конспект урока развитие речи 3 класс
план-конспект урока на тему

Страшко Елена Анатольевна

урок по теме "Зима и ее признаки". урок составлен для школы глухих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_3_klass.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зима и ее признаки.

Задачи урока:

Образовательные:

-уточнить знания школьников о зиме;

- создать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме «Зима»);

-повторить названия зимних месяцев;

Коррекционно-развивающие:

-корригировать и развивать связную речь;

-расширять словарный запас детей;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

-развивать память;

-развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.

-развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции

Воспитательные:

-воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность школьников

УУД

I.Самоопределение к деятельности.

Целеполагание.

УХО - НОС.

Игра Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Скажите, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?

- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? Где могут пригодиться?

-Чего вы ждете от этого урока?

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом

«Новый день – новые знания»

-Хочу научиться составлять предложения. Хочу узнать новые слова.

Да хотим. Хочу много знать, чтобы быть умными, культурными. Знания нужны при общении с друзьями, чтобы написать письмо, сочинение.

- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

II.Актуализация ЗУН

1).игра «Да-нет»

-Вы любите играть?

- Тогда давайте начнем наш урок с игры. Я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка» (ЗА ЭКРАНОМ)

- Первый месяц зимы – январь?

-Слова холодный и морозный – антонимы?

- В слове зима – 5 букв?

- Подлежащее, сказуемое, определение – это части речи?

-Зимой погода прохладная, дождливая?

-Зимой дети любят кататься на санках и на лыжах с горы.

- Слова холодный – теплый – это антонимы?

- Оцените свои знания в оценочных листах.

Давайте подведем итог: декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы.

«Что лишнее?» -

- Найдите на доске соответствующую картину?

(времена года).

Сигнальные карточки

 (зеленый – да, красный – нет)

Оценочный лист

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала

2).определение темы, деятельности на уроке.

н

з

а

м

а

и

и

и

к

р

е

З

и

п

ё

- Определите тему урока.

Тема нашего урока «Зима и её признаки». Зиму мы встречаем каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она холодная.

– Как вы думаете, какая предстоит работа на уроке?

Ответы детей

-Сегодня нам нужно будет составить рассказ о зиме.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3). систематизация словаря по теме

Работа в парах:

– У вас на партах лежат карточки со словами. Обсудите друг с другом и выпишите слова, которые относятся к теме «Зима», распределив их по частям речи:

Сугробы, жара, слепила, лед, проталины, заморозил, холодный, январь, июль, подснежник, мороз, загар, сосульки, морозная, душно, зимующие, снегопад, половодье, похолодеть, снег, разлилась, растаяли, трескучий, скатать, застыть, снежная, замёрзла.».

Скажите, а какая погода может быть зимой?

Если на улице идет снег, то погода снежная.

Вдруг подул сильный ветер и перемешал слова.

-Соотнесите однокоренные слова:

ЗА ЭКРАНОМ:

-Дополни словосочетания:

зима (какая?)…

небо (какое?) ….

снег (какой?) ….

деревья (какие?)…

Оцените свою работу в оценочных листах.

КАРТОЧКИ

Проверить на доске.

Мороз – морозная

Ветер – ветреная

Стужа-студеная

Холод- холодная.

суровая, седая

хмурое, тёмное

серебристый, пушистый

 голые, обледеневшие

ОЦЕНИВАНИЕ

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя;

Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала - определять общие для всех правила поведения.

Гимнастика для глаз.

Подули ветры и метели.

Следят глазками за движением снежинки на указке.

III.Систематизация ЗУН-ов по теме «Зима»

1).Составление предложений.

2).Работа с произведениями русских поэтов.

- Вспомните, что вы знаете о зиме.

Назовите приметы зимы (по цепочке),

ОЦЕНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ

-А вы знаете, многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения.

- Кто может вспомнить строки из стихотворений русских писателей?

- Прочитайте четверостишья, которые я вам подготовила.

-Какое настроение возникает, слушая стихи?

-Идет снег.

-Дует холодный ветер.

-Кругом большие сугробы.

- На реке лед.

-Погода холодная , морозная.

-На окнах морозные узоры.

-На деревьях шапки снега.

- На крышах сосульки.

- Метель.

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов. 
(А.С. Пушкин)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна. 
(С. Есенин)

 Чародейкою зимою 
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. 
(Ф. Тютчев)

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем. 
(И. Никитин)

Регулятивные УУД

-развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3).Составление деформированных предложений

-Помощники зимы опять раздули все предложения. Составьте предложения и попытайтесь составить из них текст.

-Почему люди радуются?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.

Наступила суровая зима. Вся земля покрыта пушистым снегом. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время люди радуются, веселятся.

- Можно поиграть в снежки, слепить снеговика, покататься на лыжах.

IV.Закрепление

Работа с текстом.

- А теперь обобщим всё услышанное и составим текст по картинке.

 

- О чем  можно рассказать в водной части? 

- Опишите, чем заняты люди.

-Описание картины «Зимние забавы»

1 ученик Наступила зима. Был ясный зимний день. Всё вокруг покрыто пушистым снежным одеялом. Снег сверкает на солнышке, как в сказке. Речку сковало зеркальным льдом.

2 ученикРебята с радостью выбежали на улицу, чтобы поиграть.

Малыши лепят из снега забавного снеговика. Они надели ему на голову ведро, повязали шарф и дали метлу. Девочка весело мчится на санках с горы. Мама осторожно

катает малышку на санках. Мальчик ловко скользит по льду на коньках. Дети катаются на лыжах. Даже забавный щенок радостно бегает по снегу.

3 ученик У всех замечательное настроение. Весело ребятам зимой!

V.Рефлексия

Какие получили результаты? Вы придумали интересный рассказ?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Сколько же в нашем классе мнений?

Задание выполнено?

Нужно учиться запоминать больше разных слов.

Рассказать друзьям, написать письмо бабушке, чем я занимаюсь зимой.

Домашнее задание

Написать текст в тетрадь

«Зимние забавы»

1 ученик Наступила зима. Был ясный зимний день. Всё вокруг покрыто пушистым снежным одеялом. Деревья укрыты снежной бахромой. Снег сверкает на солнышке, как в сказке. Речку сковало зеркальным льдом.

2 ученикРебята с радостью выбежали на улицу, чтобы поиграть. Кто - то лепит из снега забавного снеговика. Мальчики весело мчатся на санках с горы. Девочка  ловко скользит по льду на коньках. Дети катаются на лыжах. Даже забавный щенок радостно бегает по снегу.

3 ученик У всех замечательное настроение. Весело ребятам зимой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...