Конспект открытого логопедического занятия: "Зимняя прогулка"
план-конспект урока по теме

Сафронова Ирина Олеговна

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. Занятие разработано для ребёнка с ДЦП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_progulka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение

Социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»

(СПб БГСУ СО «ДДИ № 4»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директор по УВР:         _

__________________________  

«    » _______________ 20___г.    

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости

на тему: «Зимняя прогулка».

Составила логопед отделения «Милосердие»:

Сафронова Ирина Олеговна

г. Павловск

28 февраля 2013 г.

Цель: Сформировать представление о времени года - зиме.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закрепить представление о зимних явлениях, одежде людей зимой, поведении птиц, зимних забавах;
  2. Расширить пассивный словарь по данной теме (зима, снег, снеговик, снегирь, метель, кормушка, одежда: шапка, шарф, варежки; белый, холодный, колючий, мокрый, липкий, снежная; лепить, кормить, одевать, замёрзнуть).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Стимулировать речевую активность (стремление к речевому общению через игровые ситуации);
  2. Способствовать развитию артикуляционной моторики;
  3. Развивать жестовую речь (приветствие, прощание);
  4. Способствовать развитию длительного плавного выдоха;
  5. Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
  6. Развивать мелкую моторику;
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать положительно - эмоциональное отношение к природе, бережное отношение к своему здоровью;
  2. Воспитывать у ребёнка интерес к занятиям.

Предварительная работа: рассматривание на улице снега, сосулек, кормушки для птиц, игра в снежки, лепка снеговика; рассматривание картинок с изображением зимы, зимних забав, зимней одежды; просмотр мультфильмов; прослушивание различных звуков; игры на развитие моторики рук: игры с фасолью; игры на определение размера предмета.

Оборудование: мягкая игрушка - снегирь, DVD- проигрыватель с музыкой и звуками вьюги и снегиря, картинки с изображением зимней одежды, фланелеграф, 3 картонных круга разных по величине, пластиковая коробка с измельчённым пенопластом, фасоль, мини-фигуры (животные, птицы), витаминки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

“Здравствуй, Миша! Посмотри, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давай с ними поздороваемся. Помашем рукой”.  

 “Миша, сегодня у меня хорошее настроение и символом его является, вот это улыбающееся лицо (графическое изображение улыбки). Я хочу, своим настроением поделиться с тобой. А теперь, давай поделимся частичкой нашего хорошего настроения с нашими гостями”.  

Раздать гостям “символы улыбки ”.                    

 2. Рассматривание зимних явлений за окном, снега.

Логопед:

“Хорошо! А сейчас, мы с тобой посмотрим в окно. У нас за окном самая настоящая зима. Зимой на улице много снега”.

Предложить рассмотреть и потрогать снег.

Логопед:

“Давай, рассмотрим его поближе. Снег какой? – белый. Теперь, потрогаем его. Снег какой? Холодный, колючий, мокрый, липкий”.

                                 

“Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Потому что сейчас мы с тобой поиграем в  “Неболейку”.

3. Массаж биологически активных зон   “Неболейка” (для профилактики простудных заболеваний).

     

 Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(поглаживать ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (
Раздвигать указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да  нам простуда не страшна!
(потирают обе  ладони).

 

4. Дидактическая игра «Что лишнее?» (собираемся на прогулку).

Логопед:

“А еще, чтобы быть здоровыми и бодрыми, надо много гулять. Миша, мы с тобой недавно ходили на прогулку. Вспомним, что мы на улице видели и делали.  Но сначала, мы оденемся потеплее”.

На столе – картинки с изображением зимних и летних вещей. Отобрать лишнюю картинку (летнюю).

  1. головной убор: шапка, панама, шарф.
  2. одежда: комбинезон, футболка, варежки.
  3. обувь: ботинки, босоножки.

“Молодец, справился с этим заданием. Мы оделись тепло и готовы ехать на прогулку!”

Под весёлую музыку, с колокольчиком в руках перемещаемся по кабинету.

“ Едем, едем мы с тобой

По дорожке зимней гладкой

Холод, холод, стужа, стужа,

Снег пушистый кружит, кружит…

Ехали мы, ехали, наконец, доехали:

Приехали!”

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

“Как на улице холодно зимой! Чтобы наши язычки не замёрзли, поиграем с ними”.

«Улыбочка»  

Широка моя улыбка,

Зубки все мои видны-

От краёв и до десны.

Описание. Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

«Лопатка»        
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.        

“ Размяли язычки? Теперь, они у нас точно не замёрзнут”.

6. Дыхательное упражнение «Вьюга».

Звучит фонограмма зимней вьюги.

Логопед:

“Как ты думаешь, что это за звуки? Это песенка зимней метели. Сейчас, мы с тобой устроим настоящую метель!”

Дать прозрачную пластиковую коробочку, наполненную тёртым пенопластом. В крышке коробочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед:

“Метель принесла с собой много снега. Что мы можем слепить из него? Снеговика”.

7. Работа с фланелеграфом. Игра «Что сначала, что потом».

Логопед:

“Давай соберём нашего Снеговика. Найди сначала большой комок, потом поменьше, а самый маленький комок наверх. Это голова. Найди глазки, носик. Молодец, Миша! Какой чудесный Снеговик у нас получился!”.

Собрать снеговика из трёх «снежных» комов. К «снежной» голове приделать глазки - пуговки, нос – картонную морковку.

8. Рассматривание кормушки для птиц, снегиря.

“Миша, посмотри! Кто это к нашей кормушке прилетел? Это снегирь. Зимой всем птичкам холодно и голодно. Их надо покормить. Давай, покормим нашего снегиря, насыпим ему семечек”.        

Насыпать в кормушку семечек для птиц.

Логопед:

“Снегирь поел и песенку запел. Это он нас так благодарит!”.

Звучит песенка снегиря.

9. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Логопед:

  “ Молодец, Миша! Как много мы сегодня с тобой сделали и узнали. Мы говорили о том, что зима –  снежная, холодная, с сильной метелью; зимой можно из снега лепить снежки, снеговика, кормить птичек. Чтобы не болеть, надо много гулять, тепло одеваться, принимать витамины”.

Дать витамины ребёнку и гостям.

  “Что-то стало совсем холодно. Пора возвращаться обратно в группу. Попрощайся с гостями, помаши рукой”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Зимние виды спорта"

Цель: закрепить и систематизировать знания и представления детей о зимних видах спорта, с опорой на видеопрезентацию. Задачи.         Образовательные:- расширят...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Зимние загадки»

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.Задачи:Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать св...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (ФФН) на тему: «Помоги Лунтику»

Конспект открытого логопедического занятияв старшей логопедической группе (ФФН) «Помоги Лунтику» Программное содержание:Коррекционно-образовательные задач...

Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе

Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...

Конспект интегрированного физкультурно-логопедического занятия «Зимние забавы»

Проведение интегрированных занятий позволяет детям активизировать, закреплять и обобщать полученные знания и умения в процессе игры-развлечения, где постоянно меняются виды детской деятельности. ...