Конспект урока развития речи 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Базунова Татьяна Николаевна

Конспеут урока развития речи. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева "Масленица" с использованием словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Открытый урок.

Тема: Сочинение по картине Б.М. Кустодиева  «Масленица» (с использованием словарных слов)

                                             Ход урока. 

 1.Организационная минутка.

 2.Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня у нас итоговый урок по теме : «Цвет». Цель нашего урока – создать зарисовку по картине .

 Как известно , художник при помощи красок не только рисует какое – то изображение , но и создаёт  настроение . Значит и слово – цвет тоже может создавать настроение , а не только описывать предмет или явление. Мы уже знаем , что довольно часто слово – цвет в художественном произведении становится эпитетом , например, в стихотворении А . С. Пушкина «Вся комната янтарным блеском озарена…»,  янтарный  – это не то же самое , что жёлтый или жёлто – коричневый , и для нас это очевидно .Янтарный – эпитет, создающий эмоциональную атмосферу текста. Какое же настроение создаёт этот эпитет ?

 3.Основная часть урока.

  - Итак , сегодня мы попытаемся передать своё настроение  , используя в сочинении слова цвета. В этом нам поможет музыка (Звучит отрывок из «Ярмарки» П. И. Чайковского)                                   Попробуйте дать характеристику этой музыке, какое настроение возникает после её прослушивания ?

   А теперь представьте , что вы художники и вам надо эту музыку нарисовать. Какие цвета вы используете ?  (Учащиеся выписывают слова из словарей).

  Какие слова  вы выбрали?

  Какие цвета ,тёплые или холодные, преобладают? Какое настроение они создают?

  А как вы думаете , что композитор изображает в музыкальной зарисовке ?Что можно нарисовать такими яркими , радостными тонами. (Слушаем самое начало музыкального произведения определяем , что сочинение П. И. Чайковского начинается с колокольного перезвона, вспоминаем , когда звонят в колокола. Приходим к выводу , что мы слышим праздничный перезвон).

  Посмотрите на репродукцию картины , которая лежит у вас на партах .Как она называется , кто художник?

  Музыка П. И. Чайковского тоже носит такое же название. Что же это за праздник – Масленица? Что и как в этот день празднуют?

  Посмотрим на картину , что говорит о приближении весны?

 Действительно , яркое солнце залило всё вокруг : людей , дома, небо  и даже снег как будто отражает его яркий и уже совсем тёплый свет .Скоро , скоро придёт долгожданная весна.

  Назовите ещё детали , предвещающие приход весны .

  Ощущением радости и весны наполнена вся картина , похожа ли она на музыку ? Чем ?

  Откуда раздаётся  праздничный перезвон?

  Зачем художник изображает такое множество церквей?

  Чей это праздник?

  Что помогает художнику передать народный характер масленицы?

  Какие ещё краски , кроме угаданных нами он использует? Допишите.

  Помимо цвета Кустодиев использует и другие способы передачи ощущения  великого праздника .Увидеть их нам поможет отрывок из произведения Шмелёва «Лето господне» :

 «Масленица…Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве : яркие пятна , звоны – вызывает оно во мне ; пылающие печи , синеватые волны чада , в довольном гуле набравшегося люда , ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце , с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переливами гармоньки.»

  Прочитайте про себя. Приготовьтесь читать вслух.

  Найдите эпитеты, словосочетания, описывающие те детали , действия , эпизоды , которые есть на картине. Запишите их.

  Найдите детали , которых нет у Шмелёва , но они ,по вашему мнению, помогают художнику создать атмосферу веселья, радостного ожидания весны. Подберите к ним прилагательные цвета и составьте предложения.

  4.Заключительная часть.

  - Вспомним ,из каких частей должно состоять сочинение, как и что необходимо внести в план.

  Самостоятельное составление учащимися плана , совместная проверка и обсуждение.

  5.Устный пересказ по плану, создание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...