Конспект урока развития речи в 4 классе по теме "Звезды. Созвездия"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Конспект урока развития речи в 4 классе
по теме
«Звезды. Созвездия»
Учитель:
Дронова Галина Юрьевна
Цель: развивать устную связную речь
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде
- учить понимать переносное значение выражений
- закреплять понятие о предложении
- закреплять умение пересказывать текст
Коррекционно-развивающие:
- развивать память и внимание
- развивать словесно – логическое мышление
- закреплять умение составлять предложения из данных слов
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру
Здоровьесберегающие
- следить за правильной посадкой
Оборудование:
- опорные слова по теме;
- рисунки созвездий;
- буквы З, З, В, Д, Ё, Ы;
- опорные картинки и слова для пересказа текста;
- текст с пропущенными словами;
- текст с пропущенными словами, лист с заданиями (на каждого учащегося)
Ход занятия
занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока | Речевой материал |
1. Орг. момент | Проверка готовности к занятию. | Назовите планету или какое-нибудь космическое тело и садитесь. | Учащиеся называют планеты, известные космические тела. | 1. Организовать детей. 2. Настроить детей на занятие. | Метеорит, комета, астероид, звезда, созвездие. |
2. Основной 2.1. Актуализация знаний | Беседа Упражнения | Задание № 1.Отгадать загадку: На тысячу дорог рассыпался горох. Подобрать родственные слова к слову ЗВЁЗДЫ Задание № 2. Про что мы можем сказать: ЗВЁЗДНЫЙ ЗВЁЗДНАЯ ЗВЁЗДНОЕ ЗВЁЗДНЫЕ Задание № 3. Объяснить слова: СОЗВЕЗДИЕ ЗВЕЗДОЛЁТ ЗВЕЗДОЧЁТ Объяснить, что такое ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС ЗВЁЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ Как сейчас мы называем звездочётов? (выбрать правильный ответ) | Из букв сложить отгадку: Д, Ы, Ё, З, З, В - звёзды Звёздочка, звёздный, созвездие, звёздолёт, звездочёт, звездопад Звездный (путь, корабль, час) ЗВЁЗДНАЯ (карта, ночь, болезнь) ЗВЁЗДНОЕ (небо) ЗВЁЗДНЫЕ (просторы, войны) СОЗВЕЗДИЕ (группа звёзд), (соединение знаменитых людей, талантов) ЗВЕЗДОЛЁТ ( летательный аппарат для полётов в космос) ЗВЕЗДОЧЁТ (в древности: человек, наблюдающий за звёздами и предсказывающий по ним судьбу и различные события) ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС (это момент высшего подъёма, достижение вершины в деле) ЗВЁЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ (высокая самооценка знаменитостей) АСТРОНОМЫ (учёные, занимающиеся изучением небесных тел), АГРОНОМЫ (специалисты по земледелию и сельскому хозяйству), АСТРОЛОГИ | Развитие мышления Закрепление навыков словообразования Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе Расширение словарного запаса Объяснение фразеологических оборотов Подбор слов, близких по значению | |
2.2 Изучение нового материала | Объяснение нового материала. | Звёзды образуют большие скопления. Их называют галактика. Наша Солнечная система находится на краю галактики Млечный путь. Все звёзды – огромные огненные шары. Температура у шаров разная, поэтому и цвет у звёзд разный. Самые горячие звёзды – белые, самые холодные – красные. Яркие звёзды Северного полушария – Сириус и Альдебаран. Самая близкая к нам звезда – это Солнце. Существуют во Вселенной и особые звёзды – Чёрные дыры. В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звёздам. В старину люди увидели в расположении звёзд разные фигуры. Эти группы звёзд назвали созвездиями. В старые времена люди смотрели на созвездия и придумали про них много мифов. | Развитие слухового и зрительного внимания . | - Галактика Скопления звёзд - Солнечная система Млечный Путь - картинка «Огненный шар» - картинка «Белая и красная звёзды» - Северное полушарие Сириус, Альдебаран - картинка «Солнце» - картинка «Чёрная дыра» - картинка «Мореплаватели» - картинка «Звёздная карта» - картинка с созвездиями - мифы | |
2.3 Закрепление изученного материала | Ответы на вопросы | Пересказ текста по вопросам, опорным словам и картинкам:
