Развитие слухового восприятия. Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона.
план-конспект занятия на тему

Ветчинова Ирина Анатольевна

Коррекционное занятие по психомоторике и сенсорному восприятию в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotorika.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие слухового восприятия. Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона.

Цель: познакомить учащихся с детскими музыкальными инструментами; научить различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами;

корригировать недостатки  слухового и зрительного восприятия;

 развивать  умения прислушиваться и различать шумы по громкости;

развивать  координацию движений руки и глаза,  пространственную ориентировку;

 развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции через развивающие игры и упражнения;

воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;

воспитывать коллективизм, уважение друг к другу.

       Оборудование:  музыкальные инструменты, картинки с изображением инструментов,  коробочки наполненные ракушками  и песком,  стакан с водой, игрушка, лист бумаги , презентация к игре «Чей голосок?», ширма.

                                                                   Ход занятия

  1. Мотивационно- ориентировочный этап.

- Давайте поймаем лучик солнца на свои ладошки и подарим, друг другу, улыбнемся.

- Тот, кого я назову, тихонько садиться на свой стульчик. (Педагог тихим голосом называет тех детей, которые могут сесть на свое место)

2. Постановка темы и цели занятия.

- Сегодня мы с вами будем слушать разные звуки, учиться определять громкие и тихие. Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать.

3. Работа по теме

А) Игра «Молчанка»

- Что вы услышали? (шаги, хлопнула дверь, пение птиц и т.д.)

Вокруг нас много разных звуков. Предметы могут звучать по – разному. Послушайте эти звуки.

Б) «Что ты слышишь?»

Педагог переливает воду, пищит детской игрушкой, шуршит пакетом, шумит семечками, сминает бумагу, озвучивая каждое действие.

- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Педагог за ширмой выполняет действия, а дети называют, что звучало)

- Ребята, что вы сейчас слышали? Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А кто мне ответит, чем же мы слушаем? (ушами)

В) Сценка

- Ребята, похоже, к нам кто-то пришел. Кто же это? (Появляется лиса. Она плачет.)

- Здравствуй, лисичка. Почему ты плачешь, что случилось?

- У меня ушки заболели?

- Ты что, когда гуляла шапку, забыла надеть, простудилась?

- Да нет. Это медведь так громко кричал. Когда со мной разговаривал, вот они и заболели.

( Появляется медведь)

-Здравствуй Миша. Зачем ты так громко кричал, у лисички даже ушки заболели от твоего крика.

- Я думал, она меня не слышит. Я так кричал, чтобы ей было все понятно. У меня самого даже горло заболело от того, что я громко говорил.

- Ну вот, у одной уши разболелись от громких звуков, у другого - горло.

Ребята, как вы думаете, каким голосом нужно разговаривать, громким или спокойным?

- Лучше будет понимать лисичка, если мишка станет кричать?

 Г) Упражнения для ушей.

- Давайте полечим ушки лисички.

«Чебурашки»- захватить ушную раковину между указательным и большим пальцами и потянуть в стороны. Цель: активизировать подкорковые структуры мозга.

«Эхо»- легко похлопать по ушам ладошками. Цель: повысить эластичность барабанной перепонки.

«Лягушки» - похлопать ушами, пригнув ушную раковину вперед и резко отпустив при этом руки. Цель: улучшается работа спинного мозга.

«Уши слона» - захватить между подушечками большого и указательного пальцев кривизну ушной раковины и растирать ее круговыми движениями вверх – вниз. Цель: улучшает работу позвоночника.

«Растираем мочку уха»- подушечками большого и указательного пальцев растираем мочку уха. Цель: улучшает зрение и слух.

Д) Работа в парах . Игра «Коробочки гремят»

( На столах  две коробочки)

- Мишка принес вот такие «Звуковые коробочки». Все коробочки умеют издавать звуки; каждая коробочка гремит по- своему. Послушайте их и определите, какая гремит громко, а какая- тихо.

- Погремите громкой коробочкой. А теперь – тихой.

Е)  Динамическая пауза. Игра «Тихо –громко»

- А теперь встали, вышли  из – за парт. Послушайте музыку. Если музыка громкая- топаем ногами, если тихая- идем на носочках.

 (Дети встают.  Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. )

Ё) Игра « Что звучало?»

( У каждого ребенка изображение бубна, маракаса,  дудочки, колокольчика и барабана). У педагога музыкальные инструменты.

- Посмотрите, лесные гости принесли нам музыкальные инструменты. Назовите их. Послушайте, как они звучат?( Дети выходят и пробуют играть на инструментах)

Словарная работа. 

Маракас – древнейший ударно – шумовой  инструмент, пришедший к нам с Антильских островов и  Южной Америки. На них играли индейцы.

- Я буду играть, а вы внимательно слушайте, какая музыкальная игрушка звучит. Покажите мне картинку.( За ширмой)

Ж) Игра «Чей голосок» (Презентация)

-А теперь проверим, как вы знаете голоса друг  друга. Водящий становится к классу спиной, а все ребята хором читают стихотворение, последнюю строчку произносит один из детей по указанию учителя.

Мы немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

(Имя водящего.)

К нам кукушка в огород

Залетела и поет.

А ты, (Ваня), не зевай,

Кто кукует отгадай

«Ку- ку! Ку- ку!»

Сел петух на забор,

Закричал во весь двор.

Слушай ,…,не зевай,

Кто петух у нас, узнай!

«Ку-ка-ре-ку!»

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала: «Ква- ква-ква!»

Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем.

Пусть глаза не открывает,

Нас по голосу узнает:

«Лисичка, кто я?»

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

(Имя водящего.)

4. Гимнастика для глаз.

5.Итог. Оценка деятельности детей.

- Что мы сегодня делали?

- Чем мы слушали?

- Что мы слушали?

- Какие звуки вы слышали?

- В какую игру вам понравилось играть больше всего? Молодцы.

6. Рефлексия.

Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой. Скажем друг другу «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».

Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. За...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...