ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
статья

Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Правильно организованная проектная работа для детей с нарушением зрения оказывает положительное обучающее воздействие на школьников, способствует самостоятельному «добыванию» знаний, развивая у них критическое мышление, инициативу и рефлексию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аверина Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы
МБОУ СКОШ36 III-IV видов,  к. фил. н.,

г. Озёрск, Челябинская область, Российская Федерация

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития школьного образования нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-ориентируемой  деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

Развитие системы поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья включено в приоритетные направления государственной социальной политики Российской Федерации. С этой целью в образовании актуализируются вопросы оказания психолого-педагогического сопровождения обучающихся с разными образовательными потребностями, что указывает на необходимость использование наиболее продуктивных технологий. К ним относится организация исследовательской работы. Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа.

В основе исследовательской работы школьника лежит технология проектной деятельности. Термин проект заимствован из латинского языка, где буквально означает «выброшенный вперед», «выступающий», «вытянутый», «бросающийся в глаза». Суть проектной методики заключается в ориентации не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования обучающихся.

Технологию проектной деятельности С.Т. Шацкий определяет так: «…это развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это особо важно для детей III-IY видов обучения с нарушением зрения.

Процесс освоения предметного мира, развитие предметных действий у детей с нарушениями зрения происходит сложнее и носит замедленный характер.  У них ослаблены познавательные процессы, нарушена быстрота, точность координации, ориентация в малом и большом пространстве.  Проектная деятельность поможет детям с нарушением зрения в социальной и бытовой адаптации. Любой проект – это способ организовать совместную деятельность обучающихся, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели, что и является важным  аспектом применения данной технологии в инклюзивном образовании.

Организация совместной проектной деятельности (планирование и исполнение, контроль и оценка)  предполагает совокупность технологических шагов, в процессе которых происходит творческое взаимодействие участников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности.

Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.

Научно-исследовательская деятельность, особенно в её классическом понимании, нацелена на выявление сущности и закономерностей изучаемых явлений и процессов. Обучающиеся МБОУ СКОШ 36 III-IY видов г. Озёрска Челябинской области на уроках и внеурочной деятельности в 7-9 классах выполняют исследовательский проект «Анализ  лексемы». Назовём составляющие выполнения последовательных действий.

Первый этап – выбор лексемы. Чаще всего  школьники выбирают имена существительные (берёза, звезда, ночь, кошка), реже –имена прилагательные – маленький, благородный, красный.

Второй этап - создание своих оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и зарубежных писателей ХIХ - ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики. Авторские картотеки наших учащихся небольшие, но они обеспечивают достоверность полученных результатов.

Третий этап – работа со словарями.  Обучающиеся работают с толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов, омонимов, словарями символов. Представим результаты работы наших учащихся .

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова указаны пять значений лексемы «красный»: 1)’цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака’; 2)’относящийся к революционной деятельности, к Советскому строю, к Красной Армии’; 3)’употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого’; 4) употребляется для обозначения наиболее ценных пород, сортов чего-нибудь’; 5)’сторонник или представитель большевиков, их революционной диктатуры, военнослужащий Красной Армии’ [6, с.297-298].

Таким образом, ядерной семой исследуемой лексемы является ‘цвет крови’, околоядерные семы – ‘ясный, светлый,  радостный, счастливый,  парадный’. Периферийные семы – ‘относящийся к революционной деятельности’. Лексема «красный», с одной стороны, является символом энергии, страсти, а с другой, связано с кровью и разрушениями.

Четвёртый этап – описание языкового материала. Для школьников достаточно нелегко даётся систематизация материала, его интерпретация. Например:

Пословица «Жизнь не красна, так и смерть не страшна»  представлена как  сложное предложение. Оно  имеет обобщенное значение, т. е. характеризует действие любого лица. Перед глаголами-сказуемыми, которые выражены краткими прилагательными, стоит частица не, которая придает всему предложению смысл того, что одно действие невозможно без другого.

