Повторительно - обобщающий урок " Киевская Русь в 9 - 11 веках"
план-конспект урока по истории (6 класс)

История образования Древнерусского государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_6_klass.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Слава нашей стороне!
          Слава русской старине!
           А преданья старины
        Забывать мы не должны!

                                                                                                (И. Кончаловская)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская Русь в IX-XII веках »

Цель урока:  систематизация,  обобщение и контроль  знаний учащихся по теме «Киевская Русь в IX-XII веках »

Задачи

образовательные:

         систематизировать исторический материал о Киевской Руси IX-XII веков ;

  • проконтролировать знания хронологии, исторических личностей.

 

развивающие: 

        продолжить развитие логического мышления, памяти, умений анализировать, сравнивать, работать     с тестовыми заданиями, иллюстрациями; соотносить дату с событием;

воспитательные: 

  •  продолжить воспитание любви к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие ;

Оборудование: компьютер, презентация

Используемые технологии: игровая, здоровье-сберегающая

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

(Звучит русская народная музыка) Входит учитель, одетый в русский народный костюм.

Вот и приветствует вас

Далекая, загадочная Киевская Русь.

Организационный момент

- А ну –ка, похлопайте, как я!          (учитель хлопает)

  А ну –ка, все вместе, все в раз!      (хлопают)

  Так хлопают только у нас! 

   А ну –ка, притопни, как  я!              (учитель топает)

   А ну –ка, все вместе, все в раз!     (топают)

   Так топают только у нас!

 

   А ну –ка, скажите: «Ха – ха!»

   А ну –ка, все вместе, все в раз!

   Смеются так только у нас! 

- Я надеюсь, что эта улыбка создала вам хорошее настроение, которое не покинет Вас до конца урока!

      I. Разминка. Выполнение тестов.

       

       На старт – марш – листочки взять,

       Немедленно их подписать,

      И исторические тесты начать.

1.  С каким занятием связаны слова «подсека», «соха» и «борона»?

 а) с рыболовством ;                в) со скотоводством;

 б) с бортничеством ;               г) с земледелием. 

2.  Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?

      а) плодородием почвы;         в) отсутствием леса;

      б) лесистостью края;             г) использованием плуга.

3.  Отрывок, из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания»  - свидетельствует о том, что у восточных славян:

а) утвердилось христианство;

б) главными занятиями было рыболовство и мореплавание;

в) были распространены языческие верования;

г) отсутствовали контакты с другими странами.

4.  Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?

а) из Белого моря в Каспийское;           в) из Белого моря в Черное;

б) из Балтийского моря в Черное;         г) из Балтийского моря в Ладожское озеро.

.

5. Кто был основным торговым партнером Руси?

а) Византия;                                  в) Тмутаракань;

б) Швеция;                                    г) Скифия.

6.  Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

а) развитию образования;            в) укреплению связей с Византией;

б) упорядочению сбора дани;     г) распространению христианства.

7.  О чем идет речь в отрывке из документа?

      Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и это: если не убьем его, то всех нас погубит. И послали к нему послов, говоря: «Почему идешь опять? Ты ведь взял дань»

      а) о походе Олега на Киев;           в) о восстании древлян;

      б) о походе Святослава;                г) о нападении хазар.

.

8.  Кто был правителем Руси с 980 по 1015?

а) Владимир;                                    в) Олег;

б) Игорь;                                           г) Святослав.

9.  Какая река была местом крещения киевлян?

а) Днепр;                                           в) Волга;

б) Волхов;                                         г) Москва.

10.  К чему привело принятие христианства на Руси?

а) к усилению племенной разобщенности;

б) к усилению позиций западной римской церкви;

в) к ослаблению великокняжеской власти;

г) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры.

11.  Кто был причислен Русской православной церковью к лику святых?

а) князь Игорь и княгиня Ольга;             в) князья Аскольд и Дир;

б) князья Рюрик и Олег;                           г) князья Борис и Глеб.

12.  С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства?

а) Святослава;                                           в) Владимира Святого;

б) Рюрика;                                                 г) Ярослава Мудрого.

Ответы:1г, 2б, 3в, 4б, 5а, 6б, 7в, 8а, 9а, 10г, 11г, 12г.  

 

II. Хронологическая головоломка

Расставь события в хронологической последовательности, прочитай  и дай объяснение зашифрованному слову :

  И-   Правление князя Ярослава Мудрого (1019-1054)

  К-   Крещение Руси                                   (988)

  У-   Правление князя Олега в Киеве        (882-912)

  Р-   Правление князя Игоря в Киеве       (912-945)

  О- Правление княгини Ольги в Киеве    (945-957).            (Уроки).

III«Попробуй, назови»

 Вам нужно по ключевым словам, которые я буду сейчас называть, определить и назвать занятия славян.

  • лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, рожон, медведь, куница, белка, бобр. (охота)
  • сом, осетр, судак, щука, налим, бредень, сети, невод, верша. (рыболовство)
  • горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы. (кузнечное дело)
  • конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок. (ткачество)
  • малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, зверобой, подорожник, орехи. (собирательство)
  • соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона – суковатка, поле, овес, пшеница, ток, гумно, амбар, сусек.(земледелие).

