КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса
план-конспект занятия по теме
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik-akust.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
у учащихся 2-го класса
Время занятия – 40 мин.
Грамматическая тема: автоматизация правильного произношения звука Ж в слогах, словах и в предложении.
Лексическая тема: профессии.
Задачи:
- развитие артикуляторной моторики.
- уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука.
- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
- закрепление навыка правильного обозначения звука Ж на письме.
- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;
- совершенствование у школьников пространственных представлений;
- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;
-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;
- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.
Оборудование: картинки с изображением звука Ж, предметные картинки (лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал, жаба, ухо, корова), разноцветные кружочки (синие, красные), для составления схемы слова, индивидуальные зеркала, фланелеграф.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Сядьте ровно, руки положите на стол перед собой.
2. Артикуляторная гимнастика
Логопед вместе с детьми перед зеркалом выполняет упражнения:
для губ:
- улыбка-трубочка
для языка:
- сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу;
- широкий кончик языка поднять за верхние зубы, широкий кончик языка опустить за нижние зубы;
- сделать «лодочку»;
- сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать чашечку в рот и подуть на нёё.
3. Сообщение темы
- Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об одном звуке, а о каком, вы должны догадаться сами. Я прочитаю вам небольшой стишок, а вы подумайте:
«Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком,-
Каждый может обижать,-
Как об этом не жужжать?»
- Догадались, что это за звук?
- Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия звук [ж]. А для того чтобы мы его правильно произносили, нужно чтобы наши губы и язык хорошо работали.
4. Произнесение звука [ж]
Логопед сам произносит звук [ж], а затем просит каждого ребёнка произнести этот звук.
5. Повторение артикуляторной характеристики звука [ж]
- Давайте подумаем, какой звук [ж]? Гласный или согласный?
- А как работают наши губы, когда мы его произносим? Правильно.
- А на что похож наш язык, когда мы произносим звук [ж]? Помните, мы смотрели картинки, на которых он был изображён.
Правильно.
- А наш звук твёрдый или мягкий?
- А он звонкий или глухой? А почему? (звонкий)
6. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.
- Покажите букву “ж”. На что она похожа? (на жука)
- Посмотрите на доску, на ней я написала букву Ж. Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся элементы букв. Составьте из них букву Ж.
- Напишите на одной строчке 5 букв Ж.
7. Автоматизация звука [ж] в слогах:
Игра «Подними картинку»
- Слушайте внимательно, если услышите звук [ж], поднимите картинку с изображением этого звука: жа, ро, ла, жу, ко, вы; ар, от; жба, дже, кра, жда;
Игра «Кто внимательнее»
1) - Слушайте внимательно! Я произношу слоги, а вы их повторяйте: жу-же-жа, жа-же-жу; лжо-лже; жба-жда-дже, жа-жо-жу, жа-же-жу, жу-жа-жо; жда-жду-жди.
Слоговые ряды логопед произносит, закрывая лицо экраном.
2) - Слушайте внимательно! Произнесите слоги жа(жу), столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
Логопед хлопает 3(5) раз.
7. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
1) - Слушайте внимательно! Я буду произносить слова, и если вы услышите звук [ж], то поднимите картинку с изображением этого звука: жук, лак, рак, жаба, пар, дом, кожа, мак, ужин, джем, лампа, пожар, пижама, море.
2) На столе лежат картинки, нужно выбрать только те, в названии которых есть звук [ж]. Разложить их под буквой Ж.
3) Распредели картинки под схемы:
Ж_____________ | _____________Ж__________ |
(в начале слова) | ( в середине слова) |
(Предварительно дети характеризуют звук Ж : согласный, твердый, звонкий).
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
- Распределитеь картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, под второй схемой - Ж в середине слова.
4) Логопед вывешивает на фланелеграф 3 картинки в строку: жаба, ухо, корова.
- Внимательно посмотрите на картинки и
назовите их.
Какой звук стоит первым в слове ЖАБА?
Какой звук стоит первым в слове УХО?
Какой звук стоит первым в слове КОРОВА?
- Молодцы! Правильно! А теперь из первых звуков каждого слова составьте новое слово. Первый звук мы возьмём из первого слова, затем из второго, а затем из третьего.
- Какое слово у нас получилось? Правильно!
5) Анализ и составление схемы слова «ЖУК»
- Сколько звуков в слове ЖУК?
- Какой гласный есть в слове?
- А где он стоит?
- А остальные звуки какие?
- Какой первый звук? Каким кружочком мы его обозначим? (синим, он твердый).
- А второй звук? Каким кружочком мы его обозначим? (красным, это гласный).
- А какой третий звук? Каким кружочком мы его обозначим? (синим)
(Логопед просит одного ребёнка подойти к фланелеграфу и составить схему слова).
- Молодец, правильно. Садись.
6) Определите место звука Ж в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.
7) – Придумайте слова со звуком [ж], чтобы звук был в начале (середине) слова. Запишите их. Подчеркните звук Ж.
8. Игры со словами
1) - Волшебство буквы Ж состоит ещё и в том, что она из большого предмета может сделать маленький. Посмотрите на доску. Запишите получившиеся слова. Подчеркните букву Ж.
Флаг – флажок
Снег - … (снежок)
Берег - … (бережок)
Друг - … ( дружок)
Сапог - … (сапожок)
Пирог - … (пирожок)
2) С помощью буквы Ж можно создать новое слово. Замените первый звук в словах на звук [Ж], чтобы получилось новое и объясните значение. Запишите в тетрадь.
Лук-жук
Баба-жаба
Печь-жечь
Мало-жало
Пакет-жакет
Пучок-жучок
10. Автоматизация в предложении.
- Перепутались слова в предложении. Давайте восстановим порядок слов.
Жука, увидели, Жора, и, Женя.
- Запишите свой вариант в тетрадях. (Женя и Жора увидели жука).
- Составьте схему этого предложения.
.
Ж Ж ж
11. Какая удивительная песенка есть про жука. Но в этой песенке потерялись некоторые слова. Давайте восстановим текст по смыслу.
Песенка жука.
Я весёлый майский … .
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками … .
А зовут меня … .
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я … .
Слова для текста: жук, кружу, Жу-жу, жужжу.
- Давайте запишем стишок.
12. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.
Логопед проверяет работы, сообщает результаты.
8. Итог урока.
- Наш урок подошел к концу.
- Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?
- Как работают наши губы, язычок, при произнесении этого слова?
- Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.
- Урок окончен, до свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"
Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия....