Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».
учебно-методический материал на тему

Андреева Людмила Владимировна

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.

Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание учащихся.

Огромное значение чтения для развития речи детей, которая обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения по всем предметам школьного плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_razvitiyu_opisatelno.docx311.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла

по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

C:\Users\user\Desktop\5007932.jpg

Докладчик: учитель русского языка Андреева Л.В.

2013-2014 учебный год

Вступление

        Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.

        Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание учащихся.

Огромное значение чтения для развития речи детей, которая обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения по всем предметам школьного плана.

Новое название предмета – «Чтение и развитие речи» предполагает, прежде всего, развивающий и воспитывающий характер чтения, требует идейного содержания каждого урока, насыщенностью его мыслями и чувствами, формирование у учащихся знаний преимущественно в виде правильных образных представлений об окружающем мире.  Поэтому в учебники включены главным образом правдиво отражающие жизнь высокохудожественные произведения литературы и фольклора, сокращено до минимума количество научно - популярных статей. Необходимо при определении идеи произведения обращать внимание учащихся на средство её выражения: приёмы изображения персонажей и природы, особенности языка, построения произведения.

                Так, при чтении рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы» дети, определяя идею произведения – автор уважает Ваню и дедушку за любовь к природе и животным, ведут наблюдение за построением произведения (почему автор только в конце текста повествует о причинах обожжённых лапах у зайчика?), ищут в речи старика подтверждения его умного и любовного отношения к природе, т.е. образным содержанием подтверждают его идею. Весь процесс работы над текстом должен учить выделять главную мысль произведения.

                Очень важно создание эмоциональной настроенности детей, активного восприятия произведения,  что ведёт к умению определить своё отношение к прочитанному. В процессе работы рекомендуются экскурсии, наблюдения, встречи, но главным источником познания и восприятия на уроке является само произведение. Поэтому основным занятием на уроках является чтение и работа над текстом.

Анализ произведения

Необходимо ежеурочно учить детей анализировать текст.

Развитие процесса мышления на уроках развития речи – это образные представления отдельных моментов произведения;

                - выявление смысловых связей,

                - оценка поведения действующих лиц,

                - определение главной мысли произведения крайне важно для развития познавательных способностей.  

                Вся эта деятельность учащихся по ходу урока проявляется в различных речевых формах:

  • Словесное рисование;
  • беседа;
  • формулирование основных мыслей отрывков;
  • пересказывание;
  • свободные высказывания детей и т. д.

Одним из этапов в системе работы по развитию описательно – повествовательной речи учащихся является СЛОВАРНАЯ работа.

Значение слов. Работа и принцип её проведения.

На уроке чтения и развития речи как правило, не выделяется отдельного этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. Она необходима для правильного восприятия содержания текста.

        В процессе чтения дети встречаются не только с новыми словами, но и с новым значением знакомого слова, с устойчивыми словосочетаниями разговорного (в долгу не останутся, ты мне, я тебе) или книжного (жизнь заиграла, преобразуют природу…) употребления.

Воспитание чуткости к слову, умение почувствовать точность и красоту образных выражений (…«сквозь сеть алмазную зазеленел восток, белые подснежники чуть – чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька – звонарь  и бил лапкой по серебряной паутине.  К. Паустовский « Стальное колечко»), объяснение этих выражений в связи со всем содержанием – всё это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает читателя.        Не менее важна и другая сторона словарной работы – обогащение активного словаря школьника. С этой целью учителю нельзя ограничиваться только объяснением нового слова и проверкой его понимания детьми, но и стараться вводить в речь учащихся эти слова, создавать потребность употребления этих слов на всех этапах урока, также вне урока (употребление пословиц, поговорок, примет).

        Необходимо помнить о связи словарной работы с жизнью, с конкретными представлениями детей, связанными с этим словом. Если их нет или они недостаточны, учитель показывает предмет, даёт его изображение или достаточно яркое описание.

        В тексте отбираются наиболее важные слова для первоочередного усвоения. Так, в передаче содержания «Гибель Титаника» важнейшими являются слова: айсберг, лайнер, палуба, шлюпки, паника, хладнокровно, мужественно, громкий – пронзительный, сорвался – побежал и т.д. для понимания сюжетной ситуации. Обязательное требование к словарной работе – это восприятие слова в контексте, например глагол «клюёт» встречаем в разных значениях: «птица питается» и «рыба идёт на приманку».

          Виды словарных работ разнообразны. Для раскрытия значения слов существует немало приёмов:

- наблюдение предмета в естественной обстановке;

- рассматривание на картине или рисунке;

- объяснение слов с помощью синонимов: (корысть – выгода; рать – войско; на волос – ничуть).

        К такому подбору синонимов привлекаем учащихся вопросом:

- «как сказать иначе?», «каким словом заменить?».

Встречаясь с идиомами и другими неделимыми словосочетаниями, нужно объяснять их путём синонимической замены: куда ни глянь – везде; мириться с судьбой – покориться, терпеть; насмотреться не могут – любуются. 

C:\Users\user\Desktop\a8524e51ee0837bf12907efd0ee156c1-1.jpg

В системе работы над развитием образной речи является наглядность, согласно которой обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.

Применение наглядности многообразно:

- Непосредственные наблюдения окружающей жизни;

- Наблюдения на экскурсиях;

-Собранные учащимися коллекции, гербарии;

-Театр, кино, худ. картины, иллюстрации к произведениям, портреты выдающихся людей.

