Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии
план-конспект
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии по теме: «Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д»
Целью занятия является развитие умения дифференцировать оптически сходные рукописные буквы Б - Д. В ходе занятия решаются следующие задачи:
Образовательные:
-Уточнить написание букв Б – Д, выявить сходства и отличия;
-Уточнить артикуляцию звуков [Б] и [Д], закрепить связь между звуком и буквой;
-Тренировать учащихся в различении букв Б –Д в изолированном написании, в слогах и словах;
-Совершенствовать навык чтения;
Коррекционные:
-Развивать логическое мышление детей;
-Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги;
-Развивать умение координировать речь с движением;
-Развивать пальцевую моторику.
Воспитательные:
-Воспитывать у учащихся умение активно работать на занятии;
-Воспитывать умение достигать своей цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_rukopisnyh_strochnyh_bukv_b_-_d.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Предмет (направленность): логопедия
Возраст детей: 2 класс
Место проведения: класс.
Учитель-логопед: Пиманова А.А.
Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв Б - Д в словах, предложениях.
Лексическая тема: Лес. Обитатели леса.
Грамматическая тема: Согласные звуки и буквы.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний на практике.
Цель: Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д на письме.
Задачи:
Образовательные:
- Учить дифференцировать звуки [Б - Д], строчные буквы Б - Д на письме.
- Автоматизировать графокинетический образ строчных букв Б - Д на материале слов, предложений.
-Тренировать учащихся в различении букв Б –Д в изолированном написании, в слогах и словах;
-Совершенствовать навык чтения;
Коррекционные:
-Развивать логическое мышление детей;
-Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги;
-Развивать умение координировать речь с движением;
-Развивать пальцевую моторику.
Воспитательные:
-Воспитывать у учащихся умение активно работать на занятии;
-Воспитывать умение достигать своей цели.
Виды планируемых учебных действий | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Воспитательные УУД |
| |
Предметные УУД (знать, уметь) |
| |
Метапредметные УУД | Познавательные УУД |
|
Регулятивные УУД |
| |
Коммуникативные УУД |
| |
Личностные УУД |
|
Оборудование: картинки – трафареты БЕЛКА, ДЯТЕЛ; авторская презентация по лексической теме; подложки с изображением белки и дятла, шарики марблс, скрученная фольга на каждого ученика; карточки со словами для составления предложений на каждого ученика; цветные карандаши фиолетового и коричневого цветов на каждого ученика; рабочие тетради; листочки из зелёного картона для проведения рефлексии
Ход занятия | ||
Этапы | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Мотивация к деятельности. | ||
1.Орг. момент | - Здравствуйте ребята! (Логопед дает указание учащимся сесть за парту, на которой лежит флажок определенного цвета) | Ученики занимают свои рабочие места |
2.Сообщение темы занятия | - Где мы сегодня на уроке побываем, вы поймёте, если послушаете аудиозапись (Включается аудиозапись «Шум леса»). - Какие звуки вы услышали? - Где эти звуки можно услышать? - Правильно! Мы сегодня побываем в лесу. Чтобы узнать, какие обитатели леса нам встретятся, вам надо обвести картинки по цифрам, соблюдая условие: цифры от 1 до 20 соединять карандашом коричневого цвета, после 20 - фиолетового. -. Рассмотрите ваши рисунки. Кто изображён на рисунках? - Что необычного вы видите на картинках? - Вы догадались, почему эти буквы на картинках? - Значит, с какими буквами сегодня будем работать? - Сегодня мы с вами будем учиться различать буквы Б - Д, и правильно их записывать в словах, предложениях. Запишите тему урока в тетрадь. (Число записано заранее) | - Мы услышали пение птиц, шелест листьев. - Эти звуки можно услышать в лесу. Ученики выполняют работу на шаблонах. - На рисунках белка и дятел. - На белке видна строчная буква Б, на дятле строчная буква Д. - Эти буквы мы пишем первыми, в слове белка - Б, в слове дятел - Д. - Мы будем работать с буквами Б - Д. Ученики записывают тему урока в тетрадь. |
II. Актуализация необходимых знаний. | ||
1.Уточнение связи звука и буквы. | - Назовите первый звук в слове БЕЛКА. - Какая строчная буква обозначает этот звук? - Выберите из карточек с буквами алфавита ту, которой обозначим звук [Б`] в слове БЕЛКА. - Назовите первый звук в слове ДЯТЕЛ. - Какая строчная буква обозначает этот звук? - Выберите из карточек с буквами алфавита ту, которой обозначим звук [Д`] в слове ДЯТЕЛ. - Произнесите звуки [Б`], [Д`]. Что общего у этих звуков? - Сравните звуки [Б`], [Д`]. Чем различаются эти звуки? | - Звук [Б`] - Буква Б. Ученики выбирают строчную букву Б. - Звук [Д`] - Буква Д. Ученики выбирают строчную букву Д. - Звуки [Б`], [Д`] согласные, звонкие, мягкие. - При произнесении звука [Б`] губы смыкаются, а при произнесении звука [Д`] губы не смыкаются, работает кончик языка. |
2. Зрительный гнозис букв. | - Сравните буквы Б - Д. Что общего в написании строчных букв Б и Д? - Какими элементами эти буквы отличаются? - Напишите в воздухе букву Б и произнесите звук [Б`], затем букву Д и произнесем звук [Д`]. - Выложите рядом с изображением белки на подложке букву Б из шариков марблс, а рядом с дятлом букву Д из скрученной фольги. | - У букв Б, Д два элемента, общий элемент овал. - У буквы Б от овала пишем вверх прямую наклонную линию с закруглённой короткой прямой в право. - У буквы Д от овала пишем вниз длинную петлю. Ученики пишут в воздухе букву, и произносят звук. Ученики выкладывают буквы. |