| Галактика – это большие скопления звёзд. Наша Солнечная система находится в галактике Млечный путь. Все звёзды – это огромные огненные шары. Цвет звёзд зависит от их температуры. Самые горячие звёзды - белого цвета, самые холодные – красные. Яркие звёзды Северного полушария – Сириус и Альдебаран. Солнце – это самая близкая к нам звезда. Во Вселенной существуют особые звёзды – Чёрные дыры. В давние времена мореплаватели находили по звёздам путь. Звёзды служили людям компасом. В старину люди увидели в расположении звёзд разные фигуры. Эти группы звёзд они назвали созвездиями. О созвездиях люди придумали много мифов. | Развитие связной речи, умения давать полный развернутый ответ на вопрос | - Галактика Скопления звёзд - Солнечная система Млечный Путь - Огненный шар - Белая и красная звёзды - Северное полушарие Сириус, Альдебаран - Солнце - Чёрная дыра - Мореплаватели - Звёздная карта - созвездия - мифы -вселенная |
Физ. минутка (Пальчиковая гимнастика) | Упражнения | Развивать мелкую моторику. | |||
2.4 Контроль знаний и умений. | Работа с текстом Упражнение Самостоятельная работа | Работа с текстом (вставить пропущенные слова) Какие созвездия вам известны? Задание № 4: соединить начало и конец названия созвездия, найти его на картинке, вписать в квадрат букву, соответствующую названию созвездия. | Звёзды образуют большие скопления. Их называют _____. Наша __________ система находится на краю галактики ___________. Все звёзды – огромные _______________. ________ у шаров разная, поэтому и _____ у звёзд разный. Самые _________ звёзды – ______, самые ________ – ________. Яркие звёзды ___________ полушария – ______ и ________. Самая _______ к нам звезда – это ___________. Существуют во __________ и особые звёзды –_______________. В древности путешественники и мореплаватели находили ____ по звёздам. В старину люди увидели в расположении звёзд разные __________. Эти группы звёзд назвали __________. В старые времена люди смотрели на созвездия и придумали про них много _______. Учащиеся называют известные им созвездия Учащиеся соединяют линией начало и конец названия созвездия, находят его на картинке и вписывают в квадрат букву. | Активизация словарного запаса Развитие памяти, внимания | Галактика Скопления звёзд - Солнечная система Млечный Путь - Огненный шар - Белая и красная звёзды - Северное полушарие Сириус, Альдебаран - Солнце - Чёрная дыра - Мореплаватели - Звёздная карта - созвездия - мифы -вселенная Большая ….. (Медведица) Гончих …… (Псов) Южный ……. (Крест) Волосы ……. (Вероники) Северная ……. (Корона) |
3. Итог занятия | Подведение итога Оценка работы Д/з | Подведение итога: О чём мы сегодня говорили на уроке? Д/з: 1. Пересказать текст. 2. Подготовить маленький рассказ о любом созвездии. | Сегодня на уроке мы говорили о звёздах и созвездиях. | . |
Звёзды образуют большие скопления. Их называют _________________. Наша _______________ система находится на краю галактики ______________________ ___________. Все звёзды – огромные _______________ _________. _____________________ у шаров разная, поэтому и _______________ у звёзд разный. Самые ________________ звёзды – _____________, самые _______________ – ______________. Яркие звёзды _____________________ полушария – ______________ и ___________________. Самая ___________________ к нам звезда – это _______________________________.
Существуют во ________________________________ и особые звёзды –_________________ ______________.
В древности путешественники и мореплаватели находили ________________ по звёздам. В старину люди увидели в расположении звёзд разные фигуры. Эти группы звёзд назвали _______________________. В старые времена люди смотрели на созвездия и придумали про них много ________________________.
- З, З, Д, Ё, В, Ы - ____________________.
- Звёздный болезнь
Звёздная путь
Звёздное ночь
Звёздные час
небо
просторы
войны
карта
- Звездочёт Астроном
Агроном
Астролог
- А) Большая Крест
Б) Гончие Вероники
В) Северная Медведица
Г) Волосы Псы
Д) Южный Корона
Литература:
- Картинки созвездий: https://www.google.ru/search?q
- Атлас Мир вокруг нас.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....
Конспект урока развития речи 8 класс
Методическая разработка урока по русскому языку 8 класс...
Конспект урока развития речи 7 класс
Конспеут урока развития речи. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева "Масленица" с использованием словарных слов....
Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе
Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
конспект урока развитие речи 3 класс
урок по теме "Зима и ее признаки". урок составлен для школы глухих....