Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».
план-конспект по теме
Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. Занятие предполагает использование лингводидактического комплекса и компьютерной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_kl.doc | 759.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа интернат I-II вида
Города Тихорецка, Краснодарского края
Конспект урока
по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи
в 3 классе (II вид II отделение)
«Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».
учитель слуховой работы
Нечеса Марина Валерьевна
Тихорецк 2014 г.
РСВ: Труд людей осенью.
ФПСР : Речевое дыхание. Звуки: ф-фь, з.
Цели:
Образовательные: - автоматизация звука з в прямой позиции; дифференциация звуков ф-фь; закрепление понятии: «буква», «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук»; выработка навыка правильного речевого дыхания и формирование слитного произношения слов с предлогами; восприятие и различение речевого материала по теме занятия; расширение представлений об окружающем мире;
Развивающие: развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления;
Воспитательные: воспитание трудолюбия;
Коррекционные: - коррекция звукопроизношения, развитие слухового восприятия;
Оборудование: верботональный слухоречевой тренажер ССД 1, профиль звука з, картинки по теме: «Труд людей осенью», коммуникативные игрушки (домик в разобранном состоянии и игрушки: кот, собака, белка, заяц), карточка «Звук з (слог зо)», презентация «Звуки: ф-фь».
Ход занятия:
1.Орг. момент: настройка аппаратуры, восприятие вопросов РОХ.
- Как ты слышишь? – Как тебя зовут? В каком классе ты учишься?
2. Основная часть.
2. 1. Обучение произношению.
2.1.1. Выполнение дыхательных упражнений: контроль диафрагмального дыхания.
- Будем дышать. Встань. Положи правую руку на грудь, а левую на живот. Сделай вдох. Выдох. Ещё раз.
2.1.2. Речевое дыхание.
- Сядь. Сними аппараты, надень наушники и настрой аппаратуру. Как ты слышишь?
- Будем учиться правильно дышать во время речи. Сейчас мы будем играть и следить за дыханием.
Для игры нам будет нужен домик. Собери домик. Выбери игрушку, с которой хочешь поиграть.
Спрячь игрушку в дом. Ответь кратко, где игрушка? Запиши ответ в тетрадь. Учитель ставит между словами «в» и «доме» знак слитности.
- Предлог со словом говорим слитно, на одном выдохе.
- Поставь кота за дом (перед домом, около дома). Где кот?
Ученик совершает действия с игрушкой и записывает в тетрадь с помощью педагога короткий отчёт о выполненном действии (за‿домом, перед‿домом, и т.д).
- Сейчас ты будешь прятать кота, а я буду его искать. (Учитель отворачивается, а ребёнок «прячет» игрушку и сообщает педагогу о её местоположении. Учитель повторяет услышанное и поворачивается, чтобы проверить правильность своего ответа. Игра повторяется 5-6 раз).
2.1.3.Звук з.
а) сообщение цели.
- Будем учиться правильно говорить звук з.
б) выработка слуховых дифференцировок.
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук з.
в) выполнение артикуляционных упражнений: «Улыбка», «Горка», «Ветерок дует с горки».
г) Автоматизация звука в словах (работа с карточкой)
д) Промежуточный итог.
- Какой звук ты учился говорить правильно? / - Звук З.
2.1.4. Звуки ф-фь (презентация).
а) Сообщение цели.
- Будем учиться правильно говорить звуки ф, фь.
Какие звуки мы будем учиться правильно говорить? (Звуки:ф ,фь.)
б) Уточнение артикуляции звуков: ф,фь
Учитель знакомит ученика с теоретическим материалом по теме:
б) Отработка дифференцированного произношения звуков: ф, фь в слогах.
Ученик читает правило на слайде. После каждого клика мышки появляется новый слог для произнесения.
фа, фо, фу,фэ, фы фи, фя, фе, фё, фю
в) Отработка дифференцированного произнесения звуков в словах.
Игровой момент: На экране появляется ролик:
- Я Фрося.
