Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет
методическая разработка по теме
Методическая разработка на тему "Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_1.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Тема: «Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет»
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание:
- Введение………………………………………………………3
- Цель работы ………………………………………………..5
- Задачи работы……… ………………………………………5
- Прогнозируемый результат……………………………… 5
- Методы работы………………………………………………6
- Формы работы……………………………………………….6
- Средства………………………………………………………6
- Педагогические технологии………………………………..6
- Перспективное планирование……………………… 7
- Педагогическая диагностика………………………… 11
- Используемая литература…………………………… …18
- Приложение 19
Введение
Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета.
Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».
Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушения зрения, возникающие в раннем детстве, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки и социальной адаптации в целом.
Адаптация ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, насколько успешно он усваивает определенные знания, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться. В детском саду с нарушением зрения обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения призваны совместные коррекционно-развивающие занятия воспитателя и тифлопедагога.
Несмотря на относительную сохранность зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией отмечаются затруднения в пространственном ориентировании - предметно-практическом и словесном.
Отклонения в развитии предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве (трудности восприятия глубины пространства, величины и формы предметов, их взаимного расположения) у детей с косоглазием и амблиопией могут быть объяснены специфической выраженностью зрительной патологии (монокулярностью).
Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и; обозначать в речи взаимное расположение предметов
Итак, как уже говорилось, первым этапом в освоение ориентировки в пространстве является ориентировка от себя, то есть ощущение себя, как точки отсчета в окружающем пространстве. Таким образом, видно, что изначально ребенок начинает ориентироваться в большом пространстве, и лишь вторым этапом является умение ориентироваться в малом пространстве, то есть на листе, столе, в тетради, что особенно важно при подготовке дошкольника к школе.
Данная работа рассчитана на детей с нарушением зрения среднего и старшего дошкольного возраста, потому что именно в этом возрасте уже должно совершенствоваться умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.), и начинает формироваться умение ориентироваться в малом пространстве, например на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу)
Ориентировка в малом пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка , плана , схемы.
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно ориентироваться в малом пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
Для детей с нарушением зрения зачастую характерен более низкий темп освоения материала раз, и второе весь материал должен быть усвоен через чувственный опыт и через игру, иначе данный материал будет усвоен только механически, без осмысления, а это будет означать трудности в дальнейшем, при работе с новым, более сложным материалом.
Естественно, вся работа должна проходить по принципу от простого к сложному, так как, в обратном случае можно, во-первых, не добиться усвоения материала, а во-вторых, отбить у ребенка, при возникновении каких-либо трудностей, желание вообще что-либо изучать.
Таким образом, продумывая все игры и задачи на ориентировку в малом пространств, учитывая особенности детей с нарушением зрения, можно добиться очень хороших результатов и помочь ребенку в дальнейшем не испытывать трудностей, не только в школе, но и в общении, играх и дальнейшем развитии и приобретении жизненного опыта.
Цель работы:
Формирование и закрепление умения ориентироваться в малом пространстве и использование данного умения в повседневной деятельности.
Основные задачи:
- Развитие у детей пространственных отношений, умение показывать на листе бумаги верх, низ, лево, право, центр.
- Закрепление умения использовать предлоги и наречия пространственной терминологии на практике и использование их в связной речи
- Обучение использовать как систему отсчета лист бумаги, доску, фланелеграф, стол и т.д.
- Освоение таких логический операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение.
- Развитие внимания, зрительного восприятия, воображения.
Прогнозируемый результат:
- Умение ориентироваться в микро пространстве.
- Способность применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.
- Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики.
- Понимание пространственной терминологии
Методы работы
Наглядный метод | Словесный метод | Игровой метод | Практический метод |
-Иллюстрация -Демонстрация -Наблюдения -Разглядывание | -Объяснение -Разъяснение -Рассказ -Беседа -Инструктаж | -Дидактические игры -Использование образов литературного героя -Развивающие игры -Настольные игры | -Опыт -Упражнение -Самостоя-тельная работа |
Формы организации деятельности детей
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
-игры -занятия -создание проблемных ситуаций | -творческая деятельность -игровая деятельность -выполнение заданий |
Средства
Знаковые | Игры | Художественно-литературные |
-модели -символы -алгоритмы | -дидактические -настольные -развивающие | -сказки -стихи |
Педагогические технологии
- Янушко Е.А. «Далеко ли, близко ли?: Ориентировка в пространстве; Подготовка к школе и к жизни: Для детей 5-7 лет».
- Посицельская М.А. «Поверни!: Вращение как явление: Ориентировка на плоскости; Точка зрения; Ориентировка в пространстве: Для детей от 5-7 лет».
