«Эстетическое воспитание детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
учебно-методический материал
Эстетическое воспитание умственно отсталых воспитанников значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие чего работа по эстетическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную особенностями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат» Благовещенского района Алтайского края
«Эстетическое воспитание детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида». (выступление на Мо начальных классов)
Подготовила учитель начальных классов:
Шиллер Ж.А.
Р. п. Благовещенка
2024-2025г.
Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.
Эстетическое неразрывно связано с этическим – это научное положение лежит в основе методологии эстетического воспитания. Таким образом, красота и нравственность способствует развитию личностных качеств ребенка.
Эстетическое воспитание предполагает:
1) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;
2) эмоциональное отношение ко всему окружающему;
3) стремление к самостоятельному художественному творчеству;
4) наличие эстетических и нравственных суждений.
Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки, ритмики, рисования.
Эстетическому воспитанию во вспомогательной школе посвящено множество научных работ. Педагоги-дефектологи уже несколько десятилетий занимаются изучением этого вопроса.
Эстетическое воспитание умственно отсталых воспитанников значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие чего работа по эстетическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную особенностями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей:
1) более элементарный уровень содержания эстетического воспитания, по
сравнению с массовой школой;
2) рациональное использование разнообразных форм, методов и средств
эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям
воспитанников;
3) коррекционно направленный характер всех учебно-воспитательных
мероприятий.
В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи.
К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания воспитанников к различным произведениям искусства, отражающих представления о красоте и доброте.
Эстетическое воспитание на уроках чтения.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.
В процессе занятий обучающиеся отрабатывают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики главных героев.
Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает овладеть этим языком.
Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть.
Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им.
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, погладить), так и с изображениями главных героев (используются элементы драматизации, настольный театр, театр теней и кукольный театр, разыгрываются некоторые эпизоды на фланелеграфе).
Одним из важных приемов работы с художественными текстами является рассматривание серий сюжетных картин, отражающих последовательность событий в произведении.
Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у воспитанников интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение – одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.
Большое значение для эстетического воспитания умственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворений и отрывков художественной прозы, выразительное чтение на уроках, вечерах художественной самодеятельности.
Роль уроков ритмики в эстетическом воспитании умственно отсталых младших школьников.
Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых детей с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.
Особая роль в эстетическом воздействии на воспитанников принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства.
Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе музыкально-ритмической деятельности формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Музыкально-ритмическая деятельность способствует развитию музыкальности, музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формированию музыкально-культурного кругозора. Музыкально-ритмическая деятельность - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности формируются и развиваются положительные качества личности умственно отсталого ребенка: дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, вежливому обращению друг с другом, учатся проявлять активность, инициативу, решительность, находчивость.
Музыка, являясь богатейшим и действеннейшим средством эстетического воспитания, с древних времен, в большей или меньшей степени, использовалась во всех педагогических системах. Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяет общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. На филосовско-эстетическом уровне музыка рассматривается в контексте всей культуры и оказывает влияние на все сферы развития человека. В исполнительстве человек выражает свое отношение к окружающему, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического. Музыка является не фоном или иллюстрацией деятельности, а, напротив, источником познавательной активности.
Заключение
Эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку детей с нарушениями интеллекта к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.
В ходе эстетического воспитания осуществляется сенсорное развитие аномальных детей, обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов. Участие в художественной деятельности способствует формированию некоторых художественных умений и навыков, что немаловажно для организации досуга детей-олигофренов и вовлечения их в будущем в трудовую деятельность. Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе, которая в жизни умственно отсталого ученика станет главным звеном.
Правила поведения на осенних каникулах
Цель:
- Обезопасить жизнь учащихся на время осенних каникул
- Проинформировать о возможных опасностях
Итак, впереди каникулы – чудное время, которое так ожидаемо любым ребенком. Это славные деньки, когда нет учебы и, соответственно, отсутствует острая необходимость просыпаться по будильнику строго в шесть и делать дела. Но, как не странно, на каникулах тоже следует кое о чем позаботиться. И речь, безусловно, не об учебе....
Общие правила поведения во время каникул...
Каждый ребенок, независимо от возраста и ширины размаха планов на каникулы, обязан знать несколько простых правил безопасности во время отдыха. Иначе каникулы могут обратиться неприятными последствиями. Так что небольшой список правил, зачитываемый учителями в последний день учебы, – это отнюдь не пустые слова. И каждый ученик должен быть с ним хорошо знаком. Рассмотрим несколько основных правил поведения, которые гарантируют безопасность на каникулах: Необходимо соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным и внимательным на проезжей части дороги. Не стоит без ведома родителей уходить в лес, на водоемы, а также уезжать в другой город. Категорически не рекомендуется играть вблизи железной дороги или проезжей части, а также ходить на пустыри, заброшенные здания, свалки и в темные места. Нужно соблюдать все правила пожарной безопасности. Вести себя на водоемах нужно максимально осторожно. Нельзя гладить и тем более дразнить бездомных животных.
