Формирование словообразовательных компетенций у детей с ОНР.
учебно-методический материал на тему

Семенова Светлана Викторовна

Коррекционное обучение способствует эффективному формированию словообразовательных компетенций, поэтому коррекционная работа необходима, и проводить ее следует, учитывая принципы системности, комплексности, индивидуального подхода, онтогенетический принцип.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_slovoobrazovatelnoy_kompetentsii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словообразовательных компетенций у детей с ОНР.

Достаточно низкий уровень словообразования является одной из причин, как количественной бедности  словарного  запаса, так и неправильного употребления многих слов. Дети затрудняются распознавать семантику слова по его словообразовательной структуре. Встречающиеся замены в той или иной степени близки по смыслу тем словам, взамен которых они употребляются, поэтому они не создают серьезного препятствия для общения, а значит, с трудом преодолеваются в процессе совершенствования речевой практики детей.    

Дети с ОНР не знают значений многих слов и, следовательно, затрудняются в образовании новых форм от исходных слов с помощью суффиксов, префиксов.

Процесс словообразования у детей с общим недоразвитием формируются в той последовательности, что и у детей с нормой речевого развития, но задерживаются в развитии и медленно усваиваются. Методы изучения детей с ОНР разнообразны и совпадают с методами изучения детей с нормой развития, однако имеют свою специфику.

Труднее детям даются операции словообразования  глаголов приставочным способом, однокоренных слов.

Коррекционное обучение способствует эффективному формированию словообразовательных компетенций, поэтому коррекционная работа необходима, и проводить ее следует, учитывая принципы системности, комплексности, индивидуального подхода, онтогенетический принцип.

Низкий уровень словообразования у детей с ОНР приведет в дальнейшем к школьной неуспеваемости. Поэтому перед логопедами стоит задача своевременно и эффективно провести коррекционно – развивающую работу.

Низкий уровень словообразовательных компетенций отмечается у детей с бедным словарем и множественными аграмматизмами в речи. Недоразвитие речи в целом  определяет в будущем школьное обучение.

Для решения проблемы формирования  словообразовательных компетенций необходимо создание коррекционно – развивающей программы,  включающий в себе основные этапы логопедической работы по формированию этих процессов.

Коррекционная работа должна идти в специально – ориентированном направлении. Специальные  упражнения должны включаться в индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия.

Системная работа по формированию словообразовательных процессов предполагает использование наглядных, графических, вербальных средств.

При реализации коррекционно –развивающей программы , учитываются следующие принципы:

Онтогенетический принцип- учет последовательности формирования речевых функций, которые имеют место в онтогенезе:

  • образование существительных суффиксальным способом;
  • образование существительных, обозначающих детенышей животных;
  • образование прилагательных от существительных;
  • образование глаголов приставочным способом;
  • образование однокоренных слов.

Принцип доступности – подбор лексического материала, доступный по семантическому полю.

Принцип наглядности – использование наглядного материала.

Принцип системности – язык, как система взаимосвязанных между собой единиц

( лексика, грамматика, синтаксис, фонетика).

Принцип опоры на сохранные анализаторы

( слуховой, зрительный, тактильный)

Принцип индивидуального подхода

Основные цели коррекционной работы:

  • формировать у детей обобщенное значение словообразовательных морфем;
  •  научить сравнивать между собой словообразовательные модели;
  • закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

Коррекционые задания в рамках логопедической работы по формированию словообразовательных процессов.

Игра « Разложи предметы»

( мыло – мыльница, сахар – сахарница, хлеб – хлебница, салат – салатница)

Игра « Назови ласково»

(Лена – Леночка, мама – мамочка, лиса – лисичка, домик – домик, нос – носик, стол – столик)

Игра « Кто у кого?»

У кошки – котенок, котята.

У козы – козленок, козлята.

У коровы – теленок, телята.

У гуся – гусенок, гусята.

У утки – утенок, утята.

Игра « Придумай слово»

Листья падают – листопад

Звезды падают – звездопад

Камни падают – камнепад

Снег падает – снегопад

Вода падает – водопад

Игра « Слова – родственники»

( Снег- снеговик - снегопад – снегирь – снежинка – Снегурочка)

Игра «Скажи наоборот»

Входить – выходить

Вбегать – выбегать

Приходить – уходить

Закрывать – открывать

Прилетать – улетать

Игра «Хвосты»

У собаки хвост собачий

У кошки он просто кошачий

У теленка жалкий телячий и. т. д.

Образование новых слов посредством суффиксов, при этом уточняются значение слов, образованных суффиксами с оттенком уменьшительности.

Например : Выставляются картинки с изображением гнома и гномика. Зачитывается стихотворение:

Жил да был веселый гном

Он себе построил дом

Рядом жил поменьше гномик

Он себе построил домик.

Выставляются картинки с изображениями дома и домика, дети составляют предложения: У гнома дом, а у гномика домик. Затем  называют части тела гномов:

У гнома нос, а у гномика носик. У гнома рот, а у гномика ротик

. Также составляется целый ряд предложений по образованию новых слов суффиксами значения увеличения.

 Например: У гнома носище, ротище, глазища, животище. Гном живет в домище.

Реализация  коррекциионно – развивающей программы  по формированию словообразовательных компетенций может быть достигнута путем сочетания практики непосредственного общения детей и проведения специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие речи в целом, способствующее успешному обучению в школе.

                                                                                                     Учитель – логопед: Семенова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»

В статье описано понятие коммуникативной компетенции,  структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....

Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла

Методика коррекции трёх составляющих коммуникативной компетенции: эмоциональной, когнитивной, поведенческой....

Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...

Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращат...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены  ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые пози...

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

Статья "Формирование жизненной компетенции у детей с ОВЗ

Практическая значимость исследования может считаться попытка разработки новых элементов образовательного процесса для воспитания детей с ЗПР....