- Мальцева И.В. «Бродилка (логические игры и задачи) / Развитие мышления, ориентировка в пространстве».
- Голубь В.Т. «Графические диктанты»
Перспективное планирование
Тема | Название занятия и цель | Задачи | Игры и пособия |
Ориентировка в малом пространстве | Занятие №1 «В гостях у птиц». Цель: Развивать пространственную терминологию детей |
|
|
Ориентировка в малом пространстве | Занятие №2 «Три котенка» Цель: Разивать лево-право стороннюю ориентировку |
|
|
Тема | Название занятия и цель | Задачи | Игры и пособия |
Ориентировка в малом пространстве | Занятие №3 «Поход в универмаг» Цель: Развитие умения ориентироваться по схеме -линейная перспектива -по ориентирам | 1. Развитие прослеживающей функции глаза 2. Развитие речи: закрепление терминологии, связанной с темой «Одежда» (отдел, универмаг, отдел женской одежды, отдел мужской одежды, отдел детской одежды, обувной отдел, отдел чулочно-носочных изделий, отдел головных уборов, отдел нижнего белья). 3. Развитие мыслительной деятельности. |
|
Ориентировка в малом пространстве | Занятие № 4 « В гостях у Федоры Цель: Развитие ориентировки и закрепление пространственной терминологии | 1.Развитие лево-право сторонней ориентировки . 2. Закрепление предлогов на, под, наречий между. 3. Развитие зрительного внимания. 4. Развитие аналитико-синтетического мышления. 5. Развитие умения находить сходство в изображениях различной модальности. 6. Развитие прослеживающей функции глаза. 7. Развитие моторной координации |
|
Тема | Название занятия и цель | Задачи | Игры и пособия |
Ориентировка в малом пространстве | Занятие №5 «Помоги колобку» Цель: Продолжать развивать ориентировку в малом пространстве. | 1. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию. 2. Формировать пространственные представления. 3. Закреплять умения использовать предлоги и наречия, обозначающие пространственную терминологию в связной речи. 4. Продолжать развивать лево-право стороннюю ориентировку, а так же умение правильно оценивать заданные направления с помощью стрелочек. 5. Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия. 6. Продолжать развивать способность работать с планом по ориентирам. 7. Продолжать работать над развитием аналитико-синтетического мышления. 8. Учить понимать эмоциональное состояние героя. |
|
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика
Цель диагностики:
Отслеживать результативность игр и занятий, направленных на развитие ориентировки в малом пространстве.
Методы диагностики:
-игровая диагностика
-наблюдения
-анализ продуктов деятельности
Критерии
- Наличие умения ориентироваться в микро пространстве.
- Наличие способности применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.
- Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики.
- Понимание пространственной терминологии.
Уровни развития
Низкий уровень
Ребенок не ориентируется в микро пространстве, не проявляет свои знания в повседневной жизни. Не знает пространственной терминологии, не использует ее в связной речи. Плохо развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика.
Средний уровень
Ребенок ориентируется в микро пространстве с ошибками или ему требуется время для обдумывания. Полученные знания проявляет в незначительной степени. Мало знает пространственную терминологию, делает ошибки при назывании предлогов и наречий, обозначающих пространственные связи. Зрительно-моторная координация требует практической тренировки, мелкая моторика развита в недостаточной степени.
Высокий уровень
Ребенок свободно ориентируется в малом пространстве, активно использует полученные знания в повседневной деятельности. Хорошо знает пространственную терминологию и пользуется ею в связной речи. Хорошо развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика.
Средняя группа
Фамилия, имя ребенка | Наличие умения ориентироваться в микро пространстве | Наличие способности применять полученные умения и навыки в повседневной жизни. | Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики. | Понимание пространственной терминологии | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Артур И. | с | в | с | в | с | в | с | в |
Вика Ф. | н | с | с | с | н | н | с | с |
Влад Ш. | с | с | н | с | ||||
Глеб К. | с | в | с | в | с | в | в | в |
Дана К. | н | с | с | с | н | н | с | с |
Денис К. | с | в | с | с | н | с | с | с |
Дима Л. | с | в | н | н | с | в | с | с |
Кристина Г. | н | с | с | с | н | с | н | с |
Кирилл Б. | с | в | с | в | н | н | с | в |
Максим Ж. | с | в | с | в | с | в | в | в |
Маша Е. | н | с | н | с | н | н | н | н |
Саша И. | н | с | н | с | н | н | н | с |
Тима М. | с | с | с | в | с | с | с | в |
Рис.1
Рис.2
Старшая группа
Фамилия, имя ребенка | Наличие умения ориентироваться в микро пространстве | Наличие способности применять полученные умения и навыки в повседневной жизни. | Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики. | Понимание пространственной терминологии |
Н.г. | Н.г. | Н.г. | Н.г. | |
Артур И. | с | в | в | в |
Вика Ф. | с | с | н | с |
Влад Ш. | в | с | н | с |
Глеб К. | с | с | с | с |
Дана К. | с | в | в | в |
Денис К. | с | с | с | с |
Дима Л. | с | н | с | с |
Кристина Г. | н | с | с | с |
Кирилл Б. | в | в | с | в |
Максим Ж. | в | в | в | в |
Маша Е. | н | н | н | с |
Саша И. | с | с | н | с |
Тима М. | с | с | с | с |
Рис.3
Используемая литература
- Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения// Журнал Дефектология, 2003 №3
- Подколзина Е. Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет. дис. канд. пед. наук. Москва, 1998
- Цыганок А.А. Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 1999. – вып.2
- Никулина Г. В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – СПб.: «Детсво-пресс», 2002.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) // под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.
