Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации дошкольников и ее влияние на развитие речи и черты личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utylth.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста
В научной литературе представлены различные подходы к исследованию гендерных характеристик речи. Первый подход базируется на определении понятия гендера как близкого (или синонимичного) понятию пол. В данном случае при оценке тех или иных особенностей речи лиц разного пола неоправданно смешиваются социальные (например, языковая среда) и физиологические (например, функциональная асимметрия мозга) факторы, детерминирующие, по мнению исследователей, гендерные различия в речевой деятельности (Горошко Е.И., Сиротюк А.Л. и др.).
Второй подход, напротив, основывается на отрицании значимости биологических факторов в развитии речи лиц разного пола, что приводит к определению всех особенностей речевой деятельности как гендерных. Представители данного направления объясняют природу речевых различий мужчин и женщин особенностями перераспределения социальной власти в обществе. В большей степени такая точка зрения представлена феминистскими исследованиями в области психологии и лингвистики.
Третий подход характеризуется отсутствием гендерного анализа при изучении речи лиц разного пола. Как правило, оценка особенностей речи лиц разного пола не является главной целью подобных исследований, полученные данные рассматриваются как второстепенные (Репина Т.А. и др.).
По мнению большинства психологов и лингвистов, гендерные речевые различия необходимо принимать во внимание. К настоящему времени уже проведен ряд исследований различных сторон устной и письменной речи, а также особенностей вербального поведения лиц разного пола (Кирилина A.B., Горошко Е.И. и др.), однако большинство из них затрагивают проблему гендерных различий в речи взрослых людей.
Выявлены особенности организации лексикона у лиц разного пола: основу женского активного словаря составляет общеупотребительная лексика, тогда как мужчины чаще используют периферийные разделы лексикона (профессиональные термины, неологизмы и др.). Горошко Е.И. на основании результатов ассоциативного эксперимента дифференцирует ассоциативные картины мира мужчин и женщин. Установлено, что женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально-оценочной лексики, выражение оценочных суждений у мужчин чаще носит нейтральный характер (Кирилина A.B.).
В ряде исследований выявлено, что женщины чаще используют в высказываниях прилагательные, тогда как мужчины – глаголы, прилагательные и наречия (Вейлерт A.A. и др.). Изучение синтаксической стороны речи лиц разного пола показало, что мужчины в среднем используют в одном тексте меньшее число предложений, чем женщины, но мужские синтаксические конструкции чаще являются сложными (Кирилина A.B., Горошко Е.И.). Исследуются различия в речевых стилях, коммуникативных стратегиях реагирования и тактике ведения диалога. Ряд ученых подчеркивают отсутствие четких границ между мужской и женской речью, определяя особенности мужской и женской речи как проявления тенденции употребления различных языковых средств (Кирилина A.B., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н.).
Таким образом, большинство работ отражает результаты исследований взрослых мужчин и женщин. Проблема же гендернообусловленных особенностей речи детей остается малоизученной. В научной литературе имеются немногочисленые данные, характеризующие особенности содержания традиционных гендерных стереотипов в отношении речи девочек и мальчиков дошкольного возраста. В частности, поведение девочек определяется как преимущественно вербальное, устным высказываниям приписывается грамотность оформления при невысокой логичности («женская логика»). Традиционными являются представления о выраженной эмоциональности речи девочек и их большей склонности к гуманитарным наукам. Поведение мальчиков, напротив, характеризуется как преимущественно невербальное. Считается, что речевые способности мальчиков развиваются хуже, чем у их сверстниц. Подчеркивается, что взрослые часто приписывают устным высказываниям мальчиков логичность, невысокий уровень грамотности, использование стилистически сниженных языковых средств (Кон И.С., Агеев B.C., Клецина И.С.). Эти традиционные представления, на которые нередко опираются в практической деятельности педагоги и воспитатели, в определенной мере ограничивают развитие детей обоего пола (Кон И.С. и др.).
У детей разного пола выявлены некоторые различия в развитии речи. Так, Нельсон К., Бейтс Э., Брезертон А. (цит.по: Бужигеева (Ушакова) М.Ю.) определили две принципиально различные тактики овладения языком: референциальную (в большей степени характерную для девочек) и экспрессивную (чаще характеризующую речевое развитие мальчиков). Речь девочек, в силу референциальной тактики, отличается активным использованием прилагательных, быстрым увеличением лексикона и употреблением большего числа повествовательных предложений, В речи мальчиков, напротив, выявлено небольшое число существительных и прилагательных, медленный рост активного словаря. Мальчики чаще используют побудительные предложения, чем повествовательные.
Результаты изучения диалогического общения девочек и мальчиков (Го-рошко Е.И.) показали, что выбор тем разговора детьми разного пола неодинаков: девочки чаще обращаются к конкретным, сиюминутным вопросам, тогда как мальчики предпочитают разговаривать на достаточно абстрактные темы. Кроме того, в ходе диалога мальчики допускают в своей речи грубые грамматические ошибки, для девочек же характерны ошибки, связанные с гиперкоррекцией, чрезмерным контролем речевого действия.
Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста проявиляются в выборе различных языковых средств, опосредованном социальными нормами и стереотипами в отношении полоролевого поведения. Эти особенности определяют качественное своеобразие речи девочек и мальчиков, проявляясь на различных уровнях высказывания: лексическом, морфологическом, синтаксическом и смысловом. Так, интерес к техносфере традиционно более высок у мальчиков, а к живой природе – у девочек (Д.Д. Амен). Как правило, речь девочек предметна, лучше соответствует языковым нормам, в ней доминирует аффективный компонент. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный аспекты, она более динамична и носит объяснительный характер, однако в меньшей степени соответствует нормам использования лексических единиц.
Рассказы девочек состоят в основном из распространенных повествовательных предложений. Они склонны персонифицировать собственное высказывание, придавать ему определенный личностный смысл и законченную грамматическую форму. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. Их рассказы состоят преимущественно из нераспространенных повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков более динамичны и информативны, тогда как высказывания девочек из-за преобладания существительных более статичны и предметны. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. При этом высказывания девочек более экспрессивны, они чаще дают морально-этическую оценку описываемых событий. Реплики мальчиков чаще бывают эмоционально нейтральными и носят объяснительный характер, но реже касаются этической стороны вопроса. Речевая деятельность девочек осуществляется в основном посредством активного использования разнообразных лексических средств, тогда как речь мальчиков - посредством сложных грамматических операций. Высказывания девочек содержат больше прилагательных, а мальчиков – больше глаголов.
Изучение особенностей речевого взаимодействия детей с взрослыми в регламентированной деятельности позволило сделать вывод о том, что для девочек характерна активная речевая деятельность, основанная на инициативных высказываниях, тогда как речь мальчиков в большей степени реактивна, опосредована речевыми актами взрослого. В условиях спонтанного развития речевая активность девочек в значительной степени увеличивается при переходе в старший дошкольный возраст, у мальчиков данный процесс наиболее активно протекает к концу дошкольного периода развития.
Выявлено, что уровень развития отдельных языковых структур речеязыкового механизма неодинаков у дошкольников разного пола: девочки активно овладевают базовыми структурами языка, но в меньшей степени ориентированы на сложные грамматические операции, тогда как мальчики, напротив, оперируют в речи сложными грамматическими категориями, не уделяя должного внимания лексическому уровню языка. На интенцию к высказыванию более значительное влияние оказывает у девочек блок личностных образований и психологических состояний, у мальчиков - блок интеллектуально-когнитивных операций и репрезентации знаний.
Установлено, что указанные гендерные особенности речи во многом детерминируют различные траектории речевого развития: у девочек в большей степени проявляется «горизонтальная», основанная на активном использовании базовых языковых структур, тогда как для мальчиков больше характерна «вертикальная» траектория, связанная с овладением сложными грамматическими категориями.
У девочек лучше, чем у мальчиков, развиты навыки, связанные с лексической и морфологической сторонами речи. Девочки, в основном, успешно справляются с подбором глаголов и прилагательных, правильно изменяют и образуют необходимые формы слов. Мальчики преимущественно демонстрируют активность в подборе существительных и успешнее осуществляют синтаксические операции, особенно при дополнении придаточной части сложноподчиненного предложения. Речевые навыки, связанные с осознанием языковых элементов и анализом устного высказывания, лучше сформированы у девочек. Развитое чувство языка у мальчиков зафиксировано практически в два раза чаще, чем у девочек, и характерно только для детей старшего дошкольного возраста.
Особого внимания заслуживают особенности высказываний, опосредованные гендерной принадлежностью и соответствующим социальным опытом детей определенного пола. Так, например, девочки зачастую неверно подбирают глаголы в описаниях действий, традиционно считающихся мужскими (использование транспорта, инструментов), тогда как мальчики ошибаются при описании действий, которые чаще осуществляют женщины (связанные с бытом). Примеры ошибок девочек: «рубит доски пилой», «пилит топором», «режет доски пилой», «папа накачивает машину». Ошибки мальчиков: «мама моет белье, одежду», «мама варит котлету». В тех же случаях, когда речевая деятельность осуществлялась мальчиком или девочкой в рамках своего гендерного опыта, подобные ошибки почти не встречаются.
Таким образом, к концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. С логическим оперированием элементами языка и составлением сложных синтаксических конструкций успешнее справляются мальчики.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современной психологии рассматривается в двух взаимодополняющих аспектах: изучение особенностей речи детей от трех до семи лет и поиск наиболее эффективных способов оптимизации речевой деятельности на данном этапе онтогенеза.
