Тема урока: «Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Предпосылки петровских преобразований».
план-конспект урока по истории (8 класс)
- Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков.
- Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
- Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
- Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками - документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predposylki_petrovskih_preobr.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Предпосылки петровских преобразований».
Цели и задачи урока:
- Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков.
- Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
- Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
- Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками - документами.
Методы: объяснение, самостоятельная работа с учебником и историческими источниками.
Оборудование и методическое обеспечение: карта «Россия с конца XVII в. по 60-е г. г. XVIII в.»; атлас, с.15; иллюстрации портретов государственных и исторических деятелей; учебник: А. А. Данилов. История России. 7 класс.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Проверка усвоения ранее изученного материала.
Проводится усвоение вопросов главы: «XVII в. – начало нового периода русской истории», после обобщающего урока (10 мин.)
- Работа с контрольными тестами по теме;
- Анализ исторических документов по теме.
III. Изучение нового материала.
План:
- Россия на рубеже XVII-XVIII в. в.
- Предпосылки реформ.
- Усиление западного влияния на Россию.
- Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах людей данной эпохи.
- Россия на рубеже XVII-XVIII веков.
Задание: определите по карте и опишите территории России к концу XVIIв.-началу XVIIIв. К каким морям Россия имела выход?
Охарактеризуйте состав населения России на рубеже веков?
После выводов, сделанных по работе с картой, учитель обзорно представляет социально-экономическое и политическое развитие России:
- население России;
- развитие промышленности и торговли;
- систему государственного управления;
Задание: на основании знаний из курсов всеобщей истории, сравните экономическое положение России и ведущих европейских стран Европы?
- В тетрадь записываются причины отставания России к началу XVIIIв.:
1. Господство феодально-крепостнического строя;
2. Незначительное количество мануфактур, основанных на труде крепостных;
3. Слабое развитие геологии, необходимость импорта полезных ископаемых;
4. Отсутствие выхода к незамерзающим морям и слабое развитие международной торговли;
5. Отсутствие регулярной армии и флота;
6. Слабое развитие науки и образования.
7.Попытки совершенствования феодального строя приводили к нарастанию экономических проблем.
2. В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.
- Выделяются внутренние предпосылки реформ:
- Необходимость переустройства армии
- Необходимость замены системы налогов
- Отсутствие собственной промышленности
- Несовершенство системы приказов
- Коррупция
- Необходимость развития образования
- Несовершенство управления
- Отсутствие единого суда и годового бюджета
- Слабое развитие геологии
- Выделяются внешние предпосылки реформ:
- Отсутствие флота (торгового и военного)
- Отсутствие выхода к морям
- Отсутствие колоний как источника богатств
Задание: попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные.
- Очевидно, что предпосылки реформ налицо. На чем базировались грядущие реформы?
- Наличие неразведанных полезных ископаемых
- Отсутствие угрозы потерять государственную независимость
- Наличие самобытной и богатой культуры
3.Усиление западного влияния на Россию. Преобразования Федора Алексеевича.
Задание: работа с учебником и документом на с.109-110, поиск основных преобразований, проведенных в период царствования Федора Алексеевича (1676-1682г.г.)-запись в тетрадь.
- Отмена местничества – 1682 год
- Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии
- Усиление власти воевод на местах
- Упразднение некоторых приказов, сосредоточение части приказов под управлением одного лица
Вопрос: на что были направлены проводимые реформы?
Усиление западного влияния на Россию
- Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к усилению западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России.
- Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
- Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
- Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польшей.
- При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
- Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
- Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.
- Вопрос: в чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?
-Далее проводится работа с материалом учебника и иллюстрациями. По итогам работы заполняется таблица: «Общие черты программы преобразований России в идеях, замыслах, реформах». В таблицу выписываются программы будущих реформ, которые предлагали провести: А.Л. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ю. Крижанич(с.106-109).
- Работа с историческим источником: В. О.Ключевский. «Исторические портреты».
Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.
Вот важнейшие части этой программы:
1) Мир и даже союз с Польшей;
2) борьба со Швецией за балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;
3) завершение переустройства войска в регулярную армию;
4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями: подушной и поземельной;
5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;
6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;
7) освобождение крепостных крестьян с землей;
8) открытие школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей
Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич?
IV. Закрепление изученного материала.
- Обсуждение вывода в конце параграфа на с. 109, вывод: в России представители власти понимали необходимость преобразований, которые должны были коснуться всех сторон жизни.
- При наличии времени может быть проведен тест на закрепление или перенесен на следующий урок.
Тесты по теме «Предпосылки петровских преобразований».
1. Экономическое развитие России сдерживалось:
а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.
2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд
а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих.
3. На рубеже XVII-XVIII вв. Росси отставала от европейских стран, потому что:
а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.
4. Вставьте наиболее подходящее слово:
На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).
5. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к
а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.
6. Симеон Полоцкий повлиял на правление
а) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
7. Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.
а) А. Ордин-Нащокин ; б) В. Голицын ; в) Ю. Крижанич
1) освобождение крестьян от крепостной зависимости – б)
2) создание единого славянского государства – в)
3) введение рекрутской повинности в России – а)
8. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.
а) да; б) нет.
Проверка выполнения теста:
На «5» – 7-8 правильных ответов; на «4» - 5-6 правильных ответов; на «3» - 4 правильных ответа
Д/з: проработать параграф 12, работа с документами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века
Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...
Урок по географии в 8 классе. Тема урока "Россия сәгать поясында"
Урок проводится в 8 классе -1 час по программе. На уроке особо уделяется внимание на то, что с 2011 г на территории Российской Федерации установлено 9 часовых поясов (точнее, в соответстви...
Презентаця к уроку "Россия на рубеже веков"
В презентации кроме интересных фотографий, имеется несколько таблиц, схем. Для наглядности на уроках истории....
Россия на рубеже XVII- XVIII веков.тесты. 7 класс
Задания в тестовой форме помогут провести проверку и закрепление изученного материала на уроке" Начало правления Петра I"...
Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "
Для усиления эффективности восприятия учащимися изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных разделов новой темы в ...
Тема: Урок "Россия в годы царствования Феодора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)"
Цели:продолжить формирование у учащихся представлений о роли личности в истории, исторических событиях, предшествующих Смуте, сложностях исторического познания;способствовать развитию критическо...
Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
Презентация к уроку...