- А я - Федя.
- Помоги нам поделить предметы.
- А то мы поссоримся!
- Поможем ребятам? Какой звук в имени девочки ф или ф̕?
- Правильно, твёрдый звук ф. Поэтому Фросе нужны предметы со звуком ф.
А в имени «Федя» - мягкий звук фь. Поэтому ему нужно отдать предметы со звуком фь.
После первого клика появляется картинка, после второго – название предмета, после третьего – картинка отправляется к своему владельцу. В словах выделена гласная буква, стоящая за буквой эф. Если ребёнок затрудняется в ответе, можно воспользоваться подсказками – кликнуть на один из квадратов, расположенных внизу слайда. В этом случае открываются информативные слайды с правилом, изученным на предыдущем этапе работы над звуками.
Слова, отрабатываемые в игре: фиалка, шарф, туфли, картофель, конфеты, фикус, факел, фотоаппарат.
- Молодец, ты помог ребятам.
г) Отработка дифференцированного произнесения звуков во фразах.
Ученик говорит слово, которым, по его мнению, заканчивается предложение. После этого на экране появляется правильный ответ, и ребёнок произносит всю фразу.
6. Промежуточный итог.
- Что мы делали? / - Мы учились правильно говорить звуки ф,фь
3.1. Развитие слухового восприятия.
Восприятие и различение речевого материала по теме: «Труд людей осенью»
а) Сообщение темы и цели урока.
- Посмотри на картинки и ответь на вопрос: «О чём мы будем говорить?»
- Будем говорить о труде людей осенью.
б) Работа со словарём: уточнение значений слов и различение словаря по теме со ЗУА за экраном.
- Послушай. Повтори. Покажи нужную картинку.
(сад, огород, грабли, лопата, тачка, вилы, фрукты, овощи, зерно, опавшие листья)
в) Беседа по теме.
-У вас есть сад или огород?
- Какие овощи растут у вас (у бабушки) в огороде?
- Какие фрукты растут у вас (у бабушки) в саду?
- Ты помогаешь родителям (бабушке) в саду (огороде)?
- Как ты помогаешь родителям (бабушке) в саду (огороде)?
- Что нужно для работы в огороде осенью?
г) различение вопросов на слух за экраном в аппаратах.
д) восприятие и различение фраз на голое ухо.
- Сними аппараты. Повтори. Покажи нужную картинку (на картинке):
Осенью в огородах убирают овощи.
Осенью в садах собирают фрукты.
Осенью в поле убирают зерно.
Осенью убирают опавшие листья.
Я помогаю родителям собирать овощи и фрукты.
Я помогаю родителям убирать опавшую листву.
Подведение итогов урока.
- Наш урок подошёл к концу. Давай вспомним, что ты сегодня делал и чему научился. / Сегодня я учился правильно говорить звуки: ф-фь, з; говорил слитно.
- О чём мы сегодня говорили? / - Мы говорили о труде людей осенью.
- Сегодня на уроке ты старался говорить правильно, внимательно слушал и помог ребятам не поссориться. Молодец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 9 классе (II вид II отделение) «Сезонные изменения в природе. Правила орфоэпии. Звуки: з-ж, ц».
Крнспект урока разработан с учетом применения современных коррекционных технологий...
Конспект занятия по развитию слухового восприятие и формированию произношения в 5 классе "Дифференциация звуков Б-П. Обиходно-разговорный материал: "Женский день- 8 Марта"
Формировать правильное произношение звуков П-Б в слогах, словах и фразах. Развивать слуховое восприятие на обиходно-разговорном материале «Женский день - 8 Марта»....
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 В класс 2016 г. Дифференциация звуков [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М".
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 в класс 2016 г. Дифференциация звуков [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М"....
Конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи для учащихся с нарушением слуха, 1 класс по теме "Я и моя семья", дифференциация звуков С-Ш..
Представлен конспект урока в 1 классе для детей с нарушением слуха. Отражены цели и задачи урока,структура урока....
Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.
Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...