Древнерусские загадки.

Что ж ребятки, раз вы хватки,

Отгадайте-ка загадки.

1.Комовато, ноздревато, и груба-то, и горбато, и тяскло, и кисло, и пресно, и вкусно, и кругло, и грузно. И легко, и мягко, и твёрдо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило. (хлеб, каравай)

           2.Спит на кургане курочка с серьгами. (овёс)

          3.В землю – блошкой, из земли – лепёшкой. (репа)

  IV.  «Историческая азбука»

Необходимо вспомнить и объяснить исторические понятия данной темы в алфавитном порядке .

Быт. Вервь .Вече.  Вотчина

 Государство. Дань.

Епископ. Житие. Колонизация.

 Митрополит. Народное ополчение.

 Полюдье. Погосты. Политика.

Уроки.  Усобицы. Язычество.

 V. Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.

ОТРЫВКИ

СОБЫТИЯ  

 А. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»

1. Походы князя      

     Святослава

 Б.  «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый  или бедный, или нищий, или раб — будет мне врагом.»

2. Призвание варягов

 В. «В тот год сказала дружина Игорю:               

 «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы  наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь,

нам. И послушал их Игорь — пошел ... за данью, и прибавил к прежней дани новую.»

     3. Крещение Руси

 Г. «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли     Русской, но ляжем костьми ибо мертвые сраму                  

на имут.»

         4.Восстание древлян

                        

                                                                                                                                                 Ответ: А2, Б3, В4, Г1.

       VI. «Перевертыши» (боги славян).

Собрать из букв имя бога, рассказать, что о нем знаете. Одна буква в перевертыше- лишняя.

УРАПНЕ –Перун ( бог грома, молнии, войны и оружия).

ЛИРОВЯ-  Ярило (бог Солнца).

ШУКАМО- Макош (бог плодородия).

Физминутка

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой

 VII. «Циферблат». Вам предлагаются вопросы, связанные с цифрами.

- В каком веке Русь приняла христианство?  (10).

 - Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри»?  (3).

- Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (2).

- Как звали третьего правителя Руси? (Игорь).

 VIII. «Для чего нужна математика?»

Знаете ли вы имя киевского князя, который начал объединение всех русских земель? Вы узнаете это имя, если выполните следующее задание:

Вычислите удобным способом

(1+11+21+31+41)+(9+19+29+39+49)

 (выражение и шифр записаны на доске)

ОЛЕГ –        250

Игорь -         280

Святослав-  290

(Олег)

IX. «И лёгким росчерком пера напишем славных имена»

    Определить по характеристикам исторические  персоналии.

1. «Объединил  русские земли, подчиняя  все новые и  новые племена. Это о нем  было сказано: «Если повадится волк в отару , то всех овец вынесет, пока не убьют его». Так и этот: если  не убьем его , то всех нас погубит»( Игорь)

2. «Заботился о культурном развитии государства, любил книжную мудрость. Но думал и о безопасности  Руси, за что был прозван Мудрый».(Ярослав)

3.Женился на  византийской принцессе. Получил прозвище «Красно Солнышко». . Крестил Русь

Киев замер, в одночасье вымер,
Злые взгляды древних стариков:
В это утро светлый князь 
Сокрушал языческих богов.    (Владимир Святославич
)

X.  «Путаница»

 Не кривя душой, ребята

 Вам скажу, как на духу

 Очень даже плоховато

 Я историю учу.

Написал работу я,

Получил за неё «два»

Помогите, объясните,

В чём ошибочка моя?

Найти и исправить ошибки .

Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошел пешком на византийский город Константинополь . взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру принцессу Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.

Ошибки     -  898-988;

Не пешком- по пути « из варяг в греки», Константинополь не брал, а оказал помощь в разгроме мятежников; немного императоров, а один; не Ольгу, а Анну; не в Волхов , а в Днепр.(6)

Рефлексия

Итоги урока. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Киевская Русь»

Данные тесты подобраны для проверки знаний учащихся и могут использоваться как учителями для проверки домашнего задания, так и учащимися для самопроверки....

Повторительно - обобщающий урок "Киевская Русь" 6 класс

ральное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  имени А.Н. Радищева.   Открытый урок Интеллектуальная игра «Умники и умницы»...

Разработка повторительно-обобщающего урока "Россия в XII веке"

Презентация по отечественной истории "Россия в XII веке" для учеников седьмых классов, общеобразовательной школы....

Обобщающий урок Киевская Русь

Обобщающее повторение по теме...

Обобщающий урок : «Киевская Русь в X-XIII вв»

Цель: осмысление   важнейших закономерностей и причинно-следственных связей исторических событий, развитие памяти, мышления, монологической речи обучающихся ;развивать интерес и уважение к и...

Разработка открытого повторительно-обобщающего урока "Россия в 17 веке" 7 класс

Содержит презентацию и технологическую карту урока...