Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
статья

Комова Ольга Борисовна

Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

 

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Любые поражения зрения откладывают негативный отпечаток на развитие ребенка. Нарушение зрения затрудняет накопление чувственного опыта, ведет к неполноценному восприятию окружающего, что выражается в неточности, бедности, фрагментарности представлений ребенка.  Для развития восприятия необходимо подключение всех сохранных анализаторных систем в процесс знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности, анализа сенсорных признаков объектов.  В компенсации зрительной недостаточности детей с нарушениями зрения огромную роль играет осязание и мелкая моторика. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно развивать у детей мелкую моторику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samooobrazovanie.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

Подготовила воспитатель:

 О.Б. Комова

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Любые поражения зрения откладывают негативный отпечаток на развитие ребенка. Нарушение зрения затрудняет накопление чувственного опыта, ведет к неполноценному восприятию окружающего, что выражается в неточности, бедности, фрагментарности представлений ребенка.  Для развития восприятия необходимо подключение всех сохранных анализаторных систем в процесс знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности, анализа сенсорных признаков объектов.  В компенсации зрительной недостаточности детей с нарушениями зрения огромную роль играет осязание и мелкая моторика. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно развивать у детей мелкую моторику.

Так как я работаю с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения зрения, я выбрала тему самообразования «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения» и поставила следующую цель и задачи:

Цель: расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для развития ручной умелости детей с нарушением зрения.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме.
  2. Ознакомиться с формами работы для развития мелкой моторики и осязания ребёнка с нарушением зрения.
  3. Подобрать дидактические материалы для коррекционной работы с ребёнком с нарушением зрения.
  4. Разработать рекомендации, консультации для родителей по коррекции проблемы.

Актуальность данной темы заключается в том, что успешное освоение учебной программы начальных классов, навыков бытового самообслуживания и ориентировки в пространстве и дальнейшая социализация ребенка с патологией зрения напрямую зависит от своевременного развития моторной сферы обучающегося, определения проблемной зоны развития моторики у обучающихся в начальных классах, а также правильно подобранных коррекционно-развивающих и компенсирующих упражнений.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию мелкой моторики ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят в большей степени развивающий характер.

Поэтому основное внимание на занятиях обращено на качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.

Для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук.  Нарушение зрения дает детям ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Дети с отклонениями зрения не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряжены. Поэтому детей обучаем рациональным приемам осязательного обследования. Осязательное обследование подразделяется на два этапа.

Сначала осуществляется общеознакомительное  беглое обследование предмета в целом. При этом руки ребенка движутся от начального пункта. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого предмета. Обследование проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая контролирующей.

Для закрепления навыков осязательного восприятия с детьми проводится игра «Чудесный мешочек». В зависимости от дидактических задач игра может развиваться по-разному. Например: 1-й вариант - ребенок ощупывает и достает названный педагогом предмет или отбирает предметы по указанному признаку (форме, величине); 2-й вариант - ребенок достает первый попавший предмет, обследует его и дает ему характеристику, т.е. называет характерные признаки этого предмета.

Формирование навыков мелкой моторики и осязания происходит в различных видах деятельности:

  • предметно-практической деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
  • графические работы;
  • проведение пальчиковых игра, массажа;
  • различные дидактические игры и игрушки.

Во время лепки из пластилина, аппликации и рисования хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки, закрепляются навыки осязательного обследования. Улучшается координация движений пальцев и кисти рук, что помогает преодолеть неуверенность и скованность движений.

Хочется отметить что начале года первого класса дети пришли с низким интересом к творческой деятельности. Мелкая моторика была развита не на достаточном уровне. Многие не умели выполнять работу последовательно и доводить дело до конца.  

На занятиях применяла такие виды деятельности как лепка, аппликация и рисование. Использовались разнообразные приёмы техники работы (рельефная лепка, лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ, монотипия, рисование на помятой бумаге, пальцеграфия, конструирование).  Дети проявили большой интерес к изготовлению фигурок из воздушного пластилина и работы с кинетическим песком.  При изготовлении открыток из разных видов бумаги, рисовании рисунков, а также, изготовление поделок на различные конкурсы (имеются общешкольные и всероссийские грамоты). Применялись различные подходы: индивидуальный, групповой, что в системе дало положительный результат. Это способствовало созданию непринужденной творческой атмосферы, развитию воображения и мелкой моторики. За время работы по этому направлению видна положительная динамика в развитии.

Дети приобрели специальные навыки: при работе с различными инструментами, бумагой разной фактуры, вырезанием по контуру, умение взаимодействовать в процессе совместной и самостоятельной деятельности коллективного и декоративного оформительного творчества.

Также занятиях использую пальчиковые кинезиологические игры. Они имеют особую роль в развитии мелкой моторики - своеобразные упражнения для развития мелкой моторики пальцев, в которых отрабатываются статические и динамические движения. Они развивают координацию движений, учат концентрировать внимание.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех типов движений - и сжатие, и растяжение, и расслабление. Максимальный эффект упражнений достигается тогда, когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение.

Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное воздействие на организм человека отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную работу мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Массаж рук способствует снятию моторной напряженности мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

Во время игровой деятельности использую различные виды мозаики и конструктора. Они также развивают мелкую моторику и осязание. Используются мозаики и конструктор разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Сначала дети учатся сортировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры. Затем выкладывают рисунки из мозаики по образцу. Научив детей выкладывать прямые линии, далее переходим к изображению с их помощью предметов. Например, выложить лодочку с парусом. При переходе к составлению мозаичных композиций сначала выкладываю образец орнамента (рамочку, грибок, солнышко), затем знакомим с ним ребенка и даем ему указания к работе по данному образцу.

Упражнения в конструировании способствуют развитию осязания, укреплению мышц рук, подвижности пальцев, развитию зрительно-моторной координации.

Для развития тактильной чувствительности и способности к различению структуры поверхности используем такие дидактические игры как "Тактильное домино", "Найди пару на ощупь", "Шершавые картинки", "Чудесный мешочек".

Для развития тонкой моторики кистей и пальцев рук используем "Собери бусы", "Веселая башня", "Прищепки", "Подбери к болтику гайку", "Шнуровка".

Для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации используем следующие игры "Монетки", "Поймай лягушку", "Лабиринт "Коровка", "Клубочки".

Работа с родителями.

           Постоянное взаимодействие с родителями ребёнка с отклонениями в развитии одна из основ коррекционной работы. Содержание работы с родителями реализую через разнообразные формы общения:

  • Беседы («Необходимость развития мелкой моторики для ребёнка с нарушением зрения»; «Какие игрушки покупать для ребёнка с нарушением зрения»).
  • Советы и рекомендации («Игра «Мастерская Золушки», «Игра «Помогаю маме», «Упражнения: «Разрывание бумаги», «Перелистывание страниц», «Бусы».
  • Буклеты «Пластилинография – это интересно!», «Волшебные палочки».

    Таким образом, из опыта работы, могу сделать вывод: осязание и мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики позволяют ему обслуживать себя, участвовать в играх, что способствуют повышению самооценки ребенка и дают возможность приобрести социальный опыт. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Октябрь 2020

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Авторские дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...

Консультации для воспитателей на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...