ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ
статья по теме

Кирсанова Ольга Николаевна

Статья посвящена рассмотрению одной из главных задач дистанционного образования детей с ограниченными возможностями – социализации детей-инвалидов. Раскрывается вопрос влияния ограничений жизнедеятельности на процесс социальной адаптации детей-инвалидов в обычной жизни. Приводятся основные формы социализации используемые при дистанционном образовании в сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirsanova_on_kemerovo_dist_obrasov_detei_invalid_1.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное образование как среда социализации детей- инвалидов

В целом развитие системы дистанционного образования детей-инвалидов, выявление ее потенциальных возможностей можно связать с реализацией основных социальных функций. Исследования выявили, что все социальные группы приобщаются к единой системе социальных норм благодаря деятельности социальных институтов и организаций, транслирующих определенные ценности, нормы и способы поведения. При дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья  Интернет выступает как социокультурный институт, который выполняет ряд функций: информационную, коммуникационную и функцию социализации. Иными словами через дистанционное образование происходит организованная социализация детей-инвалидов. При этом особое внимание уделяется проблеме преодоления инвалидами трудностей интеграции. В данном случае под интеграцией понимается процесс восстановления разрушенных связей детей с ограниченными возможностями, обеспечивающий их включенность в основные сферы жизнедеятельности. Помимо этого Интернет создает для детей-инвалидов новые возможности передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности [1].

Большое значение приобретают исследования в области изучения влияния ограничений жизнедеятельности на процесс социальной адаптации детей-инвалидов в обычной жизни. В процессе исследований подобного рода было доказано, что социальные проблемы обусловлены психологическими факторами, возникшими в результате болезни. Нарушения в здоровье детей приводят к изменениям, как мотивационной сферы, так и их внутреннего мира. Некоторые заболевания имеют свойство менять уровень психических возможностей осуществления личностью многих видов деятельности, в том числе и образовательной. Но при этом исследователями было обнаружено, что ограничения, связанные с заболеваниями, у некоторых детей приводят к активации защитных сил их организма. Защитные механизмы помогают адаптироваться к болезни, однако, у разных людей в разной степени. Группа исследователей отмечают, что инвалидность является системным качеством личности. Выступая как целостная психобиологическая система, она вместе с тем представляет собой совокупность, создающую жизнедеятельность субъекта и систему его отношений. Таким образом, организация системы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья  должна учитывать весь спектр вопросов, которые касаются этой социальной группы при разных видах ограничений жизнедеятельности. Усвоение норм поведения происходит путем подражания и идентификации с другими людьми. Ребенок - инвалид же в силу ограничений жизнедеятельности имеет отличия в аспекте физического развития, специфического восприятия мира, а это не способствует идентификации с другими людьми. Наибольшее значение в этом вопросе приобретает признание ценности уникальности личности. Ребенок должен осознавать свою ценность, уметь ставить перед собой цели собственной деятельности и реализовывать свои замыслы. Все перечисленное возможно в удовлетворенности личности конкретными социальными условиями [2].

Дистанционное образование через Интернет дает возможность активного виртуального общения детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом образуется виртуальный мир, в котором дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют себя защищёнными, могут спокойно взаимодействовать с учителями и другими детьми. Социальная адаптация в сети Интернет может реализоваться через следующие формы активности ребенка-инвалида:  

- взаимодействие с помощью электронной почты, программы Agent, системы Skype, или Web-переписки;

- самопрезентацию через участие в Интернет-олимпиадах, различных Интернет конференциях;

- взаимодействие с себеподобными детьми в целях создания научного продукта;

- объединение в группы по интересам, к примеру, общение на форумах по определенным научным интересам с целью расширения знаний в области определенных предметов;

- создание собственных Интернет-страничек.

Для увеличения эффективности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо разработать систему мониторинга процесса социализации детей-инвалидов в Интернет пространстве. Социализация детей возможна в условиях ликвидации социальных барьеров, препятствующих получению их социального статуса. В качестве основных социальных барьеров выступают установки в отношении детей-инвалидов как лиц более низких возможностей. Реализация социальной функции дистанционного образования, связанной с формированием образовательных общностей, предполагает рассмотрение образования детей с ограниченными возможностями здоровья  на индивидуальном уровне. В процессе этой деятельности развивается ценностностное ориентационное нравственное единство, которое способствует не только созданию коллективного творческого продукта, что уже является высочайшим достижением в создании образовательных общностей, но и формированию опыта включения лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Подобная деятельность учит не только навыкам общения и поведения, но и воспроизводству этих отношений в дальнейшем за пределами данной образовательной общности.

Литература:

1. Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их права на интеграцию в общество: материалы научно- практическая конференция / отв. ред. С. С. Лебедева. СПб.: ГИПСР–СПбПРЦ: «Человек и его здоровье», 2008.

2. Социально-психологическая реабилитация инвалидов в процессе образования: опыт, проблемы: материалы научно- практическая конференция / под ред. С. С. Лебедевой. – СПб., СПбГИПСР, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

Социализация  детей-инвалидов из неблагополучных семей средствами дистанционного обучения: психолого-педагогический аспект

Общеизвестно, что семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. С семьи начинается развитие каждо...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Материалы круглого стола на тему:«Системная работа по социализации детей-инвалидов в коррекционно-образовательном учреждении»

В данном материале представлены рабочие документы по проведению круглого стола и отчет о прведенном мероприятии...

Дистанционное обучение как средство социализации детей-инвалидов

Представленная тема является актуальной в системе инклюзивного образования. В регионе работает инновационная площадка для реализации дистанционного образования детей с ВОЗ. Ребята, включенные в эту пр...

Социальный проект (проект направлен на социализацию детей – инвалидов) "НЕ БУДЕМ В СТОРОНЕ, МЫ ДЕТИ ОДНОГО СОЛНЦА!"

«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»Выготский Л. С.Проблема инвалидности насчитывает многовековую истори...

Презентация "Социализация детей - инвалидов на уроках математики в условиях дистанционного образования."

В презентации показаны несколько  примеров, которые помогут учителю создать благоприятные условия на уроке для социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов....