по самообслуживанию для 2-го класса
рабочая программа по теме

данная рабочая программа по самообслуживанию составлена для учащихся 2го класса с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_samoobsluzhivanie.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

«рассмотрено на заседании  МО»

Председатель МО  


_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.


«согласовано»

заместитель директора по УВР


____        /_________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г

«утверждено»

Директор ГКУ ДДИ «Южное Бутово»


_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по самообслуживанию, 2 класс

Никифоровой Натальи Александровны

Государственное казённое  учреждение

Детский дом-интернат «Южное Бутово»

2012 – 2013 учебный год


Содержание

1. Паспорт рабочей программы……………………………………………...2

2. Пояснительная записка…………………………………………………….4

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  самообслуживания во втором классе……………………………………………6

4. Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по самообслуживанию………………………………10

5.1. Описание учебно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса………………………………………………………….15

5.2. Описание  материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса………………………………………………………….16


1. Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа для детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в учреждениях социальной защиты населения города  Москвы.

Статус программы: рабочая программа  учебной дисциплины

Назначение программы:

- для воспитанников ГКУ ДДИ «Южное Бутово», коррекционно-развивающая образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- Категория обучающихся: учащиеся 2 класса ГКУ Детского дома-интерната для умственно отсталых детей «Южное Бутово» ДСЗН города Москвы».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  33 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.


2. Пояснительная записка.

               Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене. В первые четыре года обучения  в учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Однако успех овладения этими навыками детьми с умеренной  умственной отсталостью может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.

             На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Для этого урок должен быть оборудован необходимыми пособиями (специально изготовленные полотна для обучения шнурованию, застегиванию пуговиц и т. д., картины, таблицы).

            Основная воспитательная задача по данному разделу работы — прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей заданиях по самообслуживанию. Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с  воспитателями, родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье.

            Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые у них. Особенно рекомендуется в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников — умения ухаживать за младшими.

Рабочая программа по самообслуживанию для воспитанников учреждений социальной защиты населения города Москвы составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1. Приказа ДСЗН города Москвы № 1891 от 16.08.10 «Об утверждении учебных планов общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах – интернатах для умственно отсталых детей Департамента социальной защиты населения города Москвы».

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

3. Программы обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью, 1984 г.

4. Учебного плана общего образования детей со средней и тяжелой

степенью умственной отсталости, проживающих в детском  доме – интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы»  от 27 августа 2012 года.

        Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний,     умений и навыков на базовом уровне.

  Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Задачи:

        

- прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей заданиях по самообслуживанию;

- корректировать и развивать сенсорные и познавательные процессы, личностные качества ребенка;

- корректировать нарушения эмоционально-личностной сферы;

- развивать речь и обогащать словарь;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость,           настойчивость, любознательность.

Основной формой организации учебного процесса по предмету  

«Самообслуживание» является – урок, урок-практическая работа.  

        

Основные технологии обучения: 

  1. личностно-ориентированные,
  2. деятельностный подход,
  3. уровневая дифференциация,
  4. информационно-коммуникативные,
  5. здоровьесберегающие,
  6. игровые.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.


3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения самообслуживания во втором классе.

Учащиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:

Части суток (утро, день, вечер, ночь). Режим дня, режимные моменты. Правила поведения.

Внешний вид. Опрятность, аккуратность.

Части тела и лица: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, лоб, подбородок, затылок, щеки, губы.

Порядок, чистота, уборка.

Посуда: тарелка, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, кастрюля, сковорода, чайник.

Одежда, уход за одеждой, чистка щеткой, стирка.

Обувь, уход за обувью, крем для обуви, щетка для обуви.

Зеркало, мыло, зубная паста и щетка, стиральный порошок.

   

Учащиеся должны овладеть следующими универсальными действиями:

Называть части суток, порядок их следования. Перечислять режимные моменты.

 

Показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, лоб, подбородок, затылок, щеки, губы.

Пользоваться туалетом, входит из туалета чистыми и одетыми.

Мыть руки после туалета и перед едой.

Пользоваться носовым платком.

Уметь причесываться и следить за аккуратностью волос.

Приводить себя в порядок с помощью зеркала и без него.

Следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в штаны застегивать рубашку и штаны на вес пуговицы,   натягивать колготки,  расправлять складки.

Знать, в каком порядке надевать предметы одежды.

Отличать лицевую сторону от изнанки.

Застегивать и расстегивать пуговицы.

Различать обувь для правой и левой ноги.

Шнуровать ботинки и развязывать завязанные шнурки.

Содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности.

Правильно вести себя за столом.

Называть назначение предметов посуды и использовать их соответственно.

Обращаться к взрослым за помощью, благодарить за оказанную помощь.


 

Личностные универсальные учебные действия:

Положительно относиться к урокам самообслуживания.

Понимать  необходимость  уроков самообслуживания.

Стать более успешным в учебной деятельности.

Принятие образца «Хорошего ученика».

С заинтересованностью воспринимать  учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Ориентироваться на понимание причин своих успехов в учебной деятельности

Самостоятельно  оценивать собственную деятельность.

Осознавать смысл,  оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

Осознавать смысл,  оценивать и анализировать поступки других людей с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства. окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Сравнивать различные  точки зрения.

Считаться с мнением другого человека.

Придерживаться основных правил и норм природоохранного и здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действии:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Планировать свои действия для выполнения конкретного задания.

Учитывать установленные правила поведения на уроках математики.

Проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, др. людей.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.

Различать оттенки лексических значений слов.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Использовать схемы, рисунки  для решения поставленных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Учитывать мнение сверстников и стремиться наладить с ними  общение.

Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить с ними общение.

При помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Самостоятельно формулировать свою точку зрения.

Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.

Удерживать  логику повествования на заданную тему.

Осуществлять взаимоконтроль.        

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


4. Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по самообслуживанию.



Тема

(содержание)


