Развитие повествовательной речи
статья по теме
Главной задачей, вбирающей в себя все достижения ребенка, является развитие связной монологической речи. В данной статье представлены приемы формирования повествовательной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие повествовательной речи
Повествование - это развитие сюжета во времени. Произведения должны иметь выраженный сюжет, быть доступными по содержанию. В структуре занятий по формированию умения пересказывать тексты обязательной частью являются подготовительные упражнения. Цель этих упражнений - облегчить восприятие текста. Это может быть отгадывание загадок о действующих персонажах, демонстрация игрушек, картинок, беседа перед чтением, перефраз, подбор синонимов.
Большая роль отводится обучению детей разным способам зачинов. Однажды, как-то раз. Может быть указано место или время действия, события. Читается текст с предварительной установкой на пересказ После первого чтения происходит разбор содержания в вопросно - ответной форме. Вопросы составляются так, чтобы отразить, основные моменты сюжета, зафиксировать внимание на наиболее значимых деталях повествования. Используем игровые приемы. Детей расспрашивает один из сказочных персонажей, роль которого исполняет педагог. Затем идет повторное чтение. При повторном чтении используем прием завершения детьми отдельных не законченных педагогом предложений нужным словом или словосочетанием. Для этого, как правило, отбираются предложения, содержащие вводимые в действие рассказа новых персонажей, существенных предметов изображенной обстановки, тех или иных действий. Затем ребенок пересказывают текст самостоятельно, тому, кто этот текст не знает. Занятия, проводимые в игровой форме, вызывают у детей большой интерес.
С учетом речевых и психологических особенностей применяется также ряд специальных активизирующих приемов. Эффективными могут быть следующие приемы работы: детям предлагается картина, связанная с темой выбранного для пересказа текста. Дети после рассматривания картины называют предметы, действия. Опираясь на известное в психологии положение о ведущей роли предиката, особое место в процессе обучения уделяем словарной работе и в частности глагольной синонимии. Работая с картиной, обогащаем речь детей глагольной лексикой. Здесь же используем разнообразные речевые игры. После беседы по картине, педагог составляет свой рассказ с участием детей. Дети дополняют рассказ педагога словами, словосочетаниями.
Один из эффективных активизирующих приемов - работа с макетом. Демонстрация фигурок зверей, разыгрывание разных сценок с их помощью вызывает у детей большой интерес, способствует развитию умения понимать и пересказывать тексты.
Интересен прием работы с конструктивной картиной. После чтения текста из множества предметов- картинок выбираем подходящие и конструируем картину, отражающую содержание текста. Затем работаем над пересказом. Часть текстов легко усваивается детьми с помощью условно- наглядных схем. Используем черные или белые силуэты, изображающие действующих лиц. Применение условно-наглядных схем позволяет варьировать задания в процессе подготовки и составления пересказа: пересказ текста в целом или выборочно, пересказ по готовой схеме или моделирование сюжета, воспроизведение ребенком текста по самостоятельно составленной схеме.
Моделирование- это эффективный прием, с помощью которого дети усваивают содержание текстов. Моделирование начинается с замещения одних предметов другими. В качестве заместителей используем бумажные кружки, квадратики, овалы, треугольники, различающиеся по цвету и по величине. Взрослый, после того, как будет прочитана сказка, рассказ, просит ребенка выбрать заместителей. Зеленый треугольник - дедка, красный- бабка, желтый - репка. На первых порах число заместителей должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние. Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки такие, как «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и рак», «Волк и козлята», «Маша и медведь». Большой любовью у детей пользуется фланелеграф. Работа с ним способствует развитию и накоплению словаря, обогащению и активизации речи детей. С помощью фигурок, которые прикрепляются к фланелеграфу, дети учатся пересказывать такие сказки, как «Лисичка - сестричка и серый волк», «Петушок - золотой гребешок» и другие. На занятиях можно использовать такой прием, как перевод текстов в пиктограммы. Пиктограммы помогают пересказывать основное содержание текстов своими словами и без искажений.
