Система работы по восполнению пробелов в формировании связной речи у младших школьников.
учебно-методический материал по теме

Корнева Светлана Викторовна

Предлагаю коллегам методические рекомендации, которые помогут сформировать связную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по восполнению пробелов в формировании связной речи у младших школьников.

   Основной цель логопедических занятий с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка                    ( произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации.

   Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Совершенствованию этих умений и отводится          III этап – где происходит восполнение пробелов в связной речи.

   Но первоначально эти навыки формируются на I и II этапах коррекционно-развивающего обучения, где на занятиях создаются условия для формирования у детей навыков связного высказывания.

   Таким образом, условно всю работу над связной речью можно разделить на 2 этапа:

Пропедевтический

Идёт работа над совершенствованием устной связной речи.

Основной ( III этап КРО)

Развитие письменной связной речи.

   Остановимся сначала на пропедевтическом этапе.

Последовательность работы по развитию связной речи на I этапе КРО.

   Так как предложение является той единицей из которой строится текст        ( любое связное высказывание) работа над связным высказыванием начинается именно с него. Детям предлагаются упражнения

по составлению простых предложений;

составление предложений по вопросам;

составление предложений по картинкам;

составление предложений по демонстрации действий.

   Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. На пропедевтическом этапе дети должны научиться вести диалог и уметь задавать вопросы.

   Приёмами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация, пересказ ). Можно использовать игры-драматизации коротких стихотворений, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.

   Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов ( сравнение предметов с выделением различий и сходств ).

   Во время занятия сравниваемые предметы (картинки ) обязательно должны находиться перед глазами ребёнка. Сначала дети должны определить различие между предметами по их характерным признакам, так как эта задача является более лёгкая, а затем перейти к описанию сходных признаков.

   После проведения работы по сравнению предметов можно перейти непосредственно к :

составлению простого описательного рассказ;

составлению описания по плану;

составлению рассказов - описания птиц, животных, их повадок;

составлению короткого рассказа;

составлению короткого рассказа по картинке, сериям сюжетных картин.

   В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

   Работа над связной речью логопед продолжает и на 2 году коррекционной работы.

   Учитывая особенности развития детей, большая часть работы над формированием связной речи строится на пересказе сначала повествовательных текстов, затем описательных и комбинированных              ( описательно – повествовательных).

   Начинаем работу с повествовательными рассказами, учим детей последовательно передавать содержание рассказов. С этой целью подбираем рассказы с четко выраженными причинно – следственными связями. Затем в работу включаем тексты описательного характера.

   Обучив детей умению последовательно пересказывать текст, опираясь на причинно – следственные  связи, последовательно описывать предмет, опираясь на образ, переходим к рассказам описательно-повествовательного характера.

Последовательность работы по развитию связной речи на II этапе КРО

1.Последовательный пересказ с опорой на вопросы.

2. Последовательный пересказ с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки, вопросы.

3.Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки.

4.Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.

5.Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий.

6.Краткий пересказ.

7.Выборочный пересказ.

III этап коррекционно-развивающего обучения

   

   Основной целью III этапа является развитие и совершенствование навыков построения связного высказывания, а именно

1. планирование смысловой структуры высказывания;

2. установление связности и последовательности высказывания;

3. отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

   Все эти цели реализуются в определённой последовательности. Таким образом, можно выделить 3 блока.

1 блок

Формирование практических представлений о тексте,

т.е. развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания.

2 блок

Развитие умения анализировать текст.

1. Научить определять тему и основную мысль, последовательность и связность предложений в тексте.

2. Научить составлять план.

3 блок

Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.

1.Научить определять замысел высказывания.

2.Научить собирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания.

3.Обучению контролю над речью.

   В соответствии с этими 3 блоками все речевые упражнения можно разделить на 3 большие группы.

   1 группа речевых упражнений  направлена на развитие умений узнавать существенные признаки текста.

Осуществляется это в процессе сравнения

- текста и набора слов

- текста и набора предложений

- текста и различных его искаженных вариантов (без начала, конца, середины).

   Можно дать сравнить правильный текст и текст с пропущенными смысловыми звеньями, добавить 1-2 предложения к незаконченному тексту

2 группа речевых упражнений  способствует формированию умения осознавать тему будущего высказывания, его основную мысль.

1.Упражнения на сопоставление нескольких похожих, но различных названий.

   Учащимся предлагается в заголовках найти те слова, которые показывают, чем должны различаться будущие тексты

Например

  1. Весна, весна на улице, весенние деньки!

Весенние изменения в природе.

  1. Скворцы прилетели!

Весна пришла!

  1. Зимний лес.

Морозный денёк.

  1. Весенние ручейки.

Как мы пускали кораблики

  1. Праздничный день в нашем городе.

Как я провёл праздники.

2.Упражнения на анализ конкретных  сведений с точки зрения соответствия рассматриваемой темы.

Например

Создается миниатюра « Осенний наряд нашего парка». После выяснения того, о чём и что хотим сказать своей миниатюрой, логопед просит детей решить, какие из предложений , записанных на доске, могут, а какие не могут войти в сочинение. Среди предложений были такие: «Ещё весело щебетали птицы. Было совсем тепло. Животные начали готовиться к зиме. Листьев на деревьях совсем не осталось»

Дети должны опровергнуть некоторые предложения, дав соответствующее обоснование.

3. Анализ заголовка будущего  сочинения (рассказа) с точки зрения возможных вариантов основной мысли.

Например

«Осенью в лесу»

  1. Интересно!
  2. Красиво!
  3. Весело!

4.Придумывание собственных заголовков к тексту, картине.

5.Выбор из нескольких вариантов нужный заголовок к картине, тексту.

Задание «придумай заголовок» традиционно. Работу правильно проводить в 2 этапа:

  1. Сначала с помощью вопросов: «О чём рассказывает картина (текст)? Что хотел выразить (какую основную мысль хотел передать)  художник (автор)? – выявляют тему, основную мысль картины (текста)
  2. Только после полученного от детей ответа можно предлагать озаглавливание, но задание должно обязательно содержать установку : придумай такой заголовок, который бы точно передавал, о чём рассказывает нам автор.

6.Анализ текстов как образцовых,  так и негативных.

Для этого полезно  использовать детские сочинения. Цель проводимой беседы – помочь детям убедиться в том, что именно ясное осознание того о чём и что хочешь сказать, позволяет сделать высказывание понятным и цельным.

7. Работа с деформированным текстом.

Упражнение помогает определять последовательность и связность предложений в тексте.

Наиболее простой вид работы – это восстановление деформированного текста с опорой на план.

8. Работа с серией сюжетных картинок.

9. Составление плана.

3 группа речевых упражнений  направлена на развитие умений и навыков в построении самостоятельного связного высказывания.

Это упражнения комплексного характера, включают все умения, необходимые для создания речевого высказывания.

Упражнения

  1. Составление рассказа по данному плану.
  2. Составление рассказа по началу, концу, середине (творческие рассказы).
  3. Изложения.
  4. Сочинения.
  5. Реставрация текста.

Особое место отводится  контролю над  своей речью и умению совершенствовать написанное

Обучение правке своей творческой работы должно начинаться с выполнения упражнений на редактирование: с коллективной, а потом индивидуальной работы над специально предназначенными для этого текстами.

Только после того, как умение редактировать в целом будет сформировано можно предлагать  самостоятельную проверку собственных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...

Содержание работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации для учителей школы-интерната Подготовила: учитель-дефектолог Гизатуллина Н.Р....

Формирование монологической связной речи у младших школьников с ЗПР

   Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения....