Урок по социально-бытовой ориентировке: "Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
5 КЛАСС
ТЕМА:
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.
Учитель СБО: Рощина А.И.
2012-2013
Цель: Способствовать формированию представления о порядке приобретения товаров в продовольственном магазине.
Задачи:
образовательные:
- Учить выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
- Учить оплачивать покупку.
- Учить соблюдать правила поведения в магазине.
коррекционно-развивающие:
- Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
- Способствовать развитию двигательной и слуховой памяти через выполнение упражнений по типу «Снежный ком».
- Способствовать коррекции и развитию диалоговой речи при участии в сюжетно-ролевой игре.
воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Воспитывать общую культуру поведения.
Оборудование и наглядные пособия: товарные чеки, набор для совершения покупок (товары, деньги), памятка, сюжетные картинки, конверты, набор слов для памятки, карточки-меню, презентация, ПК, проектор.
Методы обучения:
словесные (рассказ-беседа)
наглядные (презентация, сюжетные изображения)
практические (самостоятельная работа обучающихся)
Ход урока
1. Организация начала урока
Цель: психологический настрой обучающихся, создание рабочей обстановки.
- Встали, ребята, подравнялись.
А теперь повернитесь все друг к другу,
И пожмите руку другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Скажем весело: «Ура!»
Нам урок начать пора!
- Садитесь.
- Ребята, кто сегодня дежурный?
- Все ли присутствуют на уроке?
- Как называется наш урок?
- Какой урок по счету?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Молодцы, ребята!
2.Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить обучающимся новую тему, поставить перед ними цель урока.
- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать раздел под названием «Торговля».
Тема нашего занятия: «Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах».
- Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое товар, какие группы товаров существуют. Мы узнаем: порядок покупки товаров в продовольственном магазине, а также будем учиться выбирать покупку, оплачивать ее.
3. Повторение изученного материала
Цель: повторить и закрепить знания обучающихся по ранее изученному материалу.
- Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
- Верно. Спасибо.
- Я предлагаю вам выполнить задание под названием: «Я купил (а) в магазине…»
Ваша задача: у каждого из вас карточка-картинка. Первый участник берет карточку, смотрит, что на ней изображено, кладет ее вниз изображением и говорит: «Я купил в магазине… и называет тот предмет, который был на карточке. Следующий игрок также выкладывает карточку за первой, говоря: «Я купил в магазине… и повторяет название всех предыдущих предметов, а потом к этой цепочке добавляет свой. Вам понятны правила игры?
(учитель в ходе объяснения показывает, что должны сделать обучающиеся)
- Ребята, давайте проверим, как вы справились со своей задачей.
- Все эти предметы были вами названы в такой же последовательности?
- Молодцы!
- Скажите, каким словом можно назвать все эти предметы, которые вы купили в магазине?
- Ребята, вы согласны с ответом …..?
- Я напомню вам: товар – это любая вещь, любой продукт, продаваемые в магазине.
- Как вы думаете, к какой группе товаров относится вся ваша покупка?
- Правильно, спасибо.
- Как называют магазин, в котором продаются промышленные товары?
- А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте внимательно.
Меня послали в магазин!
Я первый раз пойду один!
Ура! Я очень горд собой!
С продуктами приду домой,
Мне скажет папа: «Молодец!
Ты не солёный огурец!»
На всякий случай папа взял
Листок, и список написал
Вдруг я сумею позабыть,
Чего же нужно мне купить!
Я в магазин спешил, бежал!
Вошёл, и ошалело стал:
Чего в витринах только нет?!
Коробки с тысячей конфет,
И шоколадок длинный ряд,
А дальше йогурты стоят!
Но список!!! В нём ошибка есть!
Хлеб с молоком не вкусно есть!
Её исправить нужно мне!
Я подошёл, как в сладком сне,
Купил конфет и шоколад,
И свой любимый лимонад!
Теперь всё будет хорошо!
Весёлым я домой пошёл…
Отец покупки посмотрел
И, улыбаясь хитро, сел,
Тихонько маму подозвал,
Мои покупки показал.
Они вдвоём меня обняли
И почему-то засмеялись.
- Ребята, скажите, о какой группе товаров идет речь в стихотворении?
- Правильно ли ответил ……?
- А как иначе называют продовольственные товары?
- Как вы думаете, в какой магазин: продовольственный или промтоварный, пришел мальчик?
- Правильно. Мы еще вернемся к разговору об этом мальчике.
Обобщение:
- Ребята, вы молодцы! Теперь вы знаете, что такое товар, где его покупают, какие группы товаров существуют.
4.Физкультминутка
Цель: способствовать снятию чувства тревожности.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
5.Изложение нового материала
Цель: изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания и умения.
Молодцы! Приступаем к изучению новой темы.
Откройте свои тетради, отступите от предыдущей темы 4 клетки и запишите сегодняшнее число 15 марта и тему урока: «Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине». (запись темы урока и даты в тетрадь)
- Ребята, как вы думаете, допустил ли мальчик ошибки при покупке товаров?
- В чем заключались его ошибки?
-А как вы думаете, правильно ли поступили родители в конце стихотворения. Что они сделали?
- Конечно же, несмотря на возникающие ошибки и трудности, у мальчика и у нас с вами всё еще впереди. И мы обязательно научимся правильно делать покупки.
- Ребята, первое с чего мы начнем: это определение стоимости того или иного продукта в продовольственном магазине.
- Внимательно посмотрите на представленные здесь товары, подумайте, сколько стоит каждый из них.
- Сколько стоит упаковка чая?
- Сколько стоит рулет?
- Сколько стоит пачка макарон?
(на столе лежат товары с ценниками: упаковка чая, пачка макарон, сок, горошек консервированный, рулет; на некоторых продуктах ценников не оказалось)
- Что помогло вам определить стоимость этих товаров?
- Сколько стоит сок, горошек?
- Как же мы узнаем, сколько стоят эти продукты?
- В таком случае, представьте, что я – продавец, спросите меня, сколько стоит сок, сколько стоит горошек.
- Скажите, сложно ли для вас оказалось определить стоимость товара?
- Молодцы!
- Ребята, для того чтобы продукты, которые вы купите, не испортили ваше настроение, обязательно перед покупкой проверяйте их срок годности. Это время, в течение которого продукты остаются безопасными для употребления в пищу.
- Что следует сделать, если вы в магазине обнаружили, что срок годности продукта истек?
- Давайте попробуем определить срок годности этих продуктов.
(каждому обучающемуся дается какой-либо продукт, он определяет срок годности, результат его работы проверяется по экрану)
- Первая дата говорит о том, когда был произведен продукт, вторая – когда истекает срок годности.
- Ребята, скажите, можно ли употреблять в пищу эти продукты? Истек ли срок их годности?
- Молодцы, ребята, мы определили стоимость продуктов, срок их годности, а теперь предположим, что хотим купить какой-либо товар. Что нам для этого обязательно потребуется?
- Скажите, какие бывают деньги?
- Металлические деньги иначе называют монетами. Какие монеты вы знаете?
- Какая из перечисленных монет самая маленькая, самая крупная?
- Кроме монет вы еще назвали бумажные деньги, их по-другому называют купюрами.
- Какие купюры вы знаете?
- Какая из этих купюр самая маленькая, самая крупная?
- Ребята, посмотрите на экран. Мы видим, что Саша считает деньги. Скажите, обязательно ли уметь считать деньги, совершая покупки?
- Я полностью с вами согласна.
- Давайте попробуем посчитать, сколько денег изображено на экране.
- Молодцы!
- Ребята, для того, чтобы сделать правильно покупку, следует еще помнить о порядке ее приобретения.
- Я предлагаю вам составить памятку о порядке покупки товара.
- У каждого из вас на парте есть пронумерованный конверт. Откройте его. Перед вами карточки с набором слов, из которого нужно составить предложение, подумать, в чем его смысл. Номер конверта означает очередность вашего выступления. Если возникнут затруднения, поднимите руку, и я подойду.
(обучающиеся выполняют задание, учитель помогает по мере необходимости)
- Все справились с заданием?
- Хорошо, давайте посмотрим, что у вас получилось? У кого конверт под номером 1?
- Скажи нам, какое предложение у тебя получилось?
(проверка правильности выполнения задания по экрану)
- Молодец! Верно составил предложение.
- Скажи, зачем мы заранее должны продумывать свои покупки?
- У кого второй конверт?
- Какое предложение ты составил?
- Для чего нужно обращать внимание на стоимость товара?
- Кто составил третье предложение?
- Что у тебя получилось?
- На что ты обратишь внимание при осмотре продукта?
- Кому достался четвертый конверт?
- Какое предложение ты составил?
- Как называют работника кассы, которому ты отдаешь деньги за покупку?
Кто прочитает нам пятое предложение?
- Какая информация содержится в чеке?
- Нужно ли хранить чек из продовольственного магазина? Как долго?
- Вот такая памятка у нас получилась. Молодцы, ребята!
- Если мы, покупая что-то, не будем забывать про все эти действия, то очень вероятно, что сможем совершить покупку правильно.
- Я приготовила вам такие же памятки на цветных листах, вклейте их в тетрадь.
(обучающиеся вклеивают памятки в тетрадь, учитель контролирует их работу, если время остается, обучающиеся переписывают памятку)
5. Закрепление изученного материала
Цель: закрепить в памяти обучающихся полученные знания, добиться в ходе закрепления уровня осмысления изученного материала.
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» (работа с презентацией)
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Мы идем в магазин».
- В ваших кошельках есть определенная сумма денег, на которую вы должны приобрести продукты для приготовления завтрака с учетом предложенного меню.
- Как папа из стихотворения, для первой вашей покупки я решила облегчить вашу задачу и сама составила список продуктов, которые необходимо купить. Внимательно посмотрите, что вы будете готовить и что вам нужно для этого приобрести. Совершая покупку, постарайтесь воспользоваться полученными знаниями, а также не забывайте о правилах культурного поведения в магазине.
(использование во время игры ключевых выражений: здравствуйте; чтобы вы хотели; дайте мне, пожалуйста; что-то еще будете брать; возьмите; спасибо, до свидания)
Меню №1
Завтрак | Необходимые продукты |
Гренки, сладкий чай | Батон |
Сахарный песок | |
Яйца | |
Молоко | |
Чай | |
Растительное масло |
Меню №2
Завтрак | Необходимые продукты |
Бутерброд с маслом, чай | Батон |
Сливочное масло | |
Сахарный песок | |
Чай |
Меню №3
Завтрак | Необходимые продукты |
Омлет, чай | Яйца |
Молоко | |
Сахарный песок | |
Соль | |
Чай |
Меню №4
Завтрак | Необходимые продукты |
Яйца вареные, чай | Яйца |
Батон | |
Сахарный песок | |
Соль | |
Чай |
Проверь себя!
- Кто работал с меню под номером №1?
- Что ты приготовишь на завтрак?
- Скажи, смог ли ты купить все необходимые продукты для этого завтрака?
- Сколько денег ты потратил на покупку?
- Сколько денег у тебя осталось?
- Кто работал с меню под номером №2?
- Что ты приготовишь на завтрак?
- Какие продукты ты купил для приготовления завтрака?
- Сколько денег ты потратил на покупку?
- Сколько денег у тебя осталось?
- Кто работал с третьим меню?
- Что ты приготовишь на завтрак?
- Какие продукты ты купил для приготовления завтрака?
- Сколько денег ты потратил на покупку?
- Сколько денег у тебя осталось?
- Кто работал с четвертым меню?
- Что ты приготовишь на завтрак?
- Какие продукты ты купил для приготовления завтрака?
- Сколько денег ты потратил на покупку?
- Сколько денег у тебя осталось?
Молодцы, ребята, вы удачно сходили в магазин: купили, действительно, необходимые продукты, правильно подсчитали стоимость покупки, правильно подсчитали количество оставшихся денег. Мы будем продолжать учиться делать покупки на протяжении всех лет вашего обучения в школе.
6. Подведение итогов урока
Цель: способствовать постепенному снижению функциональной активности организма обучающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.
- Ребята, все полученные знания и умения, вы сможете применить уже на следующем уроке, поскольку мы с вами пойдем на экскурсию в магазин и попробуем уже по-настоящему что-нибудь купить.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками»
В ходе урока изучаются краткие сведения о происхождении форм приветствия, о применении фразеологизмов (например, «скатертью дорога»), о допустимых формах приветствия старших и сверстников....
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.
Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...
Урок по социально-бытовой ориентировке: "Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами"
Урок по СБО в 9 классе....
Урок по социально-бытовой ориентировке: "Универсальные и специализированные промтоварные магазины"
Урок по СБО в 7 классе....
Открытый урок по социально – бытовой ориентировке. Тема урока: Крупы. Приготовление каши.
продолжать знакомить учащихся с основами здорового питания...
Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 6 «а» классе Тема: «Виды магазинов. Их назначение»
ЦелидеятельностипедагогаЦель: познакомить обучающихся с основными видами магазинов и их назначением.Задачи:Коррекционно–образовательные: способствовать развитию представлений о магазинах торговл...
Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"
Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...