Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями.
статья по теме
Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkolac.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком событий.
В нашей школе сложились разнообразные формы взаимодействия с семьёй:
--- проведение совместных праздников;
--- родительские собрания;
--- беседы учителей и специалистов с родителями после окончания учебного дня;
--- деятельность общешкольного и классного родительского комитетов;
--- тематические индивидуальные консультации;
--- родительские тренинги.
Интересной и продуктивной формой работы с родителями является проведение совместных праздников. Организация таких праздников --- благодатное дело, которое сплачивает учительский и родительский коллективы.
Основной формой коллективной работы учителя с семьями обучающихся, формирующей родительское мнение являются родительские собрания. Они могут быть:
-- организационными;
-- текущими или тематическими;
-- итоговыми;
-- общешкольными и классными.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня; результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждения темы. Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.
Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (Дни открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за определённый промежуток времени.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, проводятся итоги работы.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.
- Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
- Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
- План проведения родительского собрания должен быть им известен.
- Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
- Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
- Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.
Например, в нашем классе существует традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение Грамотами, Дипломами, сувенирами, сделанными руками обучающихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют Благодарственные письма.
Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми, между отдельными педагогами и семьёй.
Направлением совместной деятельности семьи и школы является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет класса привлекает других родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Члены родительского комитета организуют помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива. Ещё одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи учителю во внеклассной работе.
Следующая форма работы с родителями – тематические и индивидуальные консультации – проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут, а также могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если специалист видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.
Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении консультативной работы с семьёй. Её основные положения:
-- необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;
-- родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
-- В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.
-- В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днём.
-- Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.
-- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
-- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации ещё раз, если в этом будет необходимость. Однако следует помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям.
Зачастую встречаешься с такой ситуацией, что разовые встречи с обучающимися и их родителями, не приносят такого эффекта, которого можно добиться, организуя тренинговые занятия, рассчитанные на определённое время общения. Поэтому ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.
Основные преимущества данного вида групповой работы с родителями.
- Групповой опыт помогает решению межличностных проблем.
- Группа даёт возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
- Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
- В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров, «примерить» новые модели поведения.
Тренинги включают следующие задачи:
-- оптимизацию детско-родительских взаимоотношений;
-- гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребёнком» и членами семьи; членами семьи и другими (посторонними) лицами;
-- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов;
-- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
-- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
11 февраля 2012 года я сама принимала участие в работе тренинга «Навыки эффективного взаимодействия педагога с родителями в вопросах семейного воспитания» на базе Астраханского института повышения квалификации и переподготовки.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в современной практике работы нашей школы существует множество различных форм сотрудничества с родителями обучающихся, самыми действенными из которых и активно формирующими родительское мнение являются родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и тренинги.
Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно, поэтому специалист должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать этому влиянию позитивное направление.
ЛИТЕРАТУРА
- Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология», --- М., 2006г.
- Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Детская психология. Психическое развитие ребёнка», --- М., 2004г.
- Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций», --- М., 2000г.
- Н.И. Гутинская «Психологическая готовность к школе», --- М., 2004г.
- Е.М. Мастюкова «Лечебная педагогика», --- М., 2007г.
- И.Н. Эллнеби «Право детей на развитие», --- Минск, 2007г.
- Серия подписных журналов «Классный руководитель», 2008-2010г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сдаём ЕГЭ: рекомендации классного руководителя выпускникам и их родителям
Сдаём ЕГЭ: рекомендации выпускникам и их родителямНовая законная реальность нашего образовательного пространства – единый государственный экз...
Сомообразование классного руководителя. «Взаимоотношение детей и родителей для развития личности школьника»
У родителей не достаточно время на общения с детьми . Работа главное, без этого просто не прокормишь ребенка, и мы все это знаем. Но как нашим детям не хватает любви и ласки, просто поговорить...
Особенности педагогического общения классного руководителя по системе Н.Л. Фландерса.
В материале приведены и проанализированы фрагменты уроков, которые проводили учителя с разными стилями педагогического общения....
Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"
Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....
Регламент общения классного руководителя с обучающимися
Регламент[1]взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся«Родители- равноответственные партнеры[2] школы»...
Регламент общения классного руководителя и аминистрации
Регламент[1] взаимодействия классного руководителя с администрацией школы «Основная задача классного руководителя - защита прав и интересов ребенка»...
Регламент общения классного руководителя с предметниками
Регламент[1] взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками, работающими с классом«Права классного руководителя должны стать обязанностью учителей, работающих с классом»...