Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии
план-конспект

Пиманова Анна Анатольевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии  по теме: «Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д»

Целью занятия является развитие умения дифференцировать оптически сходные рукописные буквы Б - Д. В ходе занятия решаются следующие задачи:

Образовательные:

-Уточнить написание букв Б – Д, выявить сходства и отличия;

-Уточнить артикуляцию звуков [Б] и [Д], закрепить связь между звуком и буквой;

-Тренировать учащихся в различении букв Б –Д в изолированном написании, в слогах и словах;

-Совершенствовать навык чтения;

Коррекционные:

-Развивать логическое мышление детей;

-Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги;

-Развивать умение координировать речь с движением;

-Развивать пальцевую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать у учащихся умение активно работать на занятии;

-Воспитывать умение достигать своей цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_rukopisnyh_strochnyh_bukv_b_-_d.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Предмет (направленность): логопедия

Возраст детей: 2 класс

Место проведения: класс.

Учитель-логопед: Пиманова А.А.

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв Б - Д в словах, предложениях.

Лексическая тема: Лес. Обитатели леса.

Грамматическая тема: Согласные звуки и буквы.

Тип урока. Урок обобщения  и систематизации  полученных знаний на практике.  

Цель: Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д на письме.

Задачи:

Образовательные:

- Учить дифференцировать звуки [Б - Д], строчные буквы Б - Д на письме.

- Автоматизировать графокинетический образ строчных букв Б - Д на материале слов, предложений.  

-Тренировать учащихся в различении букв Б –Д в изолированном написании, в слогах и словах;

-Совершенствовать навык чтения;

Коррекционные:

-Развивать логическое мышление детей;

-Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги;

-Развивать умение координировать речь с движением;

-Развивать пальцевую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать у учащихся умение активно работать на занятии;

-Воспитывать умение достигать своей цели.

Виды планируемых учебных действий

Планируемый уровень достижений результатов обучения 

Воспитательные УУД

  • наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Предметные УУД (знать, уметь)

  • умение дифференцировать оптически сходные навыки образования относительных прилагательных.

Метапредметные

УУД

Познавательные УУД

  • умение воспроизводить по памяти полученную ранее информацию, выделять существенную информацию из источника

Регулятивные УУД

  • Осознание качества и уровня усвоения учебного материала;
  • сформированный навык самоконтроля;
  • развитие навыков  самоорганизации в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умение осуществлять совместную деятельность с логопедом
  • формирование умения работать в парах и группе. 

Личностные УУД

  • владение навыком самооценки результатов учебной деятельности в рамках урока;
  • развитие познавательных интересов, мотивации к обучению
  • формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Оборудование: картинки – трафареты БЕЛКА, ДЯТЕЛ; авторская презентация по лексической теме; подложки с изображением белки и дятла, шарики марблс, скрученная фольга на каждого ученика; карточки со словами для составления предложений на каждого ученика; цветные карандаши фиолетового и коричневого цветов на каждого ученика; рабочие тетради; листочки из зелёного картона для проведения рефлексии


Ход занятия

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Мотивация к деятельности.

1.Орг.

момент

- Здравствуйте ребята! (Логопед дает указание учащимся сесть за парту, на которой лежит флажок определенного цвета)

Ученики занимают свои рабочие места 

2.Сообщение темы занятия

- Где мы сегодня на уроке побываем, вы поймёте, если послушаете аудиозапись (Включается аудиозапись «Шум леса»).

- Какие звуки вы услышали?

- Где эти звуки можно услышать?

- Правильно! Мы сегодня побываем в лесу. Чтобы узнать, какие обитатели леса нам встретятся, вам надо обвести картинки по цифрам, соблюдая условие: цифры от 1 до 20 соединять карандашом коричневого цвета, после 20 - фиолетового.

-. Рассмотрите ваши рисунки. Кто изображён на рисунках?

- Что необычного вы видите на картинках?

- Вы догадались, почему эти буквы на картинках?

- Значит, с какими буквами сегодня будем работать?

