Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"
статья по теме

Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Воспитатель : Благова М.А.

Ноябрь 2012 учебный год

      Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате 8 вида имеет свои особенности.

       Современные направления организации педагогического процесса представляет собой результат развития взглядов на воспитание и обучение умственно отсталых детей. Известно, что эти взгляды менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.

     Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс в Эпоху Возрождения, активно выступали против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. В Европе Винцент фон Пауль (в Париже), создал учреждение Святого. Лазая(1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они глубоко интересовались возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными и систематизированными в связи с педагогическими исследованиями Я.А. Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинского и др.

    Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке  практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду и Сегвину. Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.

    Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание  уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.

    Взгляды Ж.Демора и О.Декроли на природу умственной отсталости, на возможности коррекционного воздействия в процессе обучения, на соотношение биологических и социальных факторов.

    В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно-развивающего обучения в разные времена менялось. Так, в работах А.М.Граборова (30-40) неоднократно  указывалось, что труд  «обеспечивает психическое развитие умственно отсталого  ребенка».

     Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу развития личности ребенка в число основных принципов обучения.

     В работах В.В. Воронковой («Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе») указывается, что воспитывающая и развивающая направленность обучения слова отнесена к числу основных дидактических принципов.

    У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И.Кузьмицкая, Н.Б.Лурье, О.Л.Селихова, В.А.Сумарокова, Г.М. Дульнев, Л.С. Выгодский, А.Р.Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская.

Большой вклад в развитие отечественной олигофренопедагогики внесли Екатерина Константиновна Грачева, Мария Петровна Постовская, А.Н.Граборов. Они были одними из первых создателей первых учреждений для умственно отсталых детей.

Е.К. Грачева и М.Ф.Постовская были одними из первых создателей первых учреждений для умственно отсталых детей. Более подробно с возникновением учреждений под руководством Екатерины Константиновны Грачевой можно ознакомится в приложении №1.

       Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) – это стойкое недоразвитие познавательной деятельности (особенно мышления), вследствие органического поражения коры головного мозга.

Смотри приложение № 2 (презентация)

Причины:

  1. Эндогенные (внутренние)- наследственные генетические факторы, хромосомные, (олигофрения – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологическая наследственность, хромосомных нарушений)
  2. Экзогенные (внешние) – до родов (пренатального), в период родов (интеронатальные), после родов (постнатального)
  3. Последствия перенесенных организмом вредных воздействий, болезненных процессов в ЦНС (это нарушение уже сформированного интеллекта, поражение на более поздних этапах развития - деменция).

Интеллектуальная недостаточность может проявляться в возрасте 2-3 лет, а также после ЧМТ, шизофрении, эпилепсии, при деменции.

Общие закономерности развития

Специфические закономерности развития умственной отсталости

1

Поступательный, поэтапный характер развития психики.

Замедленный темп развития психики

2

Наличие сенситивных (наиболее благоприятных) периодов в развитии каждой психической функции

Замедленный темп в переработке информации.

3

Прохождение детьми всех периодов (возрастные границы могут быть разными)

Неравномерность физического и психического развития

4

Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функции менее развиты)

5

Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудности словесной регуляции поведения).

 Как мы можем видеть из таблицы недоразвитие познавательных процессов  у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется  - тем, что у них познавательные процессы выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся  сверстников.

  Из- за то, что в процессе познания имеют место элементы недоразвития, дети получают неполные, и искаженные представления об окружающем. Чтобы работа по воспитанию и обучению учащихся школы –интерната была более эффективной необходимо знать и понимать процессы формирования познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью.

1.Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Часто восприятие страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. У умственно отсталых детей восприятие замедленное, требует больше времени , чем у нормально развивающегося ребенка. ( Картинка, текст и т.д).

  1. Дети с трудом выделяют – главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами.
  2. Замедленный темп узнавания, они часто путают графические схожие буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова.
  3. Узкий объем восприятия – нормально развивающийся ребенок видит не один предмет (на который направлен взор), а 6-8 соседних, умственно отсталый – тот объект, который в поле его зрения.
  4. Трудности в восприятии пространства, как следствие трудности в ориентировки в пространстве (лево, право), во времени (части суток). Значительно позднее, чем дети в норме - начинают различать цвета, особенная трудность в различении оттенков.

2.Мышление – главный инструмент познания.

 Мышление – это социально обусловленный, непосредствен связанный с  речью, психический процесс опосредованного отражения действительности, общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей, существующих между ними.

Операции мышления – анализ ( бессистемно, пропуски свойств, вычленение наиболее заметных частей); синтез (неумение устанавливать связи между отдельными частями, для объединение в целое; абстрагирование и обобщение ( не могут понять главного, отвлеченное содержание и перенести это на другие ситуации.. Обобщение – хаотично, без целеустремленности. Отличительной чертой умственно-отсталого учащегося - некритичностью, невозможность самостоятельно оценить свою работу, не замечают своих ошибок. Дети начинают выполнять работу не дослушав инструкцию или задание до конца, не поняв задания, без внутреннего плана действия.

3.Память - сложный познавательный процесс, запоминания, сохранения и воспроизведения прежнего опыта.

Виды памяти:

  1. Эмоциональная
  2. Образную
  3. Словесная – логическую

Продолжительность сохранения информации:

  1. Кратковременную;
  2. Долговременную;
  3. Оперативную 

Процессы памяти:

  1. Запоминание
  2. Сохранение
  3. Воспроизведение

Для умственно-отсталых детей свойственно более позднее формирование процесса – запоминания. Память у У.О. детей характеризуется суженным объемом запоминания материала, неточностью и последовательностью, воспроизведения - неточно, нелепо, непоследовательно. Дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют пользоваться приемами запоминания и припоминания.