Приложение
Конспект занятия
по развитию ориентировки в малом пространстве
с детьми 2 старшей группы
тифлопедагога Кудряш Елены Николаевны.
Тема: «Помоги Колобку».
Программное содержание:
- Продолжать развивать ориентировку в малом пространстве (такие как верх, низ, право, лево), а так же умение правильно оценивать заданные направления с помощью стрелочек.
- Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.
- Закреплять умение использовать предлоги и наречия, обозначающих пространственную терминологию в связной речи.
- Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
- Продолжать развивать способность работать с планом по ориентирам.
- Формировать пространственные представления.
- Продолжать работать над развитием аналитико-синтетического мышления.
- Учить понимать эмоциональное состояние героев.
Ход занятия:
Ребята, а вы любите сказки? А вы хотели бы оказаться в сказке? А помните сказку «Колобок»? Помните, как решила бабка испечь Колобок, по сусекам поскребла, по углам помела, замесила тесто, скатала колобок, в печь сунула. Вот испекся Колобок, бабка его вытащила, а он горячий, и положила она его куда? (На окошко студиться). Полежал колобок где? (На подоконнике). И стало ему скучно, стал он по подоконнику кататься, то налево покатится, покажите левую руку, то направо, покажите правую руку. Вот покатался в одну сторону, в другую, а потом вдруг выпрыгнул. Откуда он выпрыгнул? (Из окошка). И покатился по дорожке. А кто помнит, куда он покатился? (В лес).
Расстроилась бабка, смотрите какая грустная, голову она повесила, вздыхает тяжело. Сейчас мы у нее спросим, что же случилось?
Б. Ой, ребятки, помогите мне, пожалуйста, знаю я, колобок в лес укатился, ему там звери дикие встретятся, пойдите, догоните его, да помогите ему, чтобы его там не съели.
Поможем? А как вы думаете, кто первым встретится колобку? (Заяц). Ну, давайте проверим.
Точно заяц. Только что-то у него случилось, посмотрите, какой он? (Дети перечисляют, что заяц грустный, плачет). Спроси…. Что у зайчика случилось?
(Зайчик, что у тебя случилось?)
З. Да разбежались мои зайчата, помоги мне Колобок их найти.
К. Ну что, поможем зайцу?
Задание: На карточке видно, что зайцы разбежались в разных направлениях, в каких? (налево, направо, вверх, вниз). На тарелочке у вас есть стрелки,.
1 ребенок должен выложить стрелочку к зайчатам, убежавшим налево.
2 ребенок должен выложить стрелочки к зайчатам убежавшим направо.
3 ребенок должен выложить стрелочки к зайчатам, убежавшим вверх.
4 ребенок должен выложить стрелочки к тем зайчатам, которые убежали вниз.
Уточнение, в каком направлении должны смотреть стрелочки у зайцев, которых выберешь ты? (Спросить каждого ребенка).
З. Спасибо ребята, спасибо Колобок, помогли вы мне очень, а зайчата сейчас песенку споют.
Музыкальная пауза, песенка зайчат, движение под музыку.
Ребята, а вы помните, кто встретился колобку после зайца? (Волк).
Да и вот зайчата говорили, что поблизости вол рыщет, зайчат ищет. Ребята, а какой волк? (Злой, зубастый…)
К. А зайчата волка не боятся, и я тоже бояться не буду. Ой, вон он сидит, да чего-то не страшный совсем. Спроси,...что случилось у волка. (Ребенок спрашивает).
В. Не могу найти дорогу к тетушке, а она ждет меня на День Рождения. Помогите мне, пожалуйста, дорогу отыскать, а то я совсем запутался.