- Сегодня мы с вами будем учиться различать буквы Б - Д, и правильно их записывать в словах, предложениях. Запишите тему урока в тетрадь. (Число записано заранее)

- Мы услышали пение птиц, шелест листьев.

- Эти звуки можно услышать в лесу.

Ученики выполняют работу на шаблонах.

- На рисунках белка и дятел.

- На белке видна строчная буква Б, на дятле строчная буква Д.

- Эти буквы мы пишем первыми, в слове белка - Б, в слове дятел - Д.

- Мы будем работать с буквами Б - Д.

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

II. Актуализация необходимых знаний.

1.Уточнение связи звука

и буквы.

- Назовите первый звук в слове БЕЛКА.

- Какая строчная буква обозначает этот звук?

- Выберите из карточек с буквами алфавита ту, которой обозначим звук [Б`] в слове БЕЛКА.

 - Назовите первый звук в слове ДЯТЕЛ.

- Какая строчная буква обозначает этот звук?

 - Выберите из карточек с буквами алфавита ту, которой обозначим звук [Д`] в слове ДЯТЕЛ.

- Произнесите звуки [Б`], [Д`]. Что общего у этих звуков?

- Сравните звуки [Б`], [Д`]. Чем различаются эти звуки?

- Звук [Б`]

- Буква Б.

Ученики выбирают строчную букву Б.

- Звук [Д`]

- Буква Д.

Ученики выбирают строчную букву Д.

- Звуки [Б`], [Д`] согласные, звонкие, мягкие.

- При произнесении звука [Б`] губы смыкаются, а при произнесении звука [Д`] губы не смыкаются, работает кончик языка.

2. Зрительный гнозис

букв.

- Сравните буквы Б - Д. Что общего в написании  строчных букв Б и  Д?

- Какими элементами эти буквы отличаются?

- Напишите в воздухе букву Б и произнесите звук [Б`], затем букву Д и произнесем звук [Д`].

- Выложите рядом с изображением белки на подложке букву Б из шариков марблс, а рядом с дятлом букву Д из скрученной фольги.

- У букв Б, Д два элемента, общий элемент овал.

- У буквы Б от овала пишем вверх прямую наклонную линию с закруглённой короткой прямой в право.

- У буквы Д от овала пишем вниз длинную петлю.

Ученики пишут в воздухе букву, и произносят звук.

Ученики выкладывают буквы.

III. Организация познавательной деятельности учащихся.

1. Дифференциация строчных букв

Б - Д на уровне слова.

- Где в лесу можно увидеть белку и дятла?

- В лесу растут разные деревья. Внимание на экран. Рассмотрите и назовите, какие деревья вы узнали.

- Посмотрите, внизу на строке появились слова - названия деревьев

(Ря  ина,  ерёза,   у  )

- Ребята, что случилось со словами-названиями?

- Эти стрелочки показывают одинаковое направление?

- Вы можете определить вместо какой буквы стрелочка, идущая вверх?

- А вместо какой буквы вставлена стрелочка, идущая вниз?

- Почему  выбраны стрелочки вверх и вниз?

- Кто готов написать названия деревьев правильно на доске, заменяя стрелочки буквами? Не забудьте пояснять, повторяя: вверх - Б, вниз - Д.

- Белку и дятла можно увидеть в лесу на деревьях.

Ученики отвечают.

- В словах вместо некоторых букв - стрелочки.

- Нет. В некоторых словах стрелочки идут вверх, а в некоторых - вниз.

- Стрелочка вверх - вместо буквы Б.

- Стрелочка вниз - вместо буквы Д.

- Стрелочка вверх, потому что у строчной буквы Б от овала элемент идёт вверх. Стрелочка вниз, , потому что у строчной буквы Д от овала элемент идёт вниз.

Ученики выходят к доске и записывают слова с комментированием.

2. Динамическая пауза

Физкультминутка «Слушай - хлопай» с сочетанием упражнения на развитие фонематического восприятия.