III. Организация познавательной деятельности учащихся. | ||
1. Дифференциация строчных букв Б - Д на уровне слова. | - Где в лесу можно увидеть белку и дятла? - В лесу растут разные деревья. Внимание на экран. Рассмотрите и назовите, какие деревья вы узнали. - Посмотрите, внизу на строке появились слова - названия деревьев (Ря ина, ерёза, у ) - Ребята, что случилось со словами-названиями? - Эти стрелочки показывают одинаковое направление? - Вы можете определить вместо какой буквы стрелочка, идущая вверх? - А вместо какой буквы вставлена стрелочка, идущая вниз? - Почему выбраны стрелочки вверх и вниз? - Кто готов написать названия деревьев правильно на доске, заменяя стрелочки буквами? Не забудьте пояснять, повторяя: вверх - Б, вниз - Д. | - Белку и дятла можно увидеть в лесу на деревьях. Ученики отвечают. - В словах вместо некоторых букв - стрелочки. - Нет. В некоторых словах стрелочки идут вверх, а в некоторых - вниз. - Стрелочка вверх - вместо буквы Б. - Стрелочка вниз - вместо буквы Д. - Стрелочка вверх, потому что у строчной буквы Б от овала элемент идёт вверх. Стрелочка вниз, , потому что у строчной буквы Д от овала элемент идёт вниз. Ученики выходят к доске и записывают слова с комментированием. |
2. Динамическая пауза | Физкультминутка «Слушай - хлопай» с сочетанием упражнения на развитие фонематического восприятия. - Чтобы вы писали буквы Б - Д не ошибаясь, я хочу поиграть с вами в игру «Слушай - хлопай». Встаньте рядом с партами и послушайте правила игры. Я буду произносить различные звуки, а вы, если услышите звук [Б] или [Б`] хлопайте в ладони, подняв руки вверх над головой. На звуки [Д], [Д`] хлопните ладонями по коленкам. - Молодцы! Вы внимательно слушали и старались не ошибиться с движением. | Дети слушают звуки [П, Б, А, Д`, К, Ф, В, Б`. У, С, Д, Х, Л`, Б, Д`, Т, Д, Б`, К, Б, Д] и выполняют движения, согласно инструкции. |
3. Дифференциация букв Б-Д на уровне предложения. Развитие высших психических функций | - Наша прогулка по лесу продолжается. Посмотрите на экран. Где сидит дятел? Откуда выглядывает белка? После ответов детей на слайде появляются деформированные предложения, в которых нарушен порядок слов. - Прочитайте, какие предложения про дятла и белку составил ученик из другого класса. Дятел ствол светлогрудый берёзовый долбит. Белка из длиннохвостая дубового выглядывает дупла. Вам нравятся эти предложения? - Есть ли в предложениях слова, значение которых вам не известно? - На столе в контейнерах карточки со словами этих предложений. Чтобы составить предложения, разделитесь на две группы. Расположите слова так, чтобы получилось красивое предложение. - Прочитайте получившиеся предложения. - Прежде чем вы запишите предложения в тетрадь, давайте потренируем внимание. Анимированная гимнастика для глаз «Белка» Белка дятла поджидала Гостя вкусно угощала Ну-ка, дятел, посмотри! Вот орехи - 1, 2, 3. Пообедал дятел с белкой И пошёл играть в горелки. - Молодцы, вы очень старались выполнить всё правильно! - А теперь я вам буду называть слова из этих предложений, а вы, если услышите звуки [Б], [Б`] поднимайте вверх указательный и средний пальцы правой руки, а если услышите звуки [Д], [Д`] опускайте вниз указательный и средний пальцы левой руки. - Вы подготовились к записи предложений в тетрадь под диктовку. Не забывайте, что в каждом слове есть буквы нашего занятия. Поэтому проговаривайте направление руки при письме буквы Б словом вверх, буквы Д словом вниз. - Сравните вашу запись с предложениями на карточке. (Логопед раздаёт карточки с предложениями, написанными рукописным шрифтом) Если предложения записаны в тетрадь без ошибок - на полях нарисуйте солнышко, если допущены ошибки - тучку. | - Дятел сидит на берёзе. Белка выглядывает из дупла. Ученики читают предложения на слайде. - Нет, не нравятся, потому что в предложениях нарушен порядок слов. Логопед объясняет значение слов ДЛИННОХВОСТАЯ, СВЕТЛОГРУДЫЙ. Дети выкладывают предложения: Светлогрудый дятел долбит берёзовый ствол. Из дубового дупла выглядывает длиннохвостая белка. Ученики следят глазами за появляющимися на слайде изображениями. Ученики слушают слова и сопровождают движениями пальцев правой и левой руки. Ученики записывают предложения в тетрадь с комментированием. Ученики выполняют самопроверку. |
IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. | ||
Организованное окончание урока. Рефлексия. | Логопед включает аудиозапись «Шум леса». -Наша прогулка по лесу заканчивается, пора возвращаться обратно в школу. - Я предлагаю вам вырастить своё дерево знаний. Прикрепите на веточки зелёные листочки, вспоминая какую работу вы сегодня выполнили. (На столе выложены зелёные листочки со словосочетаниями: Я научился… Я понял… Мне понравилось… Я могу…Я попробовал… Мне удалось…) - Молодцы! Вы славно потрудились. Спасибо за работу на уроке. | Дети выбирают необходимые листочки и прикрепляют на веточки, составляя высказывание о своих действиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 5 классе
Конспект подгруппового занятия в 5 классеТема: В гостях у звуков речи.Лексическая тема: Спорт.Цель: закрепить знания о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия....