Коррекционная работа при изучении темы "Состав слова"
методическая разработка (5 класс) по теме
Активные методы и приёмы при изучении изакреплении нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnaya_rabota_pri_izuchenii_temy._sostav_slova.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа при изучении темы:
«Состав слова».
Значение раздела «Состав слова» в курсе обучения русскому языку трудно переоценить. Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают школьникам разобраться в закономерностях слово – и формообразования, создают базу для сознательного овладения правописанием. Анализ состава слова – необходимый компонент орфографического анализа. Учащиеся коррекционной школы 8 вида испытывают большие трудности при изучении этой темы. Они часто ошибаются, пытаясь выделить корень, подобрать родственные слова. Так «роса и росла», «носы и носит» дети относят к однокоренным словам. Это происходит потому, что словарный запас у них крайне ограничен. Поэтому, работая над темой «Состав слова», необходимо формировать умения различать явления словообразования и словоизменения. Для этого можно провести такую работу. Даётся задание :
- Допишите слова. Хороший друг. Проводил друг… Зашёл к друг… Доволен друг.. Вспомнил о друг… - Что происходит со словом «друг»? Слово изменилось в конце. (т.е. его звуко – буквенная форма, окончание). – А значение его изменилось? (нет). Это словоизменение.
- Записать слова: дружная, дружил, подруга. – Выделите общее слово в этих словах. – Что вы заметили? ( добавились новые части слова, они внесли разные дополнительные значения, но главное значение их одинаково.) Это словообразование. - А вот что это за части слова, мы изучим дальше.
Одной из методических задач, стоящих перед учителем, - формирование у учащихся действия морфемного анализа слов, а для этого идёт последовательное изучение темы: 1.Корень и однокоренные слова. 2.Окончание. 3. Приставка. 4.Суффикс. 5. Образование слов при помощи суффиксов и приставок.
Чтобы ребята усвоили материал, очень важно разнообразить эту тему различными упражнениями и играми. Вот как, например, можно начать урок на тему «Родственные слова». Говорю.
- Слово делится на части! Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей.
Игра. «Собери слово». На доске рассыпано слово, соберите его. ЯЯ, ЗИМ, Н ( одежда). – Что обозначает это словосочетание? ( одежда, которую носят зимой). – Что обозначает слово «зима» ? (это время года.) - Сравните их написание. - Что у них общее? (-зим-). Они родня, близкие по смыслу . Такие слова называют родственными словами.
Закрепляем игрой . «Не подведи товарища». ( На партах у каждого ребёнка лежат карточки со словами. Один начинает, другой дополняет родственным словом, например: дождь (дождит, дождливая), лжёт (ложь, лживая) и т. д.
Интересно проходит знакомство с корнем слова. Показываю рисунок дерева. На ветках написаны слова: рыба, рыбная, рыбалка, рыбачка, рыбачил. Идёт беседа. – Что вы видите на рисунке? - Какая часть дерева самая важная? - Почему? - Прочитайте слова на дереве. – Как они называются? - Что у них общее? (рыб). – Где она расположена? ( Вывод: Общая часть родственных слов называется корнем). Читаем правило в учебнике. – Почему корень и в слове главная часть? ( помогает объяснить значение слов)
А сейчас мы с вами откроем секреты корня. 1 – й секрет.
- Запишите слова: освещение, свеча, свет . – Найдите корень. Что вы заметили? ( корень оканчивается на разные согласные). – Верно, в корне происходит чередование согласных, но значение корня не изменилось. 2 –й секрет. Запишите слова: - зрение, зорко; день, дневной. – Что происходит в корне? ( «убежали» гласные, их называют «беглыми». Для закрепления можно провести упражнения. 1. Подбери «родственников» к словам с чередованием гласных: пух, горох, петух, крошка, пекарь, Движение, промокнуть. 2. . Подбери «родственников» к словам, у которых убежала гласная: Читать, пень, оконный, темнота, огонь, лев и др.
Учащиеся часто затрудняются в подборе родственных слов, так как плохо понимают значение корня, поэтому проводятся упражнения на распознавание одинаково звучащих разных корней. 1. Выделить группы родственных слов. Записать слова в столбики. ( Труд, трудиться, трудный, трудовик, затруднение, трудность.) 2. Найти корни в выделенных словах. Объяснить значение их. Подобрать родственные слова. Например. На доске написаны слова: Списывая, не спеши , букву к буковке пиши, я минуток через пять посмотрю в твою тетрадь. Для закрепления часто используется игры: «Третий лишний». Например, называю слова. Лес, лестница, лесной. Смешной, смешать, смешить. Левый, лев, налево. Честный, чесночный, чеснок. Дивный, удивление, диванный и т. д. Дети называют лишнее слово и находят корень родственных слов.
« Горка. Спустись, не упади». На доске нарисованы две лесенки для двух команд. На первой ступеньке написаны слова. На остальных конец слова. Дети должны быстро написать корень. Кто быстрее и правильно – победитель. ( лыжи – ня – ник – ная –ница; земля – як – ица - яной – ячка).
Не менее важным для анализа слова является умение «видеть» приставки, отделять их от корня, понимать смысл. Чтобы дети это умели делать, выполняем следующее задания. 1. – Объясните смысл следующих слов: Заплетать, приплетать, уплетать; записывать, описывать, списывать, уписывать; сдать, раздать, наподдать и т.д. 2. – Подберите слова с приставками с противоположным значением.( Входить – выходить, уплыть – приплыть, запереть – отпереть и т.д.) Объясняется значение приставок. 3. – Выписать выделенные слова, объяснить правописание. Примером может стать стихотворение С. Маршака. «А потом ты покатился и назад не воротился. Покатился в огород, докатился до ворот, подкатился под ворота, добежал до поворота, там попал под колесо, хлопнул, лопнул, вот и всё!» Упражнения такого характера дают возможность закрепить отличие приставок от предлогов.
Интересную игру в приставки придумала учительница Е. Д. Кин. Суть этой игры в том, что учитель подаёт команды, а дети должны понять их. Но в качестве команд произносятся приставки. Например, учитель берёт игрушку и говорит: «Я буду подавать команды приставками, а вы говорить, что будете с игрушкой делать.» - Что сделаете, если я скажу: при! ( принесу вам). – А если скажу: от! ( отнесу обратно.) - Я говорю : пере! (переложу на другое место). – А если: вы! ( вынесу) и т.д.
С удовольствием ребята играют в игру «Кто больше». Даётся слово, и дети за минуту должны написать с ним слова с разными приставками. Например, ехал ( приехал, уехал, отъехал, переехал, въехал, наехал, объехал и т.д.) Обязательно идёт работа над смыслом.
Изучение суффиксов также открывает возможность интересной работы со словом. Вывешивается таблица с активными суффиксами и идёт беседа. – Что значит суффикс ТЕЛЬ? Давайте придумаем с ним слова. Учитель – тот , кто учит. – А кто пишет книги? - писатель. А строит – строитель. Значит, этот суффикс – труженик. Давайте назовём профессии людей, работающих на стройке, и назовём суффиксы: крановщик, каменщик, шофёр, маляр, электрик и т.д. - Читается текст и даётся задание: «Выписать родственные слова, указать при помощи каких суффиксов они образованы». – Выписать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, с суффиксами – дразнилками. – Кто больше напишет слов за минуту с ласкательными суффиксами.
Все части слова изучены. Для закрепления можно на уроках использовать следующие игры.
« Выйди на крылечко – назови словечко». У ребят лежат карточки со словами: дождь, золотистая, море, поднос, выгрузить, возчик, перебежка. Одинаковых карточек нет. У каждого ученика своя карточка. Я показываю схему на карточке, дети находят к ней слово и говорят. Эти карточки многоразового использования.
« Не ошибись». У детей на партах карточка – гармошка. На ней схемы корня, приставки. Называю слово, ребята показывают , как образовано слово – приставку, суффикс или вместе.
Любят дети играть с мячом. Называю слово и бросаю мяч. Ученик возвращает мне и называет , при помощи чего образовано слово.
Таким образом, все эти игры и упражнения формируют у учащихся умения, в основе которых лежат логические операции:
- Умение подбирать родственные слова.
- Умение вычленять все значимые части слова.
- Развивает все психические процессы.
Использованная литература: С.М. Бондаренко. Беседы о грамотности. Статьи из журнала «Начальная школа». Н.К. Перцева. Вопросы словообразования. В. В Дёмичева, И. А. Устименко. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию. А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка. Эрмик Л.А., учитель ГБС(К)ОУ школы – интернат ст. Медвёдовской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»
План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...
Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов
С данной статьей я выступала на краевом фестивале "Инновационный поиск-2013". Надеюсь, она будет вам полезна!...
Методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов в 6 классе с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта.
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов, которые могут быть использованы учителями школ VIII на уроках русского языка. Собирался данный ...
«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».
В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....
Коррекционно-развивающее занятие "Родственные слова"
Коррекционно-развивающее занятие разработано для обучающихся 2 классов с нерезко выраженным ОНР. II этап обучения - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи....
Приемы работы по изучению словарных слов с детьми начальной школы
В презентации обобщен опыт работы с детьми начальных классов по изучению словарных слов. Выделены эффективные способы работы в этом направлении....
Исследовательская работа по теме "Изучение вводных слов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Исследовательская работа по теме "Изучение вводных слов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...