Тренирует механическую память, способствует накоплению словаря метод увеличения объема. Суть его заключается в следующем. Берем небольшой текст. Читаем первое предложение ребенку. Просим это предложение пересказать своими словами. Затем читаем второе предложение. Просим ребенка повторить первое предложение и присоединить к нему второе, затем третье. Так работаем, пока весь текст не будет пересказан. Но на этом работа не заканчивается. После того, как текст будет пересказан, просим придумать к нему заголовок. Если дети затрудняются, взрослый предлагает на выбор несколько заголовков. Дети выбирают подходящий и доказывают, почему они выбрали этот заголовок, а ни какой-нибудь другой. Затем просим детей сократить рассказ до двух-трех предложений.
Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение).
Рассказывание по картинам. В методике развития речи выделяют несколько видов рассказов детей по картинам.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2.0писание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
Большое внимание уделяем играм по серии картинок. Эти игры развивают память, внимание, воображение, связную речь, пополняют активный словарь. Первый вариант - это игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требуется:
1.Отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный взрослым рассказ, расположить их в определенной последовательности протекания событий.
- Восстановить заданный порядок «пропавшей» картинки в ряду других.
Вариантом этого приема является метод речевого восстановления
недостающего звена в ряду других. - Найти место пропавшей « картинки» в ряду других. Вариантом этого
приема является метод речевого восстановления. - Найти «ошибку» взрослого восстановить деформированный порядок в серии картинок.
5. Найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий.
Второй вариант- это игры эвристического характера направленные, на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок.
1. Выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке.
2. Распутать две сюжетные линии, состоящие из двух наборов картинок.
Часто используем такой прием работы, как перевод текстов в пиктограммы. Пиктограммы помогают пересказывать содержание текста своими словами и без искажений. Рассказываем детям о говорящих рисунках. Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах. Египте, Ассирии, Японии, Китае. Хочешь, поиграем в нарисованные истории. Объясните, что истории должны быть простыми и в тоже время понятными. Только тогда они станут говорящими. Попробуем нарисовать начало одной истории, допустим такой: Красная шапочка пошла в лес и встретила волка. Берем карандаш, рисуем квадрат, вспоминаем вместе с ребенком, что говорится в начале сказки (рассказа). Заполняем квадрат схематическими рисунками. Затем рисуем еще один квадрат рядом с первым и помогаем ребенку назвать следующий эпизод. Одновременно заполняем квадрат условными обозначениями. Затем предлагаем пересказать услышанное.
К семи- восьми годам предусматриваем переход к использованию для пересказа текстов комбинированного характера. Это повествовательно-описательные тексты. Приведем пример такого текста. Однажды ранним утром вошел я в лес и вижу: сидит на ветке птица. У этой птицы не большое туловище, два длинных крыла и короткий клюв. Сама она серого цвета, но немногие видели эту птицу - ведь она обычно прячется в густой листве высоких деревьев. Спрятавшись в чаще ветвей, она распевает свою всем знакомую песенку: ку-ку-ку. Птица эта гнезда не вьет, а подкладывает яйца в чужие гнезда. По Г. Скребицкому. Пересказы комбинированных текстов повышают качество речевой продукции детей, активизируют их речемыслительную деятельность. Учим рассуждать. Рассуждение- это текст, включающий в себя причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Рассуждение состоит из тезиса (начальное предложение), доказательства, и вывода, который из этого следует. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.
Приведем пример детского рассуждения. Мне кажется, что это огурец. Потому что огурцы всегда зеленые, и у них очень хорошие пупырышки. И у них на кончике иногда бывает желтый цветочек. Он растет в огороде.
1.Алексеева М. М. Яшина В. И. - Методика развития речи и обучения языку дошкольников. - М., 1998.
2. Воробьева В. К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Дефектология № 4, 1990.
3.Гусейнова А. А. Основные направления и содержания коррекционно - педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями. - Московский государственный педагогический университет, 2004.
4.Глухов В.П. - Исследование состояния связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Дефектология. №4, 1989
5.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. -Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. М., 2001.
6. Основы логопедической работы с детьми. – Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под общей редакцией Г. В. Чиркиной. М., 2003.
7.Поваляева М.А. - Справочник логопеда. Ростов- на- Дону, 2002.
8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под редакцией Т.В. Волосовец. М., 2002.
9.Парамонова Л. - Логопедия для всех. Питер, 2002.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».
Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».
laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....