"Развитие зрительной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью".
методическая разработка на тему
В данной разработке представлены методические рекомендации, которые включают в себе систему упражнений, направленные на развитие мнемической деятельности, созданы на основе полученных результатов диагностики особенностей развития зрительной памяти детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnoy_pamyati_u_detey_s_intellektualnoy_nedostatochnochtyu.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: « Развитие зрительной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью».
Методические рекомендации, которые включают в себе систему упражнений, направленные на развитие мнемической деятельности, созданы на основе полученных результатов диагностики особенностей развития зрительной памяти детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Методологическая основа: при составлении системы упражнений были использованы подходы к развитию зрительной памяти следующих авторов: Матюгина И.Ю., Истомина З.Н., Осипова А.А., Пугач Ю.К., Самоукина Н.В.
При составлении системы упражнений основывались на следующие закономерности памяти:
· информация лучше запоминается, если она эмоционально насыщена;
· больше запоминается та задача, решение которой не удается довести до конца, чем та, которую благополучно решили.
· активное восприятие информации, с переосмыслением текста, переводом его в схемы и графики.
· обычно лучше запоминается начало и конец информации. Следовательно, при запоминании учебного материала необходимо делать акцент на центральной части материала.
· запоминание ухудшается при возрастании объема сходного по форме и содержанию материала. Поэтому следует чередовать точные и гуманитарные предметы;
· необходимо новый материал обосновывать уже известным. Запоминание будет успешным, если новая информация будет содержать примерно 30% уже известной;
· проговаривание вслух, что способствует осознанию детьми процесса запоминания как такового и приведет к сознательному использованию дошкольниками различных приемов запоминания для лучшего усвоения материала.
При составлении системы упражнений использовались следующие принципы коррекционной работы:
· принцип единства коррекции и диагностики (эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы);
· принцип системности развития психической деятельности (взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития);
· деятельностный принцип коррекции (определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей);
· принцип возрастания сложности (переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному);
· принцип учета эмоциональной сложности материала (проводимые игры, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции).
Методы коррекционной работы:
· словесный метод (инструктаж);
· практический метод (упражнение, тренировка, игра);
· наглядный метод (показ, иллюстрирование).
Форма работы: групповая работа с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
1. Упражнение "Что изменилось".
Цель упражнения: тренировка наблюдательности.
В упражнении используется прием внесения изменений. Количество изменений обсуждается заранее. Предлагаем четыре варианта задания:
Отметить, что изменилось в помещении по сравнению с предыдущим занятием (уроком, днем).
Найти изменения в расположении картин (предметов). В течение 10 секунд. Дети рассматривают рисунки, предметы, которые можно расположить в ряд. Затем дети закрывают глаза, в это время меняется порядок расположения картин. Требуется восстановить первоначальный ряд.
Изменения в круге. Водящий закрывает глаза или отворачивается. Ведущий без слов, жестами просит поменяться местами участников занятия. Водящий должен восстановить первоначальное расположение участников.
"Живая фотография". Ведущий или кто-то из детей организует участников в любую группу. "Живая фотография" может иметь сюжет, а может не иметь его. Участники замирают в заданной позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает группа, затем отворачивается. В картинку вносится строго оговоренное количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий опускает поднятую руку, четвертый поворачивается в другую сторону - всего три изменения). Задача водящего - восстановить первоначальную картину.
2. Игра "Заметь и запомни".
Цель игры: развивать зрительную память, наблюдательность.
Игра состоит в следующем: на столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрывают примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить.
Эта игра может иметь множество вариантов:
Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить в какой последовательности они лежат.
Поменять местами 2 каких-то предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку определить, какие два предмета переложены.
Попросить ребенка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.
Положить один на другой 8 предметов, предложить ребенку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 секунд).
Разместить 5-6 предметов в разных положениях - перевернуть поставить на бок, положить друг на друга, один на другой и т.д. Ребенок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).
3. Упражнение "Передача изображаемого предмета".
Цель упражнения: тренировка уверенности в правильном воспроизведении.
Ведущий задает какой-либо предмет, показывает действия, которые можно совершить с этим предметом. Вслух предмет не называется. Предмет "передается по кругу, и каждый участник должен догадаться", что ему передать, сделать что-то с этим предметом и передать другому. Наблюдая за другими детьми, участники постепенно чувствуют все большую уверенность в том, что именно передается. Примеры: котенок, мячик: в более сложном варианте каждый передает свой предмет, следующий угадывает, что он получил. Это упражнение опирается на использование образной и тактильной памяти.
4. Игра "Успей запомнить!"
Цель игры: развить зрительную образную и вербально-логическую память.
Начинается она с самого простого: за одну минуту надо запомнить как можно больше слияний (они записаны на доске) с определенной гласной, слов, предметов, геометрических фигур. С возрастом задания усложняются, число включенных в игру слов, увеличивается, а их состав дополняется новыми для учащихся терминами и т.д.
5. Игра "Разведчики"
Цель игры: развивать внимание и память.
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие дети. Условия игры можно усложнить. В целом игра проводиться так же, но только командир ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь разведчик, и в то место, из которого разведчик вышел.
6. Упражнение "Фигуры"
Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.
Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листком бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек "сфотографированную" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не меньше 10 спичек.
7. Упражнение "Мысленные образы и их эмоциональная окраска"
Цель упражнения: тренировка зрительной и слуховой памяти.
Ведущий просит детей закрыть глаза и вообразить следующие картины: осиное гнездо, осиное гнездо у вашей двери, осиное гнездо у вашей кровати, старик на скамейке, старик на скамейке на солнце, плачущий старик на скамейке на солнце, острый нож, острый нож, режущий мясо, острый нож, режущий вам палец, птичка, купающаяся в луже, птичка взлетающая, спасаясь от кошки. После прочтения словосочетаний ведущий просит детей взять листок бумаги и записать, что им запомнилось.
8. Упражнение "Мысленные образы и эмоции"
Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.
На листке бумаги написан список фраз: лев, нападающий на антилопу; собака, виляющая хвостом; муха в вашем супе; миндальное печенье в коробочке в форме ромба; молния в темноте; метка на вашей любимой рубашке или юбке; капли, сверкающие на солнце; крик ужаса в ночи; друг, ворующий вашу игрушку. Ведущий дает инструкцию: "Прочитайте нижеприведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте все фразы, возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать их".
9. Упражнение "Мысленные образы".
Цель упражнения: развивать способность к воссозданию мысленных образов.
Так как дети в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то необходимо использовать графическое изображение понятия. Ведущий говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-нибудь рисунок, после того как я прочту все слова". Примерный перечень слов: грузовик, гнев, веселая игра, дерево наказания, радость, болезнь, быстрый человек, теплый ветер, темный лес, день, хороший товарищ, справедливость, умная кошка, обед.
10. Упражнение "Вспомни и назови".
Цель упражнения: развивать наблюдательность и зрительную память.
Упражнение основано на рассмотрении и названии деталей, а не на запоминании общего вида предмета. Не старайтесь "воспринять" весь предмет целиком с первого взгляда. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям. Предлагаем следующие варианты задания:
Детально опишите свою любимую игрушку;
Опишите наружность кого-нибудь из ваших близких знакомых. Начните с описания общей формы головы, носа, подбородка, рта, цвета волос и глаз;
Детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно, составьте себе отдаленное понятие его вида, формы, цвета.
11. Упражнение "Домино".
Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.
Упражняющемуся показывают кость домино и просят назвать число очков не считая, сразу. Потом кладут две кости и так далее. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков.
12. Упражнение "Найди отличие".
Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.
Перед ребенком кладут сюжетную картинку, просят посмотреть на нее не более 1 минуты и запомнить что и как на ней изображено. Затем ее убирают, а на место этой картинки кладут другую, она по сюжету сходна с предыдущей, но имеет некоторые отличия. На нее тоже следует смотреть не более 1 минуты. Затем ее убирают, а ребенку предлагают назвать вслух, какие отличия он заметил. Допускается не более пяти отличий.
13. Упражнение "Запомни и правильно расположи".
Цель упражнения: тренировка зрительной памяти и внимания.
Перед ребенком кладут 6 - 7 карточек с картинками. Ведущий говорит: "Посмотри, как расположены картинки". Ребенок смотрит на них 10 секунд. Затем картинки убирают и ребенку предлагают взять картинки и расположить их так, как они лежали в самом начале. При новом предъявлении расположение картинок меняется. Задание можно усложнить тем, что ребенку нужно не только правильно расположить картинки, но и выбрать их среди других, которые не показывались ему.
14. Игра "Вот так позы!"
Цель игры: развитие наблюдательности и памяти.
По желанию детей из группы выбираются 5 детей. Один из них - водящий. Остальные дети садятся на стулья - они зрители. Четверо из пяти детей показывают водящему "свои позы". Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в которой он их увидел. "Зрители" кричат правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, то один из "зрителей" (по желанию) выходит и повторяет позу, какая была показана в начале игры.
Данные методические рекомендации представлены системой упражнений и игр, направленных на развитие зрительной памяти умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Выводы по Главе 2
Из исследования отчетливо видно, что у детей с умственной отсталостью зрительная память развита хуже, чем у нормально развивающихся сверстников: менее половины из них (два человек - 20%) достигли наилучшего результата, воспроизводя четвертую часть заданий, в то время как в сравниваемой группе этого уровня достигло большинство испытуемых (7 человек - 70%). При этом без пропусков с максимальной полнотой здесь выполнили задания почти в три раза больше детей.
Исходя, из полученных результатов исследования сформированности зрительной памяти умственно отсталых детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что большинство детей с умственной отсталостью имеют низкий уровень развития зрительной памяти. Следовательно, необходима коррекционно-развивающая работа в данном направлении. Следующий этап исследования включал разработку методических рекомендаций на развитие зрительной памяти умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Работа с дошкольниками с умственной отсталостью требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то свободно высказывают свои мысли, то выполняют задания по картинке. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, веры в себя. Обучение должно быть радостным для каждого дошкольника. Поэтому важно поставить каждого дошкольника, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребёнок почувствовал и увидел зримые результаты своего собственного труда. Но удовлетворение от занятий невозможно получить, если ребёнок не умеет учиться, поэтому нужно много сил и времени уделять формированию общеучебных умений и навыков. Учитывая возраст детей, лучшим из методических приёмов - игровые методики. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальностью. Поэтому почти каждое учебное упражнение или задание необходимо стараться преподнести детям в виде интересной увлекательной игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...
Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности
Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...
Обобщение опыта специалистов по проблеме - развитие связной устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
обобщение опыта....
доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...
Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития
Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...
Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью
Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...