Разработка урока по культуре речевого общения. «Учимся благодарить»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Цель урока: Формирование новых знаний, умений и навыков по культуре речевого общения.
Тип урока: Комбинированный.
На уроке решаются следующие задачи:
1.Знакомство с речевыми формулами.
2.Знакомство со структурой ситуации благодарности.
3.Закреление полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по культуре речевого общения | 54.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА №18
Разработка урока по культуре речевого общения.
«Учимся благодарить»
Исполнитель: преподаватель
Урсакова Ольга Александровна
Москва, 2012
Урок по культуре речевого общения.
Тема: Учимся благодарить.
Цель урока: Формирование новых знаний, умений и навыков по культуре речевого общения.
Тип урока: Комбинированный.
На уроке решаются следующие задачи:
1.Знакомство с речевыми формулами.
2.Знакомство со структурой ситуации благодарности.
3.Закреление полученных знаний.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.
Подготовка к уроку:
1)творческие задания 3 группам учащихся: собрать слова благодарности, используемые в транспорте, магазине, среди учащихся в колледже;
2)подобрать отрывки из фильмов с изображением ситуаций в транспорте, в магазине, учащиеся колледжа в раздевалке, в библиотеке, в столовой.
3)учащиеся готовят диалоги.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя:
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой,благодарим за труд,за любезность,извиняемся,если допустили какую-нибудь оплошность.И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова-слова речевого этикета.
Кто знает сколько раз в день мы произносим слово здравствуй,прощай,благодарю Вас,спасибо, извините,пожалуйста,каждый раз одаривая улыбкой того,кому мы их адресуем.Первоначальный благодарный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается.Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси,мол,брат,тебя за это Бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинныхлучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно,в ситуации благодарности.
II.Объявление темы и целей урока.
Итак,тема нашего урока:«Учимся благодарить»(записывается в тетради).
А каково лексическое значение слова благодарность?(Уч-ся высказывают свои мнения.)
-Спасибо.А какое толкование дано в словаре С.Ив.Ожегова?
(Ученик читает словарную статью)
Благодарность-чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро,внимание.(Запись в тетради.)
А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова,которые есть в русском языке.
Назовите их.(Уч-ся вспоминают знакомые им формы благодарности:спасибо,большое спасибо,благодарю Вас,очень признательна.)
Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Ка вы считаете,ребята? Я тоже думаю,что это очень мало. Но,может быть,пополнят этот небольшой список ваши одноклассники,вернувшиеся из творческой командировки? Они наблюдали,как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста,ребята,вам слово.
Уч-ся знакомят класс с результатами наблюдений.
Группа №1. Мы исследовали употребление слов благодарности в общественном транспорте. (На экране сценка «В транспорте».)Выяснили,что люди благодарят в следующих случаях:когда1)передают деньги на билет;2) кто-то кому-то уступает место;3) водитель продал им билет. Чаще всего употребляют слово спасибо,иногда благодарю Вас. К сожалению,нередко за услугу никак не благодарят.
Группа№2. Наш объект наблюдения- роднойколледж,а именно:раздевалка,столовая,библиотека.(На экране сценки из жизни учащихся.)Наши результаты в общем-то совпали с результатами наблюдений первой группы. Чувство благодарности чаще всего выражается в словах спасибо и большое спасибо.
Группа№3. Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Практически не слышали,чтобы кто-то благодарил продавца.(На экране ситуация «Покупатели в магазине».)
III. Следующий этап урока посвящается формированию новых знаний,умений и навыков.
1) Знакомство с речевыми формулами.
Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и сообщает:
-А вот исследователь русского речевого этикета Н.Ив. Формановская в одной изсвоих книг предлагает 28 слов и выражений,с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них мы выписали (выражения выведены на экране). Вот послушайте(читает список,уч-ся записывают в тетрадь).
Спасибо
Благодарю Вас
Я вам очень признателен
Я вам многим обязана
У меня нет слов,чтобы отблагодарить
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ
Я хочу отблагодарить вас
Вы очень любезны
Я тронута вашим вниманием
Это очень мило с вашей стороны
Вы меня так выручили!
Смотрите,какое богатство!Им мы будем постепенно овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них,будем учиться употреблять их в речи.
2) Знакомство со структурой ситуации.
-Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности.
Например,такую.
Учитель подходит к Оле К.
-Оля,дай мне на минуточку учебник.
-Возьмите,пожалуйста.
-Большое спасибо,Оленька.
-Что вы,не за что.
Была ситуация благодарности? (Уч-ся отвечают согласием). Из каких же компонентов она состоит? Во-первых участники. Их два:Оля-человек, которого благодарят,я-человек,который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то,за какую-то услугу. В данном случае за учебник.
Итак,в ситуацию благодарности входят три основных компонента(запись в тетради):
а) человек,которого благодарят;
б)человек,который благодарит;
в)услуга .
Затем выполняется упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев,например в сказке А.С. Пушкина:
…Ей царевна,говорит: «На ж,лови!»- и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала; «Благодарствую»- сказала.- « Бог тебя благослови…»
Далее проводится практическое занятие,цель которого-учиться благодарить,учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.
Задача №1. Вы едете в маршрутке и попросили соседа предать ден6ьги на билет. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберете из двух вариантов правильный:
-Благодарю,
-Моя благодарность не знает границ.
(Надо использовать первое выражение, так как вторую формулу-я думаю,употребляют,если услуга очень велика,а в данном случае этого нет).
-Совершенно верно,выбирая те или иные слова благодарности,мы должны учитывать меру услуги, её значимость.
Задача№2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
-Спасибо,доктор.
-Доктор,нет слов,чтобы выразить вам мою благодарность!
(Я бы использовала второе выражение,так как слово спасибо при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень моей благодарности).
Не должны мы забывать и об участниках ситуаций общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова:
-Я вам чрезвычайно признательна.
-Примите мою благодарность.
-Вы очень внимательны.
-Ваша любезность меня ко многому обязывает.
Уч-ся отвечают,что данные выражения используют люди старшего поколения.
Согласна с вами. А почему? Посмотрите,с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее,глубже,а понимание этого приходит с годами,когда люди умудрены жизненным опытом.
Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников,их возраст. (Диалоги проигрываются учащимися).
Диалог №1.
–Я принёс тебе книгу.
–Спасибо,Петя!
–Не стоит,за что же.
Диалог №2.
-Верочка,как тебе благодарна за то,что ты помола Андрюше исправить двойку!
-Ну что вы,Анна Васильевна,не надо благодарить меня. Андрюша сам очень старался.
Диалог №3.
-Дорогой Семён Осипович! Разрешите поздравить Вас с днём рождения!
-Благодарю вас,друзья мои,я очень тронут…
Диалог №4.
-Ольга Петровна, у меня нет слов,чтобы отблагодарить Вас за вашу заботу и внимание,которым Вы меня окружили.
-Что вы,Елена Борисовна,мне было так приятно! Вам спасибо, что Вы приняли приглашение. Приезжайте ещё.
-Большое спасибо.
А сейчас попытайтесь,используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности,составьте письменно диалоги по следующим ситуациям:
1) Ученик благодарит своего одноклассник за то,что он принёс почитать интересный журнал.
2)Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.
3)Пожилой человек благодарит женщину,которая уступила ему место в автобусе.
(Уч-ся работают по рядам).
IV.Итоги урока:
-Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности,учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту,сделать это тактично,вежливо-значит подарить ему капельку солнца,радости. Недаром в слове благодарность два корня.Благодарить-значит дарить людям благо,дарить людям добро.
V.Домашнее задание.
Написать мини сочинение, включив в него ситуацию благодарности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
Урок речевого общения «Учимся благодарить» в 9 классе
Цель урока: создание адаптивной образовательной среды для учащихся на уроке через внутриклассную дифференциацию по возможностям обучения учащихся.Задачи: формирование навыков и умений речевого общения...
Урок по культуре речевого общения "Учимся благодарить"
Надо в любой ситуации оставаться вежливыми людьми. Благодарить - значит дарить людям благо, дарить людям добро....
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...