сравнения, обобщения; развивать навык самостоятельной работы.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свой народ.
Оборудование: карта «Русско-японская война», «Первая мировая война», интерактивная доска, ПК по количеству учащихся, мультимедиа проектор. фото-иллюстрации, ТСО (презентация в программе MS Microsoft PowerPoint), учебники «История России» для 9 класса (автор Пузанов Б. П. и др.), ручки, тетради.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока.
Организационный момент
Объявляется тема занятия, рассказывается о том. Как будет построен урок. В тетрадях записывают тему: «Россия в 1900-1916 годах, повторение»
Повторение пройденного материала
- Какой временной промежуток мы изучали?
Как звали царя, который правил в это время? Все ли в стране были довольны происходящими переменами?
В чём проявляли недовольство рабочие? …крестьяне?
О какой войне говорится в отрывке: «Начался неравный бой. Сразу стало ясно, что русские корабли вооружены гораздо хуже, чем японские. Русская эскадра решила прорываться во Владивосток»?
Работа на ПК
Сейчас вы займёте места у компьютеров. При выполнении теста будьте предельно внимательны, аккуратны, не спешите. Но помните, что время ваше будет ограничено.
(выполняется тест, время – 5 минут)
________________________________________________________________
- Подчеркните имя царя, правившего страной в начале XX века:
- Александр I
- Николай I
- Николай II
- Определите годы русско-японской войны:
- 1900-1901
- 1904-1905
- 1905-1907
- Какое событие выпадает из общего ряда ( не относится к русско-японской войне):
- гибель крейсера «Варяг»
- оборона Порт-Артура
- Брусиловский прорыв
- Какое событие послужило началом первой русской революции:
- Русско-японская война
- Кровавое воскресенье
- Убийство Н.Баумана
- Назовите лидера партии большевиков:
- В.М.Чернов
- Ю.О.Мартов
- В.И.Ленин
- Помогите разобраться в тексте: «Было воскресенье, празднично одетые рабочие с семьями, с малыми детьми, с иконами в руках направились из разных районов, с рабочих окраин к Зимнему дворцу, где жил царь. Путь им преградил отряд солдат, который получил команду «стрелять!» Убивали безоружных». Какое событие описано, когда оно случилось?
- Когда началась Первая (I) Мировая война?
- 1910г.
- 1914г.
- 1912г.
8. Кто был главнокомандующим в первый период I Мировой войны:
- Великий князь Николай Николаевич
- Николай II
- А.А.Брусилов
_________________________________________________________________
После окончания теста школьники сами проверяют свои отметки.
Физпауза (для переключения зрения: сидя на стульях, потянуться, откинуть голову назад, закрыть-открыть глаза)
- теплыми ладонями приложить к векам
- посмотреть пол – потолок – окно – дверь глазами
- зажмурить глаза, широко открыть
- посмотреть вперед над доской – закончили
Актуализация знаний
А сейчас мы прослушаем сообщения ваших одноклассников. Подготовленные к уроку.
Началом Первой мировой войны послужило покушение сербского революционера на наследника австрийского престола. Это произошло летом 1914 года в Сербии, городе Сараево. Наследник престола погиб, а Австрия объявила войну Сербии. Так началась Первая мировая война.
Во время «брусиловского прорыва» австрийские и немецкие войска несли большие потери. Погибло почти полтора миллиона человек и было разбито 600 орудий, 120 тысяч немецких и австрийских солдат попали в плен.
Во время Первой мировой войны в русской армии появились первые военные самолёты. На одном совершал боевые вылеты лётчик Пётр Николаевич Нестеров. Он первый научился делать в воздухе на самолёте круг, который стали называть «петлёй Нестерова» или «мёртвой петлёй».
Физминутка для глаз
Просмотр презентации о «Серебряном веке» русской культуры ( в сопровождении рассказа учителя)
СЛАЙД 1 – название.
СЛАЙД 2.
В то время, о котором мы говорили с вами Российское государство пережило русско-японскую войну, первую революцию. Почти три года страну потрясали беды и невзгоды. Появлялись первые политические партии, были проведены реформы государственного управления, устройства, крестьянская реформа и др. Всё это оказало влияние на развитие культуры. В начале 20 (ХХ) века жили и творили выдающиеся русские писатели, архитекторы, художники. певцы и певицы, музыканты. Особого успеха добился русский балет. Появились первые кинофильмы. Развитие культуры в России достигло невиданного расцвета.
Именно поэтому первое десятилетие прошлого века получило название «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» русской культуры.
СЛАЙД 3.
В живописи начала 20 (ХХ) века сформировалось новое объединение художников. Получившее название «МИР ИСКУССТВА». В него входил выдающийся художник Валентин Александрович Серов. Он был мастером портретной живописи, обучался в европейских странах. Перу принадлежат портреты Николая II, Горького, художника Левитана, русские пейзажи, знаменитая «Девочка с персиками»
СЛАЙД 4.
Революционные события начала века нашли отражение в литературе, повлияли на творчество писателей. Одним из самых известных писателей того времени стал Алексей Максимович Горький (Пешков). Почти все люди, с которыми свела судьба Горького нашли отражение в его произведениях, ему довелось встретить разных людей: злых и добрых. Бедных и богатых, скупых и щедрых…Революция нашла своё отражение в романах писателя. Самый знаменитый роман – «Мать», где впервые описана деятельность революционеров.
СЛАЙД 5.
Огромной популярностью пользовались в начале 20 (ХХ) века опера и балет. В Москве спектакли шли в Большом театре, в Петербурге – в Мариинском театре, это два главных театра страны. Наши предки начала 20 (ХХ) века всегда стремились попасть в оперу, где царствовали лучшие голоса. Из оперных певцов наиболее известен Фёдор Иванович Шаляпин, а из певиц – Антонина Васильевна Нежданова.
СЛАЙД 6.
В начале века в Мариинском театре Петербурга блистала знаменитая балерина Анна Павловна Павлова. Анна танцевала и на лучших сценах Европы и Америки, ей принадлежат слова: «Служить красоте – значит посвятить себя ей целиком»
СЛАЙД 7.
В прошлом веке появился новый вид искусства – кино, в 1903 году в Москве и Петербурге построили первые кинотеатры – иллюзионы. Первые кинофильмы были немые, в зале на пианино играл музыкант. Билеты в оперу и театр стоили не очень дёшево, а вот билет в иллюзион стоил дешевле, фильм шёл 30 минут и демонстрировался по многу раз. Поэтому фильмы быстро полюбились. В это время прославилась актриса немого кино Вера Васильевна Холодная (Левченко). С 1914 года снималась в кино, первая (эпизодическая) роль — в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссёра Владимира Гардина. Холодная создавала образы красивой печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль «королевы экрана» сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты.
СЛАЙД 8 – итоговый.
Закрепление
Попробуйте вспомнить, о чём я рассказала и соедините стрелками фамилии людей и их занятия (выполняют на местах, затем – проверка на интерактивной доске).
Соедините стрелками:
Ф.И.Шаляпин Певица
А.В.Нежданова Живописец
А.М.Горький Певец
А.В.Павлова Писатель
В.А.Серов Киноактриса
В.В.Холодная Балерина
Подведение итогов
Комментарии, выставление отметок.
PS, если осталось время, то задание:
- Составьте из предложенных цифр даты. Обозначающие события из того времени. О котором мы говорили.
Литература:
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.Учебно-методическое пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Петрова П.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. -– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени
повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени по образовательной системе 2100. 7 класс. Урок - игра от ВГО до реформации....
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»
Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Разработка повторительно-обобщающего урока "Россия в XII веке"
Презентация по отечественной истории "Россия в XII веке" для учеников седьмых классов, общеобразовательной школы....
Разработка открытого повторительно-обобщающего урока "Россия в 17 веке" 7 класс
Содержит презентацию и технологическую карту урока...
Повторительно - обобщающий урок " Киевская Русь в 9 - 11 веках"
История образования Древнерусского государства...
Тема урока: «Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Предпосылки петровских преобразований».
Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков. Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.Показать предпосылки пре...