Детская речь рассматривается в научной литературе как речевая деятельность, которой свойственно употребление специфических средств в процессе речевого общения (Выготский JI.C., Эльконин Д.С., Леонтьев A.A., Шахнарович A.M. и др.). Это определяет качественное своеобразие речи детей и необходимость ее изучения в контексте социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и основных новообразований возраста. Возрастные периоды характеризуются различной значимостью для полноценного речевого развития ребенка. К числу наиболее важных этапов развития речи большинство исследователей относят дошкольное детство.
В возрасте от трех до семи лет происходит качественное преобразование всех сторон речи (лексической, фонетической, морфологической, синтаксической), а также ее форм и функций (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Гвоздев A.Н. и др.). Активному овладению родным языком способствуют потребности в общении со сверстниками и взрослыми, развитие игровой и появление новых видов деятельности, усвоение ребенком различных социальных норм поведения (Эльконин Д.Б., Жинкин Н.И., Леонтьев А.Н. и др.). Позитивные изменения в познавательной и личностной сферах ребенка, а также формирование у него различных социальных навыков определяют развитие основных блоков речеязыкового механизма, который включает в себя языковые структуры, когнитивные и личностные образования, позволяющие осуществлять речевую деятельность (Ушакова Т.Н.).
Вместе с тем результаты многочисленных исследований убедительно доказывают неравномерность и гетерохронность развития разных сторон речи у большинства дошкольников (Божович Е.Д. и др.). Активное формирование отдельных речевых навыков при недостаточной оптимизации в целом речевой деятельности создает трудности в процессе целенаправленного развития речи детей в дошкольных учреждениях и снижает уровень их психологической готовности к овладению новым видом речевой деятельности - письменной речью. Это приводит к необходимости исследования различных особенностей детской речи и факторов, определяющих ее развитие на данном этапе онтогенеза.
Хотя в целом проблема гендерных особенностей речевой деятельности и получила определенное освещение в научной литературе, далеко не все ее аспекты изучены достаточно хорошо. В частности, нечетко обозначено само понятие гендерных особенностей речи детей, не выявлена их связь с основными структурами речеязыкового механизма ребенка, не определены способы учета указанных особенностей в процессе целенаправленного развития детской речи. Изучение данных вопросов является актуальной задачей дальнейших теоретических исследований и разработки на их основе соответствующих коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие речи детей в дошкольном учреждении.
Вплоть до последнего времени гендерный фактор необоснованно относился к числу наименее учитываемых в процессе целенаправленного развития речи. Между тем, реализация гендерного подхода к изучению детской речи позволяет интерпретировать и корректировать влияние на речевую деятельность ребенка гендерных стереотипов (традиционных представлений о нормативном поведении лиц разного пола) и гендерной социализации (процесса присвоения ребенком правил и норм поведения, соответствующих его гендерной принадлежности) (Клецина И.С., Кирилина A.B., Радина Н.К. и др.).
Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что хотя в условиях целенаправленного развития речи у детей в рамках гендерного подхода у девочек и мальчиков сохраняются характерные для них траектории, но в то же время проявляются элементы «вертикальной» (у девочек) и «горизонтальной» (у мальчиков) линий речевого развития. Реализация специальной программы развития речи, основанной на обогащении социального опыта детей и дифференциации речевых упражнений для мальчиков и девочек, способствовует активизации различных блоков речеязыкового механизма дошкольников, что обеспечивает коррекцию выявленных траекторий речевого развития.
В результате речевая деятельность девочек начинает осуществляться посредством активного использования не только разнообразных лексических единиц, но и сложных грамматических операций, что отражает развитие мыслительного и когнитивного компонентов речи. Высказывания девочек начинают характеризоваться большей динамичностью, информативностью, комплексированностью и логичностью. Речь мальчиков, сохранив динамичность и информативность высказываний, становится более предметной, эмоционально окрашенной, в достаточной степени соответствующей нормам использования лексических единиц. Таким образом, развитие речевой деятельности девочек и мальчиков приобретает комплексный характер.
Позитивные изменения речевой деятельности у детей разного пола вызывают повышение их речевой активности в ходе вербального взаимодействия с взрослыми в регламентированной деятельности. Значимым результатом работы становится улучшение способности к самостоятельному построению высказываний у детей среднего дошкольного возраста, поскольку для девочек и мальчиков четырех-пяти лет инициативные высказывания составляют большую сложность, чем для старших дошкольников. В речи мальчиков дошкольного возраста особенно заметным становится развитие инициативности высказываний в ходе речевого взаимодействия с взрослыми.
Реализация гендерного подхода способствует оптимизации речевого взаимодействия детей со взрослыми, активизирует основные структуры речеязыкового механизма мальчиков и девочек и повышает эффективность целенаправленного развития детей в условиях дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...
Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»
laquo;Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...
«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»
Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициям для литературного языка.Обладать культурой речи &mda...