«Эстетическое воспитание детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
учебно-методический материал

Эстетическое воспитание умственно отсталых воспитанников значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.  Вследствие чего работа по эстетическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную особенностями психофизического развития воспитанников, и  требует специальной организации, предусматривающей:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_nach_._klassov.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат» Благовещенского района Алтайского края

 «Эстетическое воспитание детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида». (выступление на Мо начальных классов)

Подготовила учитель начальных классов:

 Шиллер Ж.А.

                                                                                       

 

                                                                                           

Р. п. Благовещенка

2024-2025г.

 

  Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое неразрывно связано с этическим – это научное положение лежит в основе методологии эстетического воспитания. Таким образом, красота и нравственность способствует развитию личностных качеств ребенка.

Эстетическое воспитание предполагает:

1) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;

2) эмоциональное отношение ко всему окружающему;

3) стремление к самостоятельному художественному творчеству;

4) наличие эстетических и нравственных суждений.

Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки, ритмики, рисования.

 Эстетическому воспитанию во вспомогательной школе посвящено множество научных работ. Педагоги-дефектологи уже несколько десятилетий занимаются изучением этого вопроса.

Эстетическое воспитание умственно отсталых воспитанников значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.  Вследствие чего работа по эстетическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную особенностями психофизического развития воспитанников, и  требует специальной организации, предусматривающей:

1)  более элементарный уровень содержания эстетического воспитания, по    

     сравнению с массовой школой;

2)  рациональное использование разнообразных форм, методов и средств

     эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям

     воспитанников;

3)  коррекционно направленный характер всех учебно-воспитательных

     мероприятий.

В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи.

К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка  способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания воспитанников к различным произведениям искусства, отражающих представления о красоте и доброте.

               

                           Эстетическое воспитание на уроках чтения.

            Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.

      В процессе занятий обучающиеся отрабатывают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики главных героев.

        Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает овладеть этим языком.

      Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть.

       Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им.

      Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, погладить), так и с изображениями главных героев (используются элементы драматизации, настольный театр, театр теней и кукольный театр, разыгрываются некоторые эпизоды на фланелеграфе).

        Одним из важных приемов работы с художественными текстами является рассматривание серий сюжетных картин, отражающих последовательность событий в произведении.

       Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у воспитанников интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение – одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.

      Большое значение для эстетического воспитания умственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворений и отрывков художественной прозы, выразительное чтение на уроках, вечерах художественной самодеятельности.

 

     

Роль уроков ритмики в эстетическом воспитании умственно отсталых младших школьников.

        

Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых детей с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.

Особая роль в эстетическом воздействии на воспитанников принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного  вида искусства.

       Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе музыкально-ритмической деятельности формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Музыкально-ритмическая деятельность способствует развитию музыкальности, музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формированию музыкально-культурного кругозора. Музыкально-ритмическая деятельность  - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности формируются и развиваются положительные качества личности умственно отсталого ребенка: дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, вежливому обращению друг с другом, учатся проявлять активность, инициативу, решительность, находчивость.

             Музыка, являясь богатейшим и действеннейшим средством эстетического воспитания, с древних времен, в большей или меньшей степени, использовалась во всех педагогических системах. Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяет общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. На филосовско-эстетическом уровне музыка рассматривается в контексте всей культуры и оказывает влияние на все сферы развития человека. В исполнительстве человек выражает свое отношение к окружающему, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического. Музыка является не фоном или иллюстрацией деятельности, а, напротив, источником познавательной активности.

 

                                               Заключение

       Эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку детей  с нарушениями интеллекта к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.

       В ходе эстетического воспитания осуществляется сенсорное развитие аномальных детей, обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов. Участие в художественной деятельности способствует формированию некоторых художественных умений и навыков, что немаловажно для организации досуга детей-олигофренов и вовлечения их в будущем в трудовую деятельность. Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе, которая в жизни умственно отсталого ученика станет главным звеном.

 

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в майлру

Правила поведения на осенних каникулах

Цель:

  1. Обезопасить жизнь учащихся на время осенних каникул
  2. Проинформировать о возможных опасностях

Итак, впереди каникулы – чудное время, которое так ожидаемо любым ребенком. Это славные деньки, когда нет учебы и, соответственно, отсутствует острая необходимость просыпаться по будильнику строго в шесть и делать дела. Но, как не странно, на каникулах тоже следует кое о чем позаботиться. И речь, безусловно, не об учебе....

Общие правила поведения во время каникул...

Каждый ребенок, независимо от возраста и ширины размаха планов на каникулы, обязан знать несколько простых правил безопасности во время отдыха. Иначе каникулы могут обратиться неприятными последствиями. Так что небольшой список правил, зачитываемый учителями в последний день учебы, – это отнюдь не пустые слова. И каждый ученик должен быть с ним хорошо знаком. Рассмотрим несколько основных правил поведения, которые гарантируют безопасность на каникулах: Необходимо соблюдать правила дорожного движениябыть осторожным и внимательным на проезжей части дороги. Не стоит без ведома родителей уходить в лес, на водоемы, а также уезжать в другой город. Категорически не рекомендуется играть вблизи железной дороги или проезжей части, а также ходить на пустыри, заброшенные здания, свалки и в темные места. Нужно соблюдать все правила пожарной безопасности. Вести себя на водоемах нужно максимально осторожно. Нельзя гладить и тем более дразнить бездомных животных.