Для того чтобы обучение носило достаточно успешный характер необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых детей оно носит фрагментарный характер, отличается неточностью и схематичностью. Из-за бедности жизненного опыта - мыслительные операции – несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

4.Речь – это основное средство общения людей, основа человеческого мышления, она организует все психические процессы человека. У У.О. детей - отмечается  значительное отставание в развитии речи.

        По данным таких дефектологов, как М.Ф.Гнездиловой, В.Г.Петровой у детей с интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи:

  1. Фонетическая
  2. Лексическая
  3. Грамматическая

Наблюдаются различные виды расстройства:

  1. Письма (дисграфия)
  2. Чтения (дислалия)
  3. Снижение потребности в речевом общении
  4. Неточности в слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем

       Отрицательное влияние на произношение умственно отсталых детей оказывает снижение слуха и дефициты речедвигательных органов: языка, губ, твердого и мягкого неба, челюстей, зубов, параличи и парезы в области речевой мускулатуры.

       Недоразвитие лексической стороны речи – проявляется:

  1. В бедности словаря (особенно активного)
  2. Неточности употребления слов
  3. В речи преобладают местоимения
  4. Очень мало прилагательных
  5. Неумение объяснить переносное значение выражений (понять загадку, пословицу…)

  Нарушение грамматики проявляется в нарушении- построении фраз. Важно постоянно побуждать детей к речи, расширять их словарный запас.

5.Внимание- направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Различают – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Недостатки внимания

  1. малая устойчивость (неспособность сосредоточится на деятельности)
  2. трудности распределения внимания (неумение делать два дела одновременно: слушать и рисовать).
  3. Медленное переключение с одной работы на другую
  4. Сужение объема внимания

При умственной отсталости сильно страдает непроизвольное внимание, это связано с тем, что у умственно отсталых дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть они как правило, бросают работу. Но если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

6.личность

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение не только познавательной деятельности, но и своеобразным развитием его личности.

  1. Нарушение высшей нервной деятельности.
  2. Недоразвитие мышления
  3. Познавательной деятельности
  4. Инертность
  5. Снижение активности
  6. Работоспособности

В мотивационно-потребностной сфере из-за недоразвития интеллекта потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными. Высшие духовные потребности развиваются с трудом, со значительным отставанием по сравнению с нормой. Потребности тесно связаны с интересами, интересы умственно отсталых детей – поверхностны, однообразны, неустойчивы.

Эмоционально-волевая сфера

         Воля-  форма психического отражения, отражающегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.

       Эмоции- реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

      Особенности волевых качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью:

  1. Малоинициативны
  2. Не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия
  3. Не в состоянии управлять волевыми действиями
  4. Не умеют действовать в соответствии с перспективными целями
  5. Не могут подчинять свое поведение определенной задачи, спланировать свои действия
  6. Не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.

       У умственно отсталых детей отсутствует самостоятельность и целеустремленность, они импульсивны, не склонны к самостоятельной переработке этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей. Дети с интеллектуальной недостаточностью  легко внушаемы, некритичны, легко отвлекаются от выполнения нужного дела, на игры и развлечения, их легко подговорить сделать что-либо, спровоцировать. Могут проявлять неслыханное упрямство- это следствие незрелости личностной сферы умственно отсталых детей. Воспитание воли – сложный и длительный процесс.

      Эмоции и чувства недостаточно дифференцированы, переживания примитивны и практически отсутствуют тонкие оттенки переживаний (они или довольны, или недовольны). Можно говорить об ограниченности диапазона переживаний с этим связаны частые затруднения в понимании мимики и жестов, изображении эмоций на картинках. Эмоции (приветливость, доверчивость, оживленность) – поверхностны и непрочны, легко переключаются с одного переживания на другое, несамостоятельны, легко внушаемы в поведении, в играх, следуют за другими детьми.

    Симптомы нарушения эмоционально-волевой сферы – раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. У умственно отсталых детей часто бывают – неадекватные, непропорционально своей динамики, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Легко и поверхностно реагируют на тяжелые жизненные ситуации. Резкие смены настроения, бывают долгие необоснованные переживания по незначительном поводу. У одних преобладает – возбуждение, у других торможение. Значительно позднее и с затруднением формирование высших чувств – ответственности, совести, товарищества.

         Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых, совпадают с задачами воспитания и обучения детей вообще, и одновременно специфическими. К общим целям и задачам обучения и воспитания всех детей относятся содействие развитию и выявлению положительных сторон личности и коррекции отрицательных,  воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для педагогов остается актуальным, учет значительно более низкого уровня достигнутых  успехов , применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания, требованию подготовки аномальных детей к активной общественной и полезной деятельности, формированию положительных общечеловеческих качеств. В конечном счете, целью коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни как в обычных для них условиях, так и когда они не выключены из окружающей жизни.

 Используя все познавательные возможности ( особенности мышления, памяти, воображения, восприятия), о чем говорилось раннее, нужно развивать у них навыки необходимые в жизни, чтобы став взрослым, они смогли себя сами обслуживать и выполнять посильную работу. Чувствовать себя  комфортно в семье и в коллективе. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие . Воспитательная работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей , направленных на формирование у них приемов самообслуживания и культурного поведения. В вопросы воспитания входят развитие нравственного, эстетического, правового, физического, трудового воспитания, подготовка к посильным видам труда. Итогом все работы должна быть бытовая ориентировка в социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

статья опубликова в сбонике научных трудов "Комплексное сопровождение детей школьного возраста ос ОВЗ" чебоксары ,2012...

Доклад на тему: Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью...

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...