Кол-во

часов


Дата

Планируемые результаты


Примечание

Базовые понятия

Универсальные учебные действия

1


Режим дня

Режим дня, режимные моменты

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Называть части суток

Перечислять режимные моменты

Обращать к взрослым за помощью

Благодарить за оказанную помощь

2

Гигиена тела

Внешний вид

Опрятность Аккуратность

Туалетная бумага

Мыло  

Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми

Соблюдать последовате-льность при мытье рук

3

Уход за одеждой, обувью

Одежда

Обувь

Аккуратность

Порядок

Аккуратно складывать одежду

Ставить обувь на место

4

Правила поведения за столом

Аккуратность

Чашка, ложка, тарелка, салфетка

Правила


Уметь аккуратно есть

Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой

Правильно вести себя за столом

5

Режим дня

Режим дня, режимные моменты

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Называть части суток

Перечислять режимные моменты

Обращать к взрослым за помощью

Благодарить за оказанную помощь

6

Уборка в классе

Порядок

Чистота

Вытирать пыль

Протирать листья комнатных растений

7

Гигиена тела

Внешний вид

Опрятность Аккуратность  

Мыть руки после туалета и перед едой

Пользоваться носовым платком

8

Режим дня

Режим дня, режимные моменты

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Называть части суток

Перечислять режимные моменты

Обращать к взрослым за помощью

Благодарить за оказанную помощь

9

Гигиена тела

Части тела и лица

Зеркало

Называть, показывать части тела и лица

Оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него

10

Уход за одеждой, обувью

Одежда, обувь

Аккуратность

Порядок, чистота

Стиральная машина

Стиральный порошок

 Щетки для одежды, обуви

Крем для обуви

Аккуратно складывать свою одежду

Чистить одежду щеткой

11

Правила поведения за столом

Аккуратность

Чашка, ложка, тарелка, салфетка

Правила

Уметь аккуратно есть

Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой

Правильно вести себя за столом

12

Режим дня

Режим дня

Режимные моменты

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Называть части суток

Перечислять режимные моменты

Обращать к взрослым за помощью

Благодарить за оказанную помощь

13

Гигиена тела

Внешний вид

Опрятность Аккуратность  

Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми

Соблюдать последовательность при мытье рук

14

Уход за одеждой, обувью

Одежда, обувь

Аккуратность

Порядок, чистота

Стиральная машина

Стиральный порошок

 Щетки для одежды, обуви

Крем для обуви

Аккуратно складывать свою одежду

Чистить одежду щеткой

Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви

15

Правила поведения за столом

Аккуратность

Чашка, ложка, тарелка, салфетка

Правила

Уметь аккуратно есть

Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой

Правильно вести себя за столом

16

Генеральная уборка в классе

Порядок

Чистота

Вытирать пыль

Протирать листья комнатных растений

Мыть стены

17

Режим дня

Режим дня, режимные моменты

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Называть части суток

Перечислять режимные моменты

Обращать к взрослым за помощью

Благодарить за оказанную помощь

18

Гигиена тела

Зубная щетка, зубная паста

Расческа

Зеркало

Пользоваться зубной щеткой

Пользоваться расческой

19

Уход за одеждой, обувью

Одежда, обувь

Аккуратность

Порядок, чистота

Стиральная машина

Стиральный порошок

 Щетки для одежды, обуви

Крем для обуви

Аккуратно складывать свою одежду

Чистить одежду щеткой

Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви

20

Правила поведения за столом

Аккуратность

Чашка, ложка, тарелка, салфетка

Правила

Уметь аккуратно есть

Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой

Правильно вести себя за столом

21

Уборка в классе

Порядок

Чистота

Вытирать пыль

Протирать листья комнатных растений

22

Навыки одевания, раздевания

Самостоятельность

Пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнурки

Самостоятельно одеваться, раздеваться

Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки

Завязывать шнурки

23

Гигиена тела

Внешний вид

Опрятность Аккуратность

Туалетная бумага

Мыло  

Носовой платок

Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми

Соблюдать последовательность при мытье рук

Пользоваться носовым платком

24

Уход за одеждой, обувью

Одежда, обувь

Аккуратность

Порядок, чистота

Стиральная машина

Стиральный порошок

 Щетки для одежды, обуви

Крем для обуви

Аккуратно складывать свою одежду

Чистить одежду щеткой

Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви

25

Правила поведения за столом

Аккуратность

Чашка, ложка, тарелка, салфетка

Правила

Уметь аккуратно есть

Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой

Правильно вести себя за столом

26

Режим дня

Режим дня

Режимные моменты

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Называть части суток

Перечислять режимные моменты

Обращать к взрослым за помощью

Благодарить за оказанную помощь

27

Уборка в классе

Порядок

Чистота

Вытирать пыль

Протирать листья комнатных растений

28

Навыки одевания, раздевания

Самостоятельность

Пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнурки

Самостоятельно одеваться, раздеваться

Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки

Завязывать шнурки

29

Гигиена тела

Зубная щетка, зубная паста

Расческа

Зеркало

Пользоваться зубной щеткой

Пользоваться расческой

Приводить себя в порядок с помощью зеркала и без него

30

Правила поведения за столом

Аккуратность

Чашка, ложка, тарелка, салфетка

Правила

Уметь аккуратно есть

Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой

Правильно вести себя за столом

31

Режим дня

Режим дня

Режимные моменты

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Называть части суток

Перечислять режимные моменты

Обращать к взрослым за помощью

Благодарить за оказанную помощь

32

Навыки одевания, раздевания

Самостоятельность

Пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнурки

Самостоятельно одеваться, раздеваться

Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки

Завязывать шнурки

33

Генеральная уборка в классе

Порядок

Чистота

Вытирать пыль

Протирать листья комнатных растений

Мыть стены

5.1. Описание учебно-методического  обеспечения коррекционно-развивающего процесса.


п/п

Название

Автор

Выходные данные

1

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

М.: Просвещение, 2005

2

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида

М.:Просвещение, 2006

3

Программа обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью

М., 1984

4

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Г.А. Османова

СПб.: 2008


5.2. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

  1. Плакаты, предметные и сюжетные картинки по темам «Гигиена», «Части тела»,  «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Правила поведения за столом».
  2. Предметы гигиены: мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, туалетная бумага, носовой, платок, полотенце, расческа.
  3. Щетка для одежды, щетка для обуви, крем для обуви.
  4. Магнитофон, диски с детскими песенками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание", 1 класс

Рабочая программа создана для работы с  детьми с выраженным недоразвитием интеллекта...

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»

Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»

Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...

Конспект урока по предмету самообслуживание для учащихся 6 класса СД "Виды обуви и её назначение. Уход за обувью"

Урок предназначен для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по II варианту по предмету самообслуживание...

Конспект урока по предмету самообслуживание для учащихся 6 класса СД "Посуда"

Урок предназначен для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе II варианта...