- Чтобы вы писали буквы Б - Д не ошибаясь, я хочу поиграть с вами в игру «Слушай - хлопай». Встаньте рядом с партами и послушайте правила игры. Я буду произносить различные звуки, а вы, если услышите звук [Б] или [Б`] хлопайте в ладони, подняв руки вверх над головой. На звуки [Д], [Д`] хлопните ладонями по коленкам.

- Молодцы! Вы внимательно слушали и старались не ошибиться с движением.

Дети слушают звуки [П, Б, А, Д`, К, Ф, В, Б`. У, С, Д, Х, Л`, Б, Д`, Т, Д, Б`, К, Б, Д] и выполняют движения, согласно инструкции.

3. Дифференциация букв Б-Д на уровне предложения. Развитие высших психических функций

- Наша прогулка по лесу продолжается. Посмотрите на экран. Где сидит дятел? Откуда выглядывает белка?

После ответов детей на слайде появляются деформированные предложения, в которых нарушен порядок слов.

- Прочитайте, какие предложения про дятла и белку составил ученик из другого класса.

Дятел ствол светлогрудый берёзовый долбит.

Белка из длиннохвостая дубового выглядывает дупла.

Вам нравятся эти предложения?

- Есть ли в предложениях слова, значение которых вам не известно?

- На столе в контейнерах карточки со словами этих предложений. Чтобы составить предложения, разделитесь на две группы. Расположите слова так, чтобы получилось красивое предложение.

- Прочитайте получившиеся предложения.

- Прежде чем вы запишите предложения в тетрадь, давайте потренируем внимание.

Анимированная гимнастика для глаз «Белка»

Белка дятла поджидала

Гостя вкусно угощала

Ну-ка, дятел, посмотри!

Вот орехи - 1, 2, 3.

Пообедал дятел с белкой

И пошёл играть в горелки.

- Молодцы, вы очень старались выполнить всё правильно!

- А теперь я вам буду называть слова из этих предложений, а вы, если услышите звуки [Б], [Б`] поднимайте вверх указательный и средний пальцы правой руки, а если услышите звуки [Д], [Д`] опускайте вниз указательный и средний пальцы левой руки.

- Вы подготовились к записи предложений в тетрадь под диктовку. Не забывайте, что в каждом слове есть буквы нашего занятия. Поэтому проговаривайте направление руки при письме буквы Б словом вверх, буквы Д словом вниз.

- Сравните вашу запись с предложениями на карточке. (Логопед раздаёт карточки с предложениями, написанными рукописным шрифтом) Если предложения записаны в тетрадь без ошибок - на полях нарисуйте солнышко, если допущены ошибки - тучку.

- Дятел сидит на берёзе. Белка выглядывает из дупла.

Ученики читают предложения на слайде.

- Нет, не нравятся, потому что в предложениях нарушен порядок слов.

Логопед объясняет значение слов ДЛИННОХВОСТАЯ, СВЕТЛОГРУДЫЙ.

Дети выкладывают предложения:

Светлогрудый дятел долбит берёзовый ствол.

Из дубового дупла выглядывает длиннохвостая белка.

Ученики следят глазами за появляющимися на слайде изображениями.

Ученики слушают слова и сопровождают движениями пальцев правой и левой руки.

Ученики записывают предложения в тетрадь с комментированием.

Ученики выполняют самопроверку.

IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Организованное окончание урока. Рефлексия.

Логопед включает аудиозапись «Шум леса».

-Наша прогулка по лесу заканчивается, пора возвращаться обратно в школу.

- Я предлагаю вам вырастить своё дерево знаний. Прикрепите на веточки зелёные листочки, вспоминая какую работу вы сегодня выполнили. (На столе выложены зелёные листочки со словосочетаниями: Я научился… Я понял… Мне понравилось… Я могу…Я попробовал… Мне удалось…)

- Молодцы! Вы славно потрудились. Спасибо за работу на уроке.

Дети выбирают необходимые листочки и прикрепляют на веточки, составляя высказывание о своих действиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 5 классе

Конспект подгруппового занятия в 5 классеТема: В гостях у звуков речи.Лексическая тема: Спорт.Цель: закрепить знания о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия....