Конспект индивидуального занятия на логопункте ДОУ
план-конспект занятия по теме

Тебенёва Е С

Целью данного индивидуального занятия является автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Занятие составлено в  форме игры "Путешествие в зоопарк". Через предложенные на занятии упражнения ребенок  уточняет представления об артикуляционном укладе звука [Р],  развивает фонематический слух и фонематическое восприятие, упражняется в развитии речевого дыхания, и непосредственно автоматизирует произнесение  звука [Р] в слогах, словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-publikaciya.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального  занятия на логопункте ДОУ

Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

Составила:  учитель-логопед  Тебенёва Е.С.

Цель: Автоматизация звука [Р].

Задачи:

1. Образовательные: 

- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие: 

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

- развивать фонематический слух на звук [Р];

- развивать фонематическое восприятие;

- развитие речевого дыхания;

- развитие мелкой моторики;

- автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

3. Воспитательные: 

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Ход занятия:

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Ранним утром кое-как  Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть, Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота, Не радует его работа.

Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).

Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

Артикуляционная гимнастика.

Я приглашаю тебя сегодня в зоопарк! Но перед тем как отправиться в эту увлекательную прогулку, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка»

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Упр. «Качели»

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Я – индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда.

Упр. «Индюк»

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упр. «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму И остатки оближу.

Упр. «Вкусное варенье»

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Упр. «Чашечка»

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.

Упр. «Чистим зубки»

Формирование направленного длительного выдоха

 Отправляемся в зоопарк! Давай сядем в машину и заведём мотор (р-р-р-р-р-р-р). Приехали! Посмотри, в клетках прячутся какие-то животные. Давай посмотрим, кто же там?

Вышли на полянку, сели все в кружок.        

Угадай картинку, милый мой дружок!

Перед ребёнком лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.

 Поднеси спрятанную картинку к своим губам. Положи язык на нижнюю губу и подуй на него так, чтобы картинка открылась (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

 Произношение изолированного звука.

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в (имя ребенка)  превратись!!!

 Анализ артикуляции звука.

- губы в улыбке

- между зубами широкое расстояние

- язычок поднят вверх и дрожит

- горлышко поёт

- воздушная струя сильная и тёплая.

(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].

Характеристика звука.

Логопед: звук [Р] согласный или гласный?  Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?  Каким цветом обозначается?  (выкладывается цветовое обозначение звука).

Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Автоматизация звука в слогах.

Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

Игра «Повторялки»

РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

Автоматизация звука в словах.

А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки , тигр -… рог -… рысь -… крот -… корова -… рыба -… краб -… ворона -…

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Игра «Гусеничка-Звуковушка». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела гусеницы, в зависимости от местоположения звука (начало слова, середина, конец).

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

Определение количества слогов в словах.

Игра “Новоселы” В нашем зоопарке  построен  дом для зверей. Посчитаем сколько этажей в доме (три). Нужно каждого жителя заселить на свой этаж: животного, в названии которого один слог – на первый этаж, если в названии два слога – на второй этаж, а на третьем этаже – жители, в названии которых три слога.

 Итог занятия.

Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

 Оценка речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы, зачисленных на логопункт.

Данное занятие с элементами театрализованной деятельности было представлено на городском методическом объединении для учителей - логопедов г. Подольска 22 марта 2013 г на базе муниципального дошкольно...

Конспект индивидуального логопедического занятия для первоклассников, посещающих логопункт и его самоанализ.

Публикуемый материал представляет собой конспект занятия и самоанализ к нему. Материал относится к разделу "Работа с детьми". Может быть интересен и родителям, и педагогам....

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск

Цели занятия:1.      Повторение букв.2.      Закрепление навыка послогового чтения.3.      Закрепление навыка звуко-буквенног...

Конспект коррекционного занятия по преодолению нарушений речи у учащихся 1 кл. на школьном логопункте

Вашему вниманию предлагается конспект коррекционного занятия, разработанный для учащихся 1 класса с речевым заключением  ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедический пункт. Тема занятия "Дифференциа...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками на школьном логопункте.

Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?»,  разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии....

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет в условиях логопункта

Осуществление коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом их особенностей развития и индивидуальных возможностей,  применяя здоровьесберегающие технологии....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности для детей старшей группы, посещающих логопункт, «Праздник правильной речи»

Занятие разработано как итоговое для детей старшей группы посещающих логопункт. Основной идеей данного занятия явилось развитие практических умений и навыков пользования исправленной речи....