по самообслуживанию для 2-го класса
рабочая программа по теме
данная рабочая программа по самообслуживанию составлена для учащихся 2го класса с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_samoobsluzhivanie.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
«рассмотрено на заседании МО» Председатель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «согласовано» заместитель директора по УВР ____ /_________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г | «утверждено» Директор ГКУ ДДИ «Южное Бутово» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по самообслуживанию, 2 класс
Никифоровой Натальи Александровны
Государственное казённое учреждение
Детский дом-интернат «Южное Бутово»
2012 – 2013 учебный год
Содержание
1. Паспорт рабочей программы……………………………………………...2
2. Пояснительная записка…………………………………………………….4
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения самообслуживания во втором классе……………………………………………6
4. Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по самообслуживанию………………………………10
5.1. Описание учебно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса………………………………………………………….15
5.2. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса………………………………………………………….16
1. Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа для детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в учреждениях социальной защиты населения города Москвы.
Статус программы: рабочая программа учебной дисциплины
Назначение программы:
- для воспитанников