Иллюстрации к тексту используют обычно для заданий по выборочному чтению, составлению плана, подготовки пересказа, обобщающей беседе. Например, рассматривание картинки, на которой изображён Тёма в колодце (5 класс) даёт начало для беседы: «Вспомним, что пережил Тёма в колодце». Это помогает дать оценку поведения Тёмы, определить его отношение к Жучке.

Творческие работы, изобразительные работы (рисунки, лепка, макеты) обычно используют после чтения и анализа произведения, при подготовке к самостоятельному пересказу.

C:\Users\user\Desktop\urok-literaturnogo-chtenija-vo-2-kl_1.jpg

Первичное восприятие произведения-

очень важный этап урока. От того, насколько глубоко чтение затронуло эмоциональную сферу читателя, насколько ярки образы произведения в представлении детей, какие мысли оно  возбудило, зависит активность учащихся при анализе произведения.

        Рекомендуется читать художественное произведение на уроке полностью, чтобы обеспечить целостное восприятие образов. Известно, что хороший чтец- лучший истолкователь. Через выразительное чтение слушателю становится явным авторский замысел, характеры и взаимоотношения действующих лиц. Поэтому для первичного знакомства детей с некоторыми произведениями (эмоциональный рассказ, стихотворение, басня, поэтическое описание природы) рекомендовано чтение или прослушивание фонохрестоматии.

Далее следует проверка восприятия произведения, которая обязательна. В зависимости от характера произведения и уровня развития уч-ся ставятся вопросы различной трудности, но цель их всегда одна – помочь детям целостно охватить реальное содержание прочитанного самому учителю убедится, правильно ли дети поняли содержание, узнать, что взволновало их.

Необходимо, чтобы дети задавали вопросы о прочитанном: что не поняли; что обозначает то или иное слово; почему это произошло и т. д. Учитель объясняет сам или предлагает объяснить товарищам.

    В ходе последующей беседы идёт подготовка к пересказу (этапы: деление на логические части, озаглавливание, составление плана).

 Значение пересказывания. Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик содержание прочитанного. Значение пересказов для развития речи огромно. Важным требованием к пересказу является его выразительность.

Живость, естественность интонаций при пересказе является лучшим показателем того, что ученик понял и усвоил содержание текста.

   Пересказ обычно проводится после   повторного громкого или самостоя -

тельного чтения и составления плана.

Возможен пересказ статьи в процессе чтения по частям. Хорошо подготовленный пересказ может быть вступлением к обобщающей беседе.

   Виды пересказов. По объёму содержания пересказ может быть полным и частичным. Может давать один ученик ( при малом объёме текста); либо активно участвует весь класс: любой ученик готовится продолжить пересказ по указанию учителя.

  По степени детализации различаются пересказы подробные и сжатые. Последние более трудны, т. к. требуют большой аналитико - синтетической работы (отбирается основное, отбрасываются детали) и синтетические изменения (например, замена прямой речи косвенной, передача диалога одной фразой).

   Не все прочитанные произведения следует  пересказывать. Басни и лирические стихотворения, сказки в стихах нельзя пересказывать. Произведения диалогической формы («Огурцы» Н. Носова) полезнее живо прочитать лишний раз по ролям, чем допускать путаную и неряшливую передачу прямой речи.

  Но небольшой диалог встречается в каждом рассказе. Поэтому следует показывать учащимся возможности передачи содержания прямой речи в форме простого предложения или предложения сложного с одним придаточным. В цепи обучающих упражнений очень важен пример учителя (пересказ правильный и выразительный), а также пересказы по самостоятельно составленному плану.

Опора на план при подготовке пересказа повышает заинтересованность учащихся и улучшает качество пересказа (читательские дневники).

Заключение  

Чтение художественных произведений, анализ, пересказ, беседы, чтение по ролям – способствует развитию живой мысли учащихся, у них появляется желание рассказать о своих наблюдениях, самим сочинить маленький рассказ и передать свои мысли письменно (сочинение 7 класс: «Гибель Титаника», отзывы о прочитанном произведении с иллюстрациями).

C:\Users\user\Desktop\child-reading.jpg

Приложение

АНКЕТА ЧИТАТЕЛЯ

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:

Я ЧИТАЮ КНИГИ ИЗ:

1.Школьной библиотеки

2.Домашней библиотеки

3.Городской библиотеки

4.Беру у друзей

Я ЧИТАЮ, ПОТОМУ ЧТО:

1.Нечего делать

2.Интересно

3.Нужно для школы

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЖАНР:

1.Фантастика

2.Приключения

3.Повести

4.Сказки

5.Истории с продолжением

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ.

МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ. ПОЧЕМУ?

ТЫ ДОЧИТЫВАЕШЬ КНИГИ ДО КОНЦА? ЕСЛИ НЕТ ТО ПОЧЕМУ?

Я НЕ ЧИТАЮ, ПОТОМУ ЧТО:

1.Не интересно, скучно

2.Нет времени

3.Лень

ТВОИ ПОЖЕЛАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности

Для того, что на словах не передашьЛюди выдумали кисть и карандаш.Все мы видим мир по-разному чуть-чуть,И, рисуя, ты об этом не забудь!...

Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»

Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы в аспекте современного...

Выступление на методическом объединении учителей предметов гуманитарного цикла по теме

Выступление на МО учителей предметов гуманитарного цикла на тему:«Сайт учителя в интернете – новая форма саморазвития и методической работы педагога в современной школе». Создание сайта позволило...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла "Проблема проведения самостоятельных работ и развития самостоятельности обучающихся"

В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определённой...