Технология развития слухового восприятия неречевыми стимулами
методическая разработка на тему

Шепелева Светлана Юрьевна

Данная технология применяется на фронтальных занятиях в слуховом кабинете учителем- дефектологом в школе 1-2 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития слухового восприятия неречевыми звучаниями.

                                                                              Л.П. Назарова

Одним из основных разделов программы по РСВ  на фронтальных занятиях в слуховом кабинете является работа с неречевыми стимулами.

  У глухих учащихся поступающих в подготовительный, первый класс часто не выработана стойкая  реакция на восприятие  даже  неречевых звучаний.

  1.Работу по РСВ следует начинать с выработки недифференцированного восприятия звуков, т.е. восприятие звука без точного определения его источника.

Задача ученика – поднять руку в том случае, если он действительно услышал предъявленный звук.

   Работа начинается с восприятия звуков резко противоположных по звучанию (барабан- дудка) и вырабатывается стойкий условный рефлекс на звук.

 2. Дифференцированное восприятие- это точное определение источника звучания.

  Задача ученика- отличить один звук от другого и определить источник звучания.

  Задача учителя – сформировать у учащихся  «слуховой банк» неречевых звуков.

Для повышения мотивации целесообразно использовать на занятиях игровые моменты, например «Что звучало?» ( звучащие инструменты, бытовые шумы и т.д.) «Кто это?» (звукоподражание животных).

  Выработка дифференцированного восприятия зависит от ряда условий:

- от силы звучания,

- от спектра звучания( низкие звуки различаются легче, чем высокие)

- от длительности звучания.

На одном занятии не рекомендуется  использовать  более трёх – четырёх звуков. Большое количество звуков будет мешать детям  ориентироваться в них.

  После завершения этого этапа работы следует переходить к различению более близких по звучанию звуков ( гармоника – металлофон, бубен- барабан. дудка – свисток).

 На занятиях можно использовать игры, способствующие закреплению материала.

 3. Следующий этап – определение числа сигналов, издаваемых на инструменте.

   Для закрепления можно применять упражнения: отхлопай количество звучаний, воспроизведи на инструментах, зарисуй кружками, покажи цифру.

4. Определение направления источника звучания. Эта работа осуществляется без применения ЗУА, т.к. она доносит до обоих ушей звуки одновременно. несмотря на то, что объект, издающий звук, находится ближе к одному уху.

Программой предусматривается выработка умения определять местонахождение источника звучания с четырёх сторон (спереди, сзади, справа, слева).

5. Определение силы, краткости, длительности, слитности и прерывистости звучания.

Задача – выработать у учащихся  умения  различать краткие и длительные звучания, сильные и слабые, слитные и прерывистые.

Эти различения вызывают большие трудности, чем предыдущий материал, т.к. это более тонкие различения неречевых  звуков.

  Эта работа проводится  с опорой на  слухо-зрительное  и слуховое восприятие.

6. Различение голосов птиц и животных.

   задача – познакомить детей с голосами животных. которые встречаются в быту: кошка, собака, петух, курица. корова и т.д.

Работа по восприятию и различению неречевых стимулом является основой для дальнейшей работы по восприятию и различению речевых стимулов.

У учащихся вырабатывается стойкая реакция на звук. Они реагируют на шум, сигнал автомобиля, приближающийся поезд и т.д. Всё это помогает им адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, а порой просто сохраняет им жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"

Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи  во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...