Не рекомендуется разговаривать с незнакомыми людьми и обращать внимание на знаки внимания или какие-либо приказы посторонних. В зависимости от времени года, проводить свои каникулы можно по-разному. Например, если речь идет о весне или осени, ребенок может отправиться в лес с друзьями или родственниками, зимой – на каток, а лето едва ли обойдется без поездки в лагерь или на море. Поэтому совершенно очевидно, что правила поведения для разных сезонов несколько разняться....

Безопасность во время осенних каникул...

Безопасность на осенних каникулах обеспечивается следующими правилами поведения: Необходимо соблюдать общие правила поведения на каникулах. Находясь возле водоемов, не рекомендуется заходить вводу. Не рекомендуется лазить по деревьям, ходить по краям обрывов. Необходимо соблюдать правила дорожного движения, как в качестве пешехода, так и катаясь на велосипеде или скутере. Во время походов в лес для защиты от насекомых рекомендуется надевать головной убор, одежду с длинными рукавами. Безопасность на каникулах – это чрезвычайно важный аспект отдыха. Именно поэтому дети в обязательном порядке должны быть знакомы с основными правилами поведения. Ведь, как говорится в народе, — предупрежден, значит вооружен....

Правила ТБ на осенних каникуллах, слушаем, обсуждаем, запоминаем:

1. Соблюдай правила ПДД

2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами

3. Соблюдай правила поведения в общественных местах

4. Соблюдай правила личной безопасности на улице.

5. Соблюдай правила безопасности на льду.

6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома.

7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными.

8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и

   взрывоопасными   предметами,   огнестрельным   и   холодным  оружием,

   боеприпасами.

9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики,

   спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.

           

Правила дорожного движения

1. Проходи по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуара, иди по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

2. Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.

3. Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом на право.

4. Если нет светофора, переходи дорогу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

5. Не переходи дорогу перед близко идущим транспортом.

6. На проезжей части игры строго запрещены.

7. Не выезжай на проезжую часть на велосипеде.

Правила поведения в общественных местах

1. На улице громко разговаривать, кричать, смеяться неприлично.

2. Нельзя сорить на улице: грызть семечки, бросать бумажки, конфетные обёртки, огрызки от яблок.

3. Во время посещения кинотеатра не надо шуметь, бегать, затевать игры.

4. Во время просмотра кинофильма неприлично мешать зрителям, хлопать стульями, свистеть, топать.

5. При входе в зал и при выходе не надо спешить, толкаться.

6. Будьте вежливы.

Правила личной безопасности на улице

1. Если на улице кто-то идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.

2. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите! Меня уводит незнакомый человек!”

3. Не соглашай ни на какие предложения незнакомых взрослых. 

4. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

5. Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.

6. Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из  взрослых.

7. Не играй с наступлением темноты.

Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами

Запрещается:        

1. Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

2. Небрежно, беспечно обращаться огнём.

3. Выбрасывать горящую золу вблизи строений.

4. Оставлять открытыми двери печей, каминов.

5. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

6. Использовать неисправную аппаратуру и приборы. 

7. Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.

8. Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

9. Оставлять без присмотра топящиеся печи.

10. Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.

11. Самим чинить и разбирать электроприборы. 

        

        Правила поведения, когда ты один дома

1. Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.

2. Не оставляй ключ от квартиры в “надежном месте”

3. Не вешай ключ на шнурке себе на шею.

4. Если ты потерял ключ – немедленно сообщи об этом родителям.

Правила безопасности на льду

1. Прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми людьми.

2. Идти следует по уже проложенной тропе.

3. Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомом месте с обрывом.

4. Особенно осторожным следует быть вблизи выступающих на поверхность кустов, травы; в местах, где быстрое течение, где вливаются сточные воды промышленных предприятий.

5. Не забывай осенью и весной лёд тонок.

                           

Правила безопасности при общении с животными

1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно  недружелюбном настрое.

2. Не стоит  пристально   смотреть  в  глаза собаке   и   улыбаться. В переводе с “собачьего” это значит “показывать зубы”, или говорить, что вы сильнее.

3. Нельзя показывать свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

4. Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за  убегающей дичью.

5. Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна

6. Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород.  Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.

7. Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином  собаки. Она может подумать, что  вы ему угрожаете.

8. Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др. 

Соблюдая эти не хитрые Правила, вашей жизни ничего не будет угрожать!!! 

Мне говорят, что я похожа на тебя
Моя родная, мамочка моя!
И это — самый лучший комплимент,
Что в жизни доводилось слышать мне!

В твой день рождения тебе желаю я:
Своим здоровьем радовать меня,
Всегда быть молодой, на зло морщинам,
Красивой быть и нравиться мужчинам!

Почаще веселиться, улыбаться
И каждый день от всей души смеяться,
Мечтать побольше, чувствовать, любить
И самою счастливой в мире быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...

Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...

«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...

«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...

Социально трудовое образование и воспитание младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.

Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...