Система работы по восполнению пробелов в формировании связной речи у младших школьников.
учебно-методический материал по теме
Предлагаю коллегам методические рекомендации, которые помогут сформировать связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospolnenie_probelov_v_formirovanii_svyaznoy_rechi_u_mladshih_shkolnikov.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по восполнению пробелов в формировании связной речи у младших школьников.
Основной цель логопедических занятий с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка ( произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации.
Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Совершенствованию этих умений и отводится III этап – где происходит восполнение пробелов в связной речи.
Но первоначально эти навыки формируются на I и II этапах коррекционно-развивающего обучения, где на занятиях создаются условия для формирования у детей навыков связного высказывания.
Таким образом, условно всю работу над связной речью можно разделить на 2 этапа:
Пропедевтический
Идёт работа над совершенствованием устной связной речи.
Основной ( III этап КРО)
Развитие письменной связной речи.
Остановимся сначала на пропедевтическом этапе.
Последовательность работы по развитию связной речи на I этапе КРО.
Так как предложение является той единицей из которой строится текст ( любое связное высказывание) работа над связным высказыванием начинается именно с него. Детям предлагаются упражнения
по составлению простых предложений;
составление предложений по вопросам;
составление предложений по картинкам;
составление предложений по демонстрации действий.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. На пропедевтическом этапе дети должны научиться вести диалог и уметь задавать вопросы.
Приёмами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация, пересказ ). Можно использовать игры-драматизации коротких стихотворений, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов ( сравнение предметов с выделением различий и сходств ).
Во время занятия сравниваемые предметы (картинки ) обязательно должны находиться перед глазами ребёнка. Сначала дети должны определить различие между предметами по их характерным признакам, так как эта задача является более лёгкая, а затем перейти к описанию сходных признаков.
После проведения работы по сравнению предметов можно перейти непосредственно к :
составлению простого описательного рассказ;
составлению описания по плану;
составлению рассказов - описания птиц, животных, их повадок;
составлению короткого рассказа;
составлению короткого рассказа по картинке, сериям сюжетных картин.
В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.
Работа над связной речью логопед продолжает и на 2 году коррекционной работы.
Учитывая особенности развития детей, большая часть работы над формированием связной речи строится на пересказе сначала повествовательных текстов, затем описательных и комбинированных ( описательно – повествовательных).
Начинаем работу с повествовательными рассказами, учим детей последовательно передавать содержание рассказов. С этой целью подбираем рассказы с четко выраженными причинно – следственными связями. Затем в работу включаем тексты описательного характера.
Обучив детей умению последовательно пересказывать текст, опираясь на причинно – следственные связи, последовательно описывать предмет, опираясь на образ, переходим к рассказам описательно-повествовательного характера.
Последовательность работы по развитию связной речи на II этапе КРО
1.Последовательный пересказ с опорой на вопросы.
2. Последовательный пересказ с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки, вопросы.
3.Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки.
4.Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.
5.Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий.
6.Краткий пересказ.
7.Выборочный пересказ.
III этап коррекционно-развивающего обучения
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование навыков построения связного высказывания, а именно
1. планирование смысловой структуры высказывания;
2. установление связности и последовательности высказывания;
3. отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Все эти цели реализуются в определённой последовательности. Таким образом, можно выделить 3 блока.
1 блок
Формирование практических представлений о тексте,
т.е. развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания.
2 блок
Развитие умения анализировать текст.
1. Научить определять тему и основную мысль, последовательность и связность предложений в тексте.
2. Научить составлять план.
3 блок
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
1.Научить определять замысел высказывания.
2.Научить собирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания.
3.Обучению контролю над речью.
В соответствии с этими 3 блоками все речевые упражнения можно разделить на 3 большие группы.
1 группа речевых упражнений направлена на развитие умений узнавать существенные признаки текста.
Осуществляется это в процессе сравнения
- текста и набора слов
- текста и набора предложений
- текста и различных его искаженных вариантов (без начала, конца, середины).
Можно дать сравнить правильный текст и текст с пропущенными смысловыми звеньями, добавить 1-2 предложения к незаконченному тексту
2 группа речевых упражнений способствует формированию умения осознавать тему будущего высказывания, его основную мысль.
1.Упражнения на сопоставление нескольких похожих, но различных названий.
Учащимся предлагается в заголовках найти те слова, которые показывают, чем должны различаться будущие тексты
Например
- Весна, весна на улице, весенние деньки!
Весенние изменения в природе.
- Скворцы прилетели!
Весна пришла!
- Зимний лес.
Морозный денёк.
- Весенние ручейки.
Как мы пускали кораблики
- Праздничный день в нашем городе.
Как я провёл праздники.
2.Упражнения на анализ конкретных сведений с точки зрения соответствия рассматриваемой темы.
Например
Создается миниатюра « Осенний наряд нашего парка». После выяснения того, о чём и что хотим сказать своей миниатюрой, логопед просит детей решить, какие из предложений , записанных на доске, могут, а какие не могут войти в сочинение. Среди предложений были такие: «Ещё весело щебетали птицы. Было совсем тепло. Животные начали готовиться к зиме. Листьев на деревьях совсем не осталось»
Дети должны опровергнуть некоторые предложения, дав соответствующее обоснование.
3. Анализ заголовка будущего сочинения (рассказа) с точки зрения возможных вариантов основной мысли.
Например
«Осенью в лесу»
- Интересно!
- Красиво!
- Весело!
4.Придумывание собственных заголовков к тексту, картине.
5.Выбор из нескольких вариантов нужный заголовок к картине, тексту.
Задание «придумай заголовок» традиционно. Работу правильно проводить в 2 этапа:
- Сначала с помощью вопросов: «О чём рассказывает картина (текст)? Что хотел выразить (какую основную мысль хотел передать) художник (автор)? – выявляют тему, основную мысль картины (текста)
- Только после полученного от детей ответа можно предлагать озаглавливание, но задание должно обязательно содержать установку : придумай такой заголовок, который бы точно передавал, о чём рассказывает нам автор.
6.Анализ текстов как образцовых, так и негативных.
Для этого полезно использовать детские сочинения. Цель проводимой беседы – помочь детям убедиться в том, что именно ясное осознание того о чём и что хочешь сказать, позволяет сделать высказывание понятным и цельным.
7. Работа с деформированным текстом.
Упражнение помогает определять последовательность и связность предложений в тексте.
Наиболее простой вид работы – это восстановление деформированного текста с опорой на план.
8. Работа с серией сюжетных картинок.
9. Составление плана.
3 группа речевых упражнений направлена на развитие умений и навыков в построении самостоятельного связного высказывания.
Это упражнения комплексного характера, включают все умения, необходимые для создания речевого высказывания.
Упражнения
- Составление рассказа по данному плану.
- Составление рассказа по началу, концу, середине (творческие рассказы).
- Изложения.
- Сочинения.
- Реставрация текста.
Особое место отводится контролю над своей речью и умению совершенствовать написанное
Обучение правке своей творческой работы должно начинаться с выполнения упражнений на редактирование: с коллективной, а потом индивидуальной работы над специально предназначенными для этого текстами.
Только после того, как умение редактировать в целом будет сформировано можно предлагать самостоятельную проверку собственных текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...
Содержание работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Рекомендации для учителей школы-интерната Подготовила: учитель-дефектолог Гизатуллина Н.Р....
Формирование монологической связной речи у младших школьников с ЗПР
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения....