Коррекционная работа при изучении темы "Состав слова"
методическая разработка (5 класс) по теме

Эрмик Людмила Александровна

Активные методы и приёмы при изучении изакреплении нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionnaya_rabota_pri_izuchenii_temy._sostav_slova.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

                        Коррекционная работа при изучении темы:

                                                       «Состав слова».

Значение раздела «Состав слова» в курсе обучения русскому языку трудно переоценить.  Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают  школьникам  разобраться в закономерностях слово – и формообразования, создают базу для сознательного овладения правописанием. Анализ состава слова – необходимый компонент орфографического анализа. Учащиеся коррекционной школы 8 вида испытывают большие трудности при изучении этой темы. Они часто ошибаются, пытаясь выделить корень, подобрать родственные слова. Так «роса и росла», «носы и носит» дети относят к однокоренным словам. Это происходит потому, что словарный запас у них крайне ограничен.  Поэтому, работая над темой «Состав слова», необходимо формировать умения различать явления словообразования и словоизменения.                          Для этого  можно провести такую работу. Даётся задание :

- Допишите слова.                             Хороший друг.         Проводил друг…                  Зашёл к друг…                      Доволен друг..                  Вспомнил о друг…                                                                                                                                                                                           -  Что происходит со словом «друг»?   Слово изменилось в конце. (т.е. его звуко – буквенная форма, окончание).   – А значение его изменилось?  (нет).  Это словоизменение.

- Записать слова:  дружная, дружил, подруга.                                                                                                        – Выделите общее слово в этих словах.            – Что вы заметили? ( добавились новые части слова, они внесли разные дополнительные значения,  но главное значение их одинаково.) Это словообразование. -  А вот что это за части слова, мы изучим дальше.

Одной из методических задач, стоящих перед учителем, - формирование у учащихся действия морфемного анализа слов, а для этого идёт последовательное изучение темы:                                           1.Корень и однокоренные слова.      2.Окончание.        3. Приставка.          4.Суффикс.                                                      5. Образование слов при помощи суффиксов и приставок.

Чтобы ребята усвоили материал, очень важно разнообразить эту тему различными упражнениями и играми. Вот как, например,  можно начать урок на тему «Родственные слова». Говорю.

- Слово делится на части! Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей  делать слово из частей.

Игра.   «Собери слово».  На доске рассыпано слово, соберите его.        ЯЯ, ЗИМ, Н ( одежда).                                                            – Что обозначает  это словосочетание? ( одежда, которую носят зимой).                                                           – Что обозначает  слово  «зима» ? (это время года.)      - Сравните их написание.                                                                                                   - Что у них общее?   (-зим-). Они родня, близкие по смыслу . Такие слова называют родственными словами.

Закрепляем игрой . «Не подведи товарища».  ( На партах у каждого ребёнка  лежат карточки со словами.  Один начинает, другой  дополняет родственным словом, например:     дождь (дождит, дождливая), лжёт (ложь, лживая) и т. д.

Интересно проходит знакомство с корнем слова.  Показываю рисунок  дерева. На ветках написаны слова: рыба, рыбная, рыбалка, рыбачка, рыбачил.             Идёт беседа.                                                                   – Что вы видите на рисунке?     - Какая часть дерева самая важная?        - Почему?                                               - Прочитайте слова на дереве.   – Как они называются?       - Что у них общее? (рыб).                                                    – Где она расположена?             ( Вывод: Общая часть родственных слов называется корнем).        Читаем правило в учебнике.    – Почему корень и в слове главная часть? ( помогает объяснить значение слов)

А сейчас мы с вами откроем секреты корня.    1 – й секрет.

- Запишите слова: освещение, свеча, свет .            – Найдите корень. Что вы заметили?    ( корень оканчивается на разные согласные).  – Верно, в корне происходит чередование согласных, но значение корня не изменилось.                          2 –й секрет.                Запишите слова:                                            - зрение, зорко; день, дневной.          – Что происходит в корне? ( «убежали» гласные, их называют «беглыми».   Для закрепления можно провести упражнения.                                                                              1. Подбери  «родственников» к словам с чередованием гласных:  пух, горох, петух, крошка, пекарь, Движение, промокнуть.                                                                                                                               2. . Подбери  «родственников» к словам, у которых убежала гласная: Читать, пень, оконный, темнота, огонь, лев и др.

Учащиеся часто затрудняются в подборе родственных слов, так как плохо понимают значение корня, поэтому проводятся упражнения на распознавание одинаково звучащих разных корней.  1.  Выделить группы родственных слов. Записать слова в столбики.  ( Труд, трудиться, трудный, трудовик, затруднение, трудность.)   2. Найти корни в выделенных словах. Объяснить значение их. Подобрать родственные слова.  Например. На доске написаны слова: Списывая, не спеши , букву к буковке пиши, я минуток через  пять  посмотрю в твою тетрадь.                                                                         Для закрепления часто используется игры:                                                                                                                              «Третий лишний».                                                                                                                                                             Например, называю слова.   Лес, лестница, лесной.           Смешной, смешать, смешить.         Левый, лев, налево.             Честный, чесночный, чеснок.               Дивный, удивление, диванный и т. д. Дети называют лишнее слово и находят корень родственных слов.                                                                                            

« Горка. Спустись,  не упади». На доске нарисованы две лесенки для двух команд. На первой ступеньке написаны слова. На остальных конец слова. Дети должны быстро написать корень. Кто быстрее и правильно – победитель. ( лыжи – ня – ник – ная –ница; земля – як – ица -  яной – ячка).

Не менее важным для анализа слова является умение «видеть» приставки, отделять их от корня, понимать смысл. Чтобы дети это умели делать, выполняем следующее  задания.                                               1. – Объясните смысл следующих  слов:  Заплетать, приплетать, уплетать;  записывать, описывать, списывать, уписывать; сдать, раздать, наподдать и т.д.                                                                                            2. – Подберите слова с приставками с противоположным   значением.( Входить – выходить, уплыть – приплыть, запереть – отпереть и т.д.)  Объясняется значение приставок.                                                               3. – Выписать выделенные слова, объяснить правописание.  Примером может стать стихотворение  С. Маршака. «А потом ты покатился и назад не воротился. Покатился в огород, докатился до ворот, подкатился под ворота, добежал до поворота, там попал под колесо, хлопнул, лопнул, вот и всё!»  Упражнения такого характера дают возможность закрепить отличие приставок от предлогов.                                                                          

Интересную игру в приставки придумала учительница  Е. Д. Кин. Суть этой игры в том, что учитель подаёт команды, а дети должны понять их. Но в качестве команд произносятся приставки. Например, учитель берёт игрушку и говорит: «Я буду подавать команды приставками, а вы говорить, что будете с игрушкой делать.»  - Что сделаете, если я скажу: при! ( принесу вам).               – А если скажу: от! ( отнесу обратно.)               - Я говорю : пере! (переложу на другое место).          – А если: вы! ( вынесу) и т.д.  

С удовольствием ребята играют в игру «Кто больше».  Даётся слово, и дети за  минуту должны написать с ним слова с разными приставками. Например, ехал ( приехал, уехал, отъехал, переехал, въехал, наехал, объехал и т.д.) Обязательно идёт работа над смыслом.

Изучение суффиксов также открывает возможность интересной  работы  со словом.                               Вывешивается таблица с активными суффиксами и идёт  беседа.                                                                               – Что значит суффикс  ТЕЛЬ? Давайте придумаем с ним слова.  Учитель – тот , кто учит.    – А кто пишет книги?    - писатель. А строит – строитель. Значит, этот суффикс – труженик.                                                        Давайте назовём  профессии  людей, работающих на стройке, и назовём суффиксы:     крановщик, каменщик, шофёр, маляр, электрик и т.д.                                                                                                                     - Читается  текст и даётся задание: «Выписать родственные слова, указать  при помощи каких                                                                                                           суффиксов  они образованы».                                                                                                                                                    – Выписать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, с суффиксами – дразнилками.                  – Кто больше напишет слов за минуту с ласкательными суффиксами.                                                                                                                          

Все  части слова изучены. Для закрепления можно  на уроках использовать следующие игры.

« Выйди на крылечко – назови словечко». У ребят лежат карточки со словами: дождь, золотистая, море, поднос, выгрузить, возчик, перебежка.  Одинаковых карточек нет. У каждого ученика своя карточка. Я показываю схему на карточке, дети находят к ней слово и говорят. Эти карточки многоразового использования.

« Не ошибись».       У детей на партах карточка – гармошка. На ней схемы корня, приставки. Называю слово, ребята показывают , как образовано слово – приставку, суффикс или вместе.

Любят дети играть с мячом. Называю слово и бросаю мяч. Ученик возвращает мне и называет , при помощи чего образовано слово.

Таким образом, все эти игры и упражнения формируют у учащихся умения, в основе которых лежат логические операции:

- Умение подбирать родственные слова.

- Умение вычленять все значимые части слова.

- Развивает все психические процессы.

                 Использованная литература:         С.М. Бондаренко. Беседы о грамотности.                                             Статьи из журнала «Начальная школа».      Н.К. Перцева. Вопросы словообразования.                                       В. В  Дёмичева, И. А. Устименко.  Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию.                                                                                                                                                   А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка.                                            Эрмик Л.А., учитель  ГБС(К)ОУ                                                                                                                                                                                                                       школы – интернат ст. Медвёдовской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»

План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...

Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов

С данной статьей я выступала на краевом фестивале "Инновационный поиск-2013". Надеюсь, она будет вам полезна!...

Методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов в 6 классе с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта.

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов, которые могут быть использованы учителями школ VIII на уроках русского языка. Собирался данный ...

«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».

В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....

Коррекционно-развивающее занятие "Родственные слова"

Коррекционно-развивающее занятие разработано для обучающихся 2 классов с нерезко выраженным ОНР. II этап обучения - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи....

Приемы работы по изучению словарных слов с детьми начальной школы

В презентации обобщен опыт работы с детьми начальных классов по изучению словарных слов. Выделены эффективные способы работы в этом направлении....

Исследовательская работа по теме "Изучение вводных слов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Исследовательская работа по теме "Изучение вводных слов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...