Задание: Перед вами карта, на этой карте нарисован волк и домик тетушки, к которому волка нужно провести. Волк умеет ходить только на одну клеточку вверх, на одну клеточку вниз, на одну клеточку влево и на одну клеточку направо. В тарелочке лежат квадратики, такие же, как на карте, выложите внизу под картой, путь, который вы выберете для волка.
Дети выкладывают путь. Волк у каждого спрашивает, дети объясняют.
В. Ребята, вы такие умные, такие сообразительные, но я ничего не понял, объясните мне, пожалуйста, на большой карте, научите меня, как, же мне пройти к тетушке.
Дети выходят к ковролину на стене и объясняют ходы (на ковролине карта в большом размере). Каждый ребенок делать по 1 ходу.
Волк благодарит всех и убегает.
К. Ну вот, помогли волку, а кто помнит, кого я по сказке дальше встретить должен? (Медведя). Только я немного засиделся, пока вы помогали волку, и может мы немного потанцуем?
Испекли мы колобок (печем ладошками)
У него румяный бок (наклоны в стороны, руки на боках)
На окошке он лежал (палец у щеки, покачиваем головой)
Спрыгнул вдруг (подпрыгиваем)
И убежал (моталочки)
По тропинке покатился
У медведя очутился.
Медведь сонный сидит. Колобок спрашивает у детей, как они думают, что случилось с медведем (он спит, устал) Как догадались? (глаза закрыты, издает храпящие звуки)
Ребенок спрашивает у медведя что случилось.
М. Да мне давно в спячку ложится, а у меня такой беспорядок, что лечь негде, не успел убраться, все ходил малину ел. Помогите мне. Ребята, пожалуйста, а то у меня сил совсем нет.
Задание:
Дети под указания медведя расставляют мебель у него в комнате.
Медведь благодарит, и спать ложится.
К. Ну какие же вы молодцу, так мне помогаете, а кто вспомнит, кто был после медведя? (Лиса)
Л. Ой, Колобок!!!! Ты что пришел мне песенку спеть?
К. Нет, Лиса, я тебя знаю, ты хитрая, не буду я тебе песенку петь. (И просит ребенка спросить, что дети могут сделать для лисы, чтобы она их отпустила).
Л. Ой, как хорошо, что вы спросила, да, можете вы мне помочь. Видела я тут платок красивый, узорами украшенный. Только большой он мне, вот если бы вы сделали мне такие же маленькие, я бы вас отпустила и Колобка не тронула.
Задание:
На большом фланелеграфе выложен узор из геометрических фигур, проговорив пространственное местонахождение фигур, предлагаю внимательно посмотреть и запомнить. Закрываю фланелеграф и дети по памяти выкладывают такой же узор у себя, на индивидуальных фланелеграфах.
Лиса благодарит и отпускает колобка с ребятами.
Колобок предлагает напоследок поиграть. Каждому ребенку одевается маска (лисы, зайца, медведя и волка), дети встают в круг
Тень, тень, потетень (ходят по кругу, взявшись за руки)
Выше города плетень (руки поднимают вверх)
Сели звери под плетень (присаживаются)
Похвалялися весь день (встают)
Похвалялася лиса (выходит девочка с маской лисы)
Всему свету я краса (крутится в стороны)
Похвалялся серый волк (выходит мальчик с маской волка)
Я зубами щелк, да щелк (вытянутыми руками изображает пасть)
Похвалялся медведь (выходит мальчик, с маской медведя)
Могу песню я реветь (расставляет руки и ревет ы-ы-ы-ы)
Похвалялся зайка (выходит мальчик, с маской зайца)
Ну-ка догоняй-ка (машет ушками)
Тень, тень, потетень (ходят, взявшись за руки по кругу)
Выше города плетень (поднимают руки вверх)
Сели зверь под плетень (присаживаются)
Похвалялись каждый день.
Вот и пришли мы обратно к бабку, давайте попрощаемся с Колобком, передает колобка из рук в руки, поглаживая его и говоря
-До свиданья, Колобок
Колобок, румяный бок!
Бабка благодарит детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.
На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....
Проект "Сад ощущений школы Грота (комплексное развивающее пространство для детей с нарушением зрения)"
Данный материал разработан коллективом педагогов (5 человек) школы Грота с целью создания в дальнейшем Сада Ощущений на территории нашей школы.На основании изучения и анализа опыта других сенсорных са...
Развитие ориентировки на листе бумаги у детей с нарушением зрения
Практический материал для работы тифлопедагогам...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооцен...
Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения
Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения....
Авторские дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...
Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения». Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (...