Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
статья (10 класс)

Олихнович Наталия Владимировна

Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, представлений о предматах, обьектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного разития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олихнович Н.В., учитель

ГБОУ школа-интернат №67 Пушкинского района

                                                                                                   Санкт-Петербурга

Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение)- это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.

Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др.

Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:

зрительное,

слуховое,

осязательное (тактильное),

вкусовое,

обонятельное.

В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры;эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.

Нарушения зрительной сферы обычно проявляются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах.

Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим. Восприятием пространственных отношений, как и временных, дети овладевают с трудом в силу ряда специфических особенностей как одних, так и других отношений (например, абстрактности, относительности и др.).

Итак, у детей указанной категории имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Но, как показывает практика, они постепенно cглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения.

Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.

Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:

игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;

игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.

Доступность. Доступность игры предполагает обеспечение ребенку возможности принимать в наибольшей степени активное участие в выполнении игровых действий. При этом степень самостоятельности ребенка может быть различной. На этапе знакомства с новой игрой ребенок может выполнять игровые действия вместе с взрослым. Взаимодействие со взрослым и интерес к деятельности являются основными показателями доступности (то есть соответствия возможностям) игры для ребенка. На этапе закрепления соответствующих игровых действий предполагается самостоятельная деятельность ребенка, поэтому ему предлагается хорошо знакомая игра.

Связь с жизненным опытом и интересами ребенка. Игра тем понятнее и привлекательнее для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, чем ее содержание ближе к его личному жизненному опыту. В связи с этим содержание предлагаемых игр необходимо строить в опоре на имеющиеся у ребенка знания и опыт деятельности. Таким образом, они будут актуальны, доступны и интересны для ребенка на данный момент. Благодаря этому игры будут способствовать уточнению, закреплению и расширению собственного действенного и чувственного опыта детей, обеспечивать развитие умения применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, для решения разнообразных проблемных ситуаций. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Эмоциональность. Любая игра должна доставлять ребенку много радости: как от самого его процесса, так и от результата, к которому приводит выполнение игровых действий. Радость и удовольствие от участия в игре ребенок с интеллектуальной недостаточностью испытывает не сразу. Зачастую проходит достаточно продолжительное время, когда у ребенка возникают положительные переживания от собственной деятельности. Ускорить этот процесс может эмоциональная ангажированность взрослого, который всеми доступными для него средствами (речь, мимика, пантомимика) старается вызвать у ребенка положительный настрой, эмоциональные реакции (улыбку, смех, удивление и др.). Такое яркое эмоциональное сопровождение взрослым игры постепенно приучает ребенка к тому, чтобы самому проявлять эмоции во время выполнения игровых действий. Помимо этого, эмоциональность проявляется и в положительной оценке деятельности ребенка, его старания и успехов в процессе игры. В процессе игры ребенок всегда достигает успеха, что постепенно развивает в нем чувство уверенности в собственных силах и возможностях

Вариативность. Общеизвестно, что для овладения знаниями и умениями детям с интеллектуальной недостаточностью требуется гораздо большее количество повторений, чем их нормально развивающимся сверстникам. Именно игры, направленные на сенсорное развитие позволяют обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к содержанию и деятельности. Для детей с интеллектуальной недостаточностью частое обращение к одним и тем же дидактическим играм и выполнение однотипных действий не столь утомительно, как для нормально развивающихся. Наоборот, дети с проблемами в интеллектуальном развитии, имея возможность выбора для самостоятельного использования, чаще предпочитают новым играм хорошо знакомые, участие в которых дается им без особого труда и доставляет удовольствие. Следование их желаниям может привести к тому, что они овладеют лишь ограниченным количеством игр и игровых действий и не смогут приобретенные знания и умения перенести в другую ситуацию, на другой материал. Чтобы избежать этого и вместе с тем обеспечить повторность содержания и действий, необходимо предлагать игру вразных вариантах.

Вариативности игр можно достичь за счет внесения изменений в материал, приемы руководства игрой, место проведения игры, количество участников. Внесение изменений хотя бы в один из перечисленных элементов вносит в игру новизну.

Если обучение новой игре осуществляется, как правило, индивидуально, то постепенно в игру можно включить второго ребенка, а позже проводить ее и с большим количеством детей.

Динамичность. Каждая игра — это разворачивающееся во времени действо, которое определяется сменой выполняемых игровых действий. Она увлекает ребенка, если выбирается соответствующий темп выполнения им действий. Этот темп определяет педагог с учетом специфики деятельности каждого ребенка, обеспечивая решение поставленных задач. Особо важно обеспечить темп деятельности детей в случае, когда игра проводится с подгруппой детей. Как правило, степень владения игровыми действиями и темп деятельности детей, даже когда их всего 3-5 человек, различны. Соответственно педагогу необходимо прилагать большие усилия, чтобы обеспечить единый темп деятельности. Для этого ему необходимо, например, оказывать некоторым детям индивидуальную помощь, чтобы они могли успевать за остальными. Благодаря этому все дети в одно время решают игровую задачу и достигают результата игры.

Готовность педагога к проведению игры. Готовность педагога к проведению игры образуется совокупностью следующих умений:

определение места игры в системе коррекционно-развивающей работы;

четкая постановка задач воспитания и обучения в соответствии с программными требованиями;

владение методикой проведения игр с детьми с интеллектуальной недостаточностью:

а) направленность на решение поставленных задач;

б) доскональное знание содержания игры;

в) правильный выбор приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;

г) выбор и подготовка материала для игры;

д) выбор места для игры;

е) поощрение достижений детей;

ж) способность к рефлексии собственной деятельности по проведению игр и самосовершенствованию.

Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.

Сенсорное развитие осуществляется:

- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.

- в играх с природным, бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;

- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.;

- в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;

- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни

- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию;

- в индивидуальной коррекционной работе.

Заключение:

Учитывая психофизические особенности своих воспитанников, занятия я провожу в игровой форме, используя различные дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые, сюжетно-ролевые и подвижные игры.

От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир и безусловно будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Статья «Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации,которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках,запахах,разных вкусах. Развитие ощущений и восприятий, представлен...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...