        Из синонимического ряда красна, хороша, прекрасна, великолепна, выбрано первое слово, так как оно передает общее значение этого ряда (прожить жизнь в удовольствие). Указательное местоимение с частицей так и выражают причинно-следственные отношения (Если жизнь не в удовольствие, тогда и умирать не страшно). Существительные-подлежащие жизнь и смерть выбраны для полного противопоставления одного события другому, чаще используются вместе.

        Эта пословица – обобщение опыта народа. Те, кто жили хорошо, в свое удовольствие, тем и смерть была не страшна. А кто поступал не по совести, смерть была худшим наказанием.

Приведём ещё одну работу обучающейся 9 класса:

Пословица «Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, (то) всё  у них пустяк» представлена как  сложное предложение, которое имеет обобщённое значение, т. е. характеризует действие любого лица. Перед глаголом-сказуемым стоит частица не, она придаёт всему предложению отрицательный смысл: действие невозможно.

 Из синонимического ряда постичь, познать, уяснить, осмыслить, осознать, уразуметь, увидеть, уловить, добраться до сути, раскусить, ухватить (разг.), смекнуть, раскумекать, расчухать (прост.), восприять (уст. книжн.), взять в толк выбраны первые три слова, так как они передают общее значение этого ряда (дойти до сути). Обратный порядок членов предложения подчёркивает важность условия, при котором действие может быть выполнено. Из синонимического ряда смысл, польза, прок, толк выбрано четвёртое слово: толк в значении – «разумное содержание чего-нибудь». То – вариативный  элемент пословицы.

   Выбор слова невежа также не случаен. В текст вносится смысл «грубый, невоспитанный человек». Толк (разум) – невежа (глупость) создают антитезу. Это противопоставление является основой переносно-обобщённого смысла: без разума (ума) невозможно найти смысла в окружающем тебя мире.

Такая систематизация материала не только способствует усвоению учебного материала, научного мировоззрения школьников, значительно расширяется их кругозор  в предметной области «Филология», но и готовит обучающихся к  основному государственному экзамену – формирует письменную монологическую речь.

Результаты исследовательских проектов представляются авторами в разной форме: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); тезисы, доклад для устного выступления или стендовый   - оформление наглядного материала, текста и иллюстраций.

Многие проблемы снимает зашита проектной работы. Это самый драматический и психологически напряжённый этап проектирования.  Учащиеся должны убедить комиссию из преподавателей и своих сверстников в  значимости проекта; показать свою компетентность. Так у  обучающихся происходит осознание законченности и значимости своей деятельности.

Для большей стимуляции воли к победе над собой неплохо ввести дух соревновательности — устроить конкурс, олимпиаду проектов, выставку. В результате у ребят повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в период становления личности.

Таким образом, технология учебного исследования вооружает  обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,  самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Правильно организованная проектная работа для детей с нарушением зрения оказывает положительное обучающее воздействие на школьников, способствует самостоятельному «добыванию» знаний, развивая у них критическое мышление, инициативу и рефлексию.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аверина М.А. Представление о красоте в русских и английских паремиях / М.А. Аверина, И.Г. Петер // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 25. С. 105-111.
  2. Аверина, М.А. Деятельность учителя русского языка  и литературы по формированию научно-исследовательской компетенции учащихся /М.А. Аверина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 86 с.
  3. Методология и методика формирования научных понятий учащихся школ и студентов вузов: Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. . – Ч. 1. – 251 с.
  4. Методология и методика формирования научных понятий учащихся школ и студентов вузов: Тезисы докладов Х Всероссийской научно-практической конференции.– Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – Ч. 3. – 86 с.
  5. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.  Шведова. –  М.: АЗЪ, 2003. – 583 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения"

В статье представлена система работы учителей -дефектологов: Рудяковой Е.В., Суховольской Е.В. по формированию навыков оринетировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ....

Презентация к семинару-практикуму "Соблюдение этических норм научной деятельности при организации исследовательской и проектной работы обучающихся"

В презентации содержатся указания по структуре исследовательской работы и проекта, приводятся основные методы научного познания, прослеживаются ключевые этапы создания исследовательской работы, а такж...

Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"

Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха

Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....

Семинар для педагогов «Организация образовательного процесса для детей с нарушением зрения».

Семинар для педагогов  «Организация образовательного процесса для детей с нарушением зрения»....