Конспект урока в 6 классе «Нормы произношения отдельных грамматических форм».
план-конспект урока (6 класс)
Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм».
Класс: 6.
Предмет: родной (русский) язык.
Учебник: Русский родной язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. :Просвещение, 2019. — 144 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм».
Цели урока: формировать правильное произношение грамматических форм русского языка и заимствованных слов; показать, чем обусловлены произносительные различия в русском языке; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения орфоэпических норм, навыки работы в группе.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
- Актуализация ранее полученных знаний
– Почему возникают сложности в произношении некоторых русских слов?
– Что значит подвижное ударение?
– Как узнать о правильном произношении слова?
– Как бы вы сформулировали тему урока? («Нормы произношения отдельных грамматических форм».)
- Сообщение темы и целей урока
- Работа по теме урока
Существительные мужского рода множественного числа именительного падежа (одушевлённые и неодушевлённые) могут иметь два варианта окончания: -ы, -и – - а, -я, различающиеся стилистически: бухгалтеры, инструкторы, слесари; выборы, месяцы, почерки; но директора, мастера, повара; катера, паспорта, якоря.
В русском языке существует тенденция к переносу ударения на конец слова. Это относится и к именам прилагательным. Например, в XIX в. ударение в прилагательном английский падало на первый слог, а согласно современной норме это слово произносится с ударением на втором слоге. Ударение в словах дне́вный, громо́вый, характерное для XIX в., в наше время сместилось на последний слог: дневно́й, громово́й.
Во многих прилагательных место ударения строго закреплено: ку́хонный (нельзя: кухо́нный), кедро́вый (не рекомендуется: ке́дровый), зна́чимый (нельзя: значи́мый).
Краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы в мужском, среднем роде и множественном числе. В кратких прилагательных женского рода оно во многих случаях переходит на окончание: вéсел – весела́, глýп – глупа́.
В русском литературном языке действует такое правило: если в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суффиксе -ее-: длинна́ – длинне́е, видна́ – видне́е, нужна́ – нужне́е и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно остаётся на основе: краси́ва – краси́вее, лени́ва – лени́вее, прекра́сна – прекра́снее и т. д.
Закономерности в постановке ударения есть, но они довольно сложны. Кстати, в кратком прилагательном сложны допустимы оба варианта ударения: на первый и на второй слог.
Необходимо упражняться в правильном произношении слов, чаще обращаться к словарю ударений, орфоэпическому словарю. Ещё совет: слушайте аудиокниги, которые читают известные артисты, владеющие эталонной литературной речью.
Работа по учебнику
Упр. 66 (с. 61) – чтение вслух, запись формы родительного падежа множественного числа имён существительных.
Чтение вслух имён существительных в форме множественного числа в рамке «Говорите правильно» (с. 61).
Чтение текста рубрики «Моя Россия» (с. 61).
Чтение вслух теоретического материала (с. 61–62).
Упр. 67 (с. 61) – обсуждение и выполнение заданий (работа в парах).
Упр. 69 (с. 62) – комментированное письмо (чтение вслух).
Чтение вслух глаголов в форме 3 го лица единственного числа будущего времени в рамке «Говорите правильно» (с. 63).
Упр. 70 (с. 62) – чтение вслух.
Упр. 71 (с. 62) – самостоятельная работа с последующей проверкой (чтение вслух).
Упр. 73, задания 1, 3 (с. 63–64), – чтение, обсуждение вопросов и заданий; творческая работа и её обсуждение.
Упр. 74 (с. 64) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
- Итоговый этап. Рефлексия
Подведение итогов.
– Приведите примеры имён существительных и имён прилагательных с вариативным ударением.
– Какими способами можно научиться правильному произношению?
– В чём особенность постановки ударений в кратких прилагательных?
– Какие орфоэпические нормы оказались новыми для вас?
– Какие трудности вы испытывали при изучении темы?
– В каких глагольных формах возникают трудности с ударениями?
Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.
- Домашнее задание: § 9, упр. 74.
Упражнение 74. Орфографический и пунктуационный практикум.
Ростов(на)Дону это крупнейший город на юге России. Он расположен на берегах Дона. Поскольку скорость т..чения Дона (не)большая, проживающие на его берегах донские казаки и(з/с)покон веков называли реку «тихим Доном».
Ростов называют «воротами Кавказа» и «южной ст..лицей России», что говорит о важном значени.. города в жизн.. страны. По те(р/p p)ито(р/pp)ии Ростова проход..т географическая граница между Европой и Азией. Левый берег Дона относит(?)ся к Азии а правый к Европе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме
Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного дикт...
План-конспект урока "Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм" УМК Н.В.Макаровой
Цель урока:• закрепить у учащихся умение и навыки конструирования и моделирования в среде графического редактора...
Конспект урока по английскому языку по совершенствованию грамматических навыков в 5 классе “Past Simple. Irregular verbs”.
Конспект урока по английскому языку по совершенствованию грамматических навыков в 5 классе “Past Simple. Irregular verbs”. ...
Конспект урока Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»
Для учащихся 3 класса...
План-конспект урока в 6 классе по теме "Школьная форма"
Урок английского языка по теме: «Школьная форма» Класс: 6 Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Одежда»....
конспект урока в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС). Цель урока:Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамм...
Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...