Не рекомендуется разговаривать с незнакомыми людьми и обращать внимание на знаки внимания или какие-либо приказы посторонних. В зависимости от времени года, проводить свои каникулы можно по-разному. Например, если речь идет о весне или осени, ребенок может отправиться в лес с друзьями или родственниками, зимой – на каток, а лето едва ли обойдется без поездки в лагерь или на море. Поэтому совершенно очевидно, что правила поведения для разных сезонов несколько разняться....
Безопасность во время осенних каникул...
Безопасность на осенних каникулах обеспечивается следующими правилами поведения: Необходимо соблюдать общие правила поведения на каникулах. Находясь возле водоемов, не рекомендуется заходить вводу. Не рекомендуется лазить по деревьям, ходить по краям обрывов. Необходимо соблюдать правила дорожного движения, как в качестве пешехода, так и катаясь на велосипеде или скутере. Во время походов в лес для защиты от насекомых рекомендуется надевать головной убор, одежду с длинными рукавами. Безопасность на каникулах – это чрезвычайно важный аспект отдыха. Именно поэтому дети в обязательном порядке должны быть знакомы с основными правилами поведения. Ведь, как говорится в народе, — предупрежден, значит вооружен....
Правила ТБ на осенних каникуллах, слушаем, обсуждаем, запоминаем:
1. Соблюдай правила ПДД
2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами
3. Соблюдай правила поведения в общественных местах
4. Соблюдай правила личной безопасности на улице.
5. Соблюдай правила безопасности на льду.
6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома.
7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными.
8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и
взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием,
боеприпасами.
9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики,
спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.
Правила дорожного движения
1. Проходи по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуара, иди по левому краю дороги, навстречу движению транспорта. 2. Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет. 3. Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом на право. | 4. Если нет светофора, переходи дорогу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось. 5. Не переходи дорогу перед близко идущим транспортом. 6. На проезжей части игры строго запрещены. 7. Не выезжай на проезжую часть на велосипеде. |
Правила поведения в общественных местах
1. На улице громко разговаривать, кричать, смеяться неприлично. 2. Нельзя сорить на улице: грызть семечки, бросать бумажки, конфетные обёртки, огрызки от яблок. 3. Во время посещения кинотеатра не надо шуметь, бегать, затевать игры. | 4. Во время просмотра кинофильма неприлично мешать зрителям, хлопать стульями, свистеть, топать. 5. При входе в зал и при выходе не надо спешить, толкаться. 6. Будьте вежливы. |
Правила личной безопасности на улице
1. Если на улице кто-то идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке. 2. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите! Меня уводит незнакомый человек!” 3. Не соглашай ни на какие предложения незнакомых взрослых. | 4. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину. 5. Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег. 6. Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых. 7. Не играй с наступлением темноты. |
Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами
Запрещается: 1. Бросать горящие спички, окурки в помещениях. 2. Небрежно, беспечно обращаться огнём. 3. Выбрасывать горящую золу вблизи строений. 4. Оставлять открытыми двери печей, каминов. 5. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока. 6. Использовать неисправную аппаратуру и приборы. | 7. Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов. 8. Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией. 9. Оставлять без присмотра топящиеся печи. 10. Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами. 11. Самим чинить и разбирать электроприборы. |
Правила поведения, когда ты один дома
1. Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.
2. Не оставляй ключ от квартиры в “надежном месте”
3. Не вешай ключ на шнурке себе на шею.
4. Если ты потерял ключ – немедленно сообщи об этом родителям.
Правила безопасности на льду
1. Прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми людьми.
2. Идти следует по уже проложенной тропе.
3. Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомом месте с обрывом.
4. Особенно осторожным следует быть вблизи выступающих на поверхность кустов, травы; в местах, где быстрое течение, где вливаются сточные воды промышленных предприятий.
5. Не забывай осенью и весной лёд тонок.
Правила безопасности при общении с животными
1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое. 2. Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с “собачьего” это значит “показывать зубы”, или говорить, что вы сильнее. 3. Нельзя показывать свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. 4. Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью. 5. Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна 6. Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние. 7. Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете. 8. Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др. |
Соблюдая эти не хитрые Правила, вашей жизни ничего не будет угрожать!!!
Мне говорят, что я похожа на тебя
Моя родная, мамочка моя!
И это — самый лучший комплимент,
Что в жизни доводилось слышать мне!
В твой день рождения тебе желаю я:
Своим здоровьем радовать меня,
Всегда быть молодой, на зло морщинам,
Красивой быть и нравиться мужчинам!
Почаще веселиться, улыбаться
И каждый день от всей души смеяться,
Мечтать побольше, чувствовать, любить
И самою счастливой в мире быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-24805-1349803006.jpg)
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-83350-1549289085.jpg)
Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/20/picture-118100-1503255921.jpg)
Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876717-1484289560.jpg)
«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876717-1484289560.jpg)
«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-904818-1489510545.png)
Социально трудовое образование и воспитание младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.
Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1182601-1572541270.jpg)
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»
В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...