Безударные гласные корня. Урок в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) на тему

Науменко Надежда Игнатьевна

У учащихся коррекционных школ в разной степени могут проявляться замедленность зрительного и слухового восприятия, трудности концентрирования внимания, недостаточность сформированности мыслительных процессов.
 Уроки русского языка позволяют корректировать эти отклонения и находить способы их устранения.
Безударные гласные корня – один из самых трудных разделов орфографии.
Некоторые коррекционные задания, позволяющие детям успешнее овладевать учебной деятельностью, нашли свое отражение в уроках «Безударные гласные корня».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse_bezudarnye_glasnye_v_korne.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа на уроках русского языка при изучении темы:        

     «Безударные гласные корня».

Цели: развитие логического мышления, обогащения словарного запаса учащихся;

коррекция зрительного  и слухового восприятия, внимания.

Урок 1.

Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Подведение к теме.                                                 (Развитие способности к анализу и синтезу).

Учитель:

  1. Чтобы узнать, о каких гласных корня пойдёт речь на уроке, вы должны решить анаграмму:

МЫЕВЕПРОРЯЕ
УДАРБЕЗНЫЕ

(Проверяемые безударные).

  1. Включение в работу.

Учитель:

  1. Настройтесь на работу, для этого сядьте прямо. Поднимите плечи, опустите. Посмотрите на своего соседа по парте – улыбнитесь ему. Посмотрите на меня – улыбнитесь мне. А сейчас я проверю, насколько вы внимательны и сообразительны.
  1. Вставьте пропущенные буквы.                                                                          (Работа над скоростью протекания мыслительных процессов).

Прим . рять  к . стюмы.

Прим . рять  с . с . дей.

Раск . лоть  о . ех.

Раск . лить  п . ч .

Зап . вать  песню.

Зап . вать  л . к . р . т . о.

Разр . дить р . ж . ё.

Разр . дить  всх . д .   м . р . о . и.

  1. Игра «Помоги Незнайке исправить ошибки».

(Работа над развитием внимания и орфографической зоркости).

Переговоры вились в Женеве.

Из труб велись струйки дыма.

Полить из тяжёлых орудий.

Палить огурцы на грядке.

Проживать в городе.

Прожевать пищу.

  1. Составьте предложения.

Посидеть –  поседеть.

Обежать (вокруг) – обижать.

Слезать с – слизать

Полоскать – поласкать.

  1. Укажите орфограммы в предложениях:

Терпенье даёт уменье.

Слово – серебро, молчанье – золото.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Объясните эти пословицы.

  1. Игра «Четвёртое лишнее».

Гнездо.                Молодость.

Витрина.             Далёкий.

Лекарство.         Велосипед.

Земля.                Голосок.

(Лишние слова: витрина, велосипед).

  1. Каким образом проверили правильность написания слов?

Путём изменения слова или с помощью подбора однокоренных слов?

  1. Работа с деформированным предложением.

Зап . здалые, жужжали, л . ниво, и , пчёлы, с . нливо, в, с . рен ., цветах.

(Запоздалые  пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени.)

Составьте предложение, подчеркните главные члены, объясните правописание имён существительных и других слов с пропущенными буквами.

  1. Итог.

Как проверить написание безударной гласной в корне?

Урок 2.

Тема: «Непроверяемые безударные гласные в корне».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Подведение к теме урока.

(Развитие способности к анализу и синтезу)

Решите анаграмму, тогда узнаете, о каких гласных корня пойдёт сегодня речь.

1,2 , 7, 4, 5, 3, 2,4.6, 2, 8, 9,2.

11, 2. 13, 12, 14.10, 4.1. 9. 2.

Ключ:

Е-2, О-5, Я-6, Ы-9, А-10, У-12, Н-1, П-7, Р-4, В-3, М-9, Б-11, З-13, Д-14.

Учитель:

  1. В русском языке слова, в которых имеются непроверяемые безударные гласные, составляют 87%.Вашими помощниками в работе с этой лексикой должны стать словари. В справочниках и словарях размещаются слова по алфавиту.
  1. Работа по теме.
  1. Прочитайте алфавит по памяти. Впишите недостающие буквы.
    А Б В     Ё Ж З И   К Л М   О П Р С    У   Х Ц Ч           Щ Ъ   Ь Э    Я
  2. Спишите слова в алфавитном порядке, подчеркните безударные гласные в корнях.

Бассейн, лейтенант, гараж, бетон, атмосфера, велосипед, ракета, карниз, профессия, заглавие, природа, ровесник, фасоль, талант, троллейбус, экскаватор, биография.

  1. Выпишите слова школьной тематики.

В.стибюль, к.талог, илл.страция, д.ректор, к.б.нет, р.п.тиция, сп.ктакль, к.ридор,

экзам.н, г.рбарий, б.леты, к.р.ндаш, г.зеты, г.рдероб, б.нокль, б.скетбол, ст.д.он,

пл.нета, к.мпьют.р, тр.мвай, с.кретарь, атт.стат.

  1. Игра «Четвертый лишний».

Какое слово (термин) не относится к русскому языку?

Грамматика.

Склонение.

Молекула.

Местоимение.

(Слово «молекула»).

  1. Какие части речи склоняются?

 (Ребята приводят примеры).

  1. Творческий диктант.

(Узнавание трудных слов по их лексическим значениям).

  1. «Кто такой?»

Больной, лечащийся у врача. (Пациент)

Победитель в спортивных соревнованиях на первенство города, страны, мира. (Чемпион)

Человек, совершивший подвиг. (Герой)

Опытный, испытанный в боях воин. (Ветеран)

Лицо, руководящее хором. (Дирижер)

  1. «Что такое?»

Перерыв в занятиях в учебных заведениях на праздничное или летнее время.

(Каникулы)

Лечебное заведение, оборудование для лечения и отдыха. (Санаторий)

Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. (Оркестр)

  1. Словарная работа. (Проверка зрительной памяти).

Кабинет.

Директор.

Коридор.

Аттестат.

Секретарь.

* В словах, записанных на доске, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

*Укажите лексическое значение слов. Составьте с ним (устно) словосочетание или предложение.

*Прочтите и проговорите по слогам.

*Закройте глаза, вспомните порядок написания слов, орфограммы в них.

*Дайте себе установку на длительное запоминание.

Учитель закрывает слова на доске. Учащиеся воспроизводят их, затем проверяют написанное.

  1. Итог.

(Учитель подводит итог, как работал класс, оценивает работу учащихся, выясняет, что нового узнали учащиеся на уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова" для 5 класса по ФГОС

Разработка урока для 5 класса, обучающегося по ФГОС...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.

Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...

Презентация "Правописание безударных гласных" к уроку русского языка в 5 классе для доски SMART board

Презентация к уроку русского языка в 5 классе для доски SMARTboard "Правописание безударных гласных"...

Технологическая карта урока к уроку в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки  безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и  в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся ...