"Дифференциация звуков З-С" 2 класс
план-конспект занятия по теме

Лященко Алла Григорьевна

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_z-s.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытое логопедическое занятие: Дифференциация звуков З – С.

Цели занятия: учить различать звуки [ з]-[ с] изолированно, на уровне слога, слова и предложения.

Задачи:

  • Закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • Учить давать сравнительную характеристику звуков[ з]-[ с];
  • Развивать слуховую дифференциацию звуков[ з]-[ с];
  • Развивать фонематический слух;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление;
  • Развивать общую моторику;
  • Воспитывать активность, самостоятельность и умению взаимодействовать между собой.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, гречка, мяч, загадки, рабочие тетради, ручки, простые карандаши, ИКТ: экран, проектор, ноутбук.

Здоровьесберегающий компонент:

снятие утомления с мышц туловища, рук и плечевого пояса (игра "Наоборот"); создание благоприятной психологической атмосферы на занятии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Подведение к теме занятия.

-Послушайте загадки, назовите отгадки.

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.(Сова) слайд1

Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы.(Заяц) слайд 2

-Назовите первый звук в слове сова, (Звук С)

-Назовите первый звук в слове заяц, (Звук З)

-Кто догадался, какие звуки сегодня на занятии мы будем различать? (Звуки З и С)

3.Постановка целей:

-Будем учиться различать звуки З и С, учиться правильно их произносить, заменять эти звуки соответствующими буквами, правильно использовать их на письме.

-Тема нашего занятия: "Различение звуков [ з]-[ с]"

4. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами)

Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,

Не руками, не ногами, а своими язычками.

  • "Улыбка"
  • "Заборчик"
  • "Часики"
  • "Почистим нижние зубки"

Для развития воздушной струи упражнение "Карандаш".

2. Уточнение нормы артикуляции звуков[ з]-[ с] (работа с зеркалами)

-Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [ с].

-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки?

-Дадим  характеристику звуку [ с]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Вывод: звук [ с] - согласный, глухой, твердый. слайд 3

-Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [ з].

-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки?

-Дадим  характеристику звуку [ з]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Вывод: звук [ з] - согласный, звонкий, твердый. слайд 4

3. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

- Определите, что общего у звуков [ з]-[ с]?

(Согласные, твердые)

- Определите, чем отличаются эти звуки?

(Звук  [ с]  глухой, а звук [ з] звонкий)   слайд 5

4. Развитие фонематического восприятия.

-Я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [ з] или звук [ с], хлопните в ладоши.

ЗВУКИ: ш, з, ч, с, т, щ, с, п, з, с.

5. Развитие слухового внимания.

- Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим, а буквы пишем)

- Послушайте стихотворение и найдите  на парте соответствующую букву.

На эту букву посмотри , она совсем ,как цифра три.(показывают букву З)

Что за буква светится старым ясным месяцем? (показывают букву С)

6.Развитие мелкой моторики.

-Сконструируйте из гречки буквы З и С.

7. Физминутка.

Игра "Наоборот"

- Я буду бросать мяч и называть слог со звуком  [ з], а вы , возвращая мяч обратно будете называть слог со звуком [ з] и наоборот.

СЛОГИ: зо-со, зу -су, са-за, ос-оз, за-са, уз-ус, ас-сз.

8.Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.

-Перед вами числовые ряды, определите место звука звук [ с] на числовых рядах.

СЛОВА: стол, лес, крыса, капуста.

-Определите место звука звук [ з] на числовых рядах.

СЛОВА: глаза, забор, роза, заколка.

9.Развитие зрительного внимания на уровне предложения.

Работа в тетрадях. (слайд 6)

-Прочитайте предложение, заменяя каринку соответствующим словом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Заяц сидит на пеньке.

По улицам водили слона.

На столе стоит стакан.

Быстро убегает зебра от врагов.

Задание:  записать получившиеся предложения, букву З- подчеркнуть, букву С- зачеркнуть.

Взаимопроверка.

5.Итог занятия.

-Какие звуки учились различать на занятии?

-Что общего и чем отличаются эти звуки?

-Перед вами лежат смайлики, выберите себе улыбающийся смайлик, если вы довольны своей работой на занятии, если же вы не довольны своей работой возьмите серьезный смайлик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....