Тема урока: «Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Предпосылки петровских преобразований».
план-конспект урока по истории (8 класс)

Рукавицына Ирина Геннадьевна
  1. Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков.
  2.  Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
  3. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
  4. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками - документами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_petrovskih_preobr.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Россия на рубеже XVII-XVIII веков.        Предпосылки петровских преобразований».

Цели и задачи урока:

  1. Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков.
  2.  Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
  3. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
  4. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками - документами.

Методы: объяснение, самостоятельная работа с учебником и историческими источниками.

Оборудование и методическое обеспечение: карта «Россия с конца XVII в. по 60-е г. г. XVIII в.»; атлас, с.15; иллюстрации портретов государственных и исторических деятелей; учебник: А. А. Данилов. История России. 7 класс.

Ход урока:

                   I.Организационный момент.

II. Проверка усвоения ранее изученного материала.

Проводится усвоение вопросов главы: «XVII в. – начало нового периода русской истории», после обобщающего урока (10 мин.)

  1. Работа с контрольными тестами по теме;
  2. Анализ исторических документов по теме.

             III. Изучение нового материала.

План:

  1. Россия на рубеже XVII-XVIII в. в.
  2. Предпосылки реформ.
  3. Усиление западного влияния на Россию.
  4. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах людей данной эпохи.
  1. Россия на рубеже XVII-XVIII веков.

 Задание: определите по карте и опишите территории России к концу XVIIв.-началу XVIIIв. К каким морям Россия имела выход?

Охарактеризуйте состав населения России на рубеже веков?

После выводов, сделанных по работе с картой, учитель обзорно представляет социально-экономическое и политическое развитие России:

  1. население России;
  2. развитие промышленности и торговли;
  3. систему государственного управления;

Задание: на основании знаний из курсов всеобщей истории, сравните экономическое положение России и ведущих европейских стран Европы?

- В тетрадь записываются причины отставания России к началу XVIIIв.:

1. Господство феодально-крепостнического строя;

2. Незначительное количество мануфактур, основанных на труде крепостных;

3. Слабое развитие геологии, необходимость импорта полезных ископаемых;

4. Отсутствие выхода к незамерзающим морям и слабое развитие международной торговли;

5. Отсутствие регулярной армии и флота;

           6. Слабое развитие науки и образования.

           7.Попытки совершенствования феодального строя приводили к                нарастанию экономических проблем.

2. В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

- Выделяются внутренние предпосылки реформ:

  • Необходимость переустройства армии
  • Необходимость замены системы налогов
  • Отсутствие собственной промышленности
  • Несовершенство системы приказов
  • Коррупция
  • Необходимость развития образования
  • Несовершенство управления
  • Отсутствие единого суда и годового бюджета
  • Слабое развитие геологии

- Выделяются внешние предпосылки реформ:

  • Отсутствие флота (торгового и военного)
  • Отсутствие выхода к морям
  • Отсутствие колоний как источника богатств

Задание: попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные.

- Очевидно, что предпосылки реформ налицо. На чем базировались грядущие реформы?

  • Наличие неразведанных полезных ископаемых
  • Отсутствие угрозы потерять государственную независимость
  • Наличие самобытной и богатой культуры

3.Усиление западного влияния на Россию. Преобразования Федора Алексеевича.

Задание: работа с учебником и документом на с.109-110,  поиск основных преобразований, проведенных в период царствования Федора Алексеевича (1676-1682г.г.)-запись в тетрадь.

  1. Отмена местничества – 1682 год
  2. Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии
  3. Усиление власти воевод на местах
  4. Упразднение некоторых приказов, сосредоточение части приказов под управлением одного лица

Вопрос: на что были направлены проводимые реформы?  

 Усиление западного влияния на Россию

  1. Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к усилению западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России.
  2. Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
  3. Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
  4. Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польшей.
  5. При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
  6. Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
  7. Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки. 

- Вопрос: в чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?

-Далее проводится работа с материалом учебника и иллюстрациями. По итогам работы заполняется таблица: «Общие черты программы преобразований России в идеях, замыслах, реформах». В таблицу выписываются программы будущих реформ, которые предлагали провести: А.Л. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ю. Крижанич(с.106-109).

- Работа с историческим источником: В. О.Ключевский. «Исторические портреты».

Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.

Вот важнейшие части этой программы:

1) Мир и даже союз с Польшей;

2) борьба со Швецией за балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;

3) завершение переустройства войска в регулярную армию;

4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями: подушной и поземельной;

5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;

6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;

7) освобождение крепостных крестьян с землей;

8) открытие школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей

       Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич?

IV. Закрепление изученного материала.

- Обсуждение вывода в конце параграфа на с. 109, вывод: в России представители власти понимали необходимость преобразований, которые должны были коснуться всех сторон жизни.

- При наличии времени может быть проведен тест на закрепление или перенесен на следующий урок.

 Тесты по теме «Предпосылки петровских преобразований». 

1. Экономическое развитие России сдерживалось:

а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.

2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд

а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих.

3. На рубеже XVII-XVIII вв. Росси отставала от европейских стран, потому что:

а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.

4. Вставьте наиболее подходящее слово:

На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).

5. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к

а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.

6. Симеон Полоцкий повлиял на правление

а) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

7. Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.

   а) А. Ордин-Нащокин  ; б) В. Голицын ; в) Ю. Крижанич

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости – б)

2) создание единого славянского государства – в)

3) введение рекрутской повинности в России – а)

8. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.

а) да;                    б) нет.

Проверка выполнения теста:

 На «5» – 7-8 правильных ответов; на «4» - 5-6 правильных ответов; на «3» - 4 правильных ответа

Д/з: проработать параграф 12, работа с документами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века

Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...

Урок по географии в 8 классе. Тема урока "Россия сәгать поясында"

Урок проводится в 8 классе -1 час по программе. На уроке особо уделяется внимание на то, что с 2011 г  на территории Российской Федерации установлено 9 часовых поясов (точнее, в соответстви...

Презентаця к уроку "Россия на рубеже веков"

В презентации кроме интересных фотографий, имеется несколько таблиц, схем. Для наглядности на уроках истории....

Россия на рубеже XVII- XVIII веков.тесты. 7 класс

Задания в тестовой форме помогут провести проверку и закрепление изученного материала на уроке" Начало правления Петра I"...

Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "

Для усиления эффективности восприятия  учащимися  изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных   разделов  новой темы в ...

Тема: Урок "Россия в годы царствования Феодора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)"

Цели:продолжить формирование у учащихся представлений о роли личности в истории, исторических событиях,  предшествующих Смуте, сложностях исторического познания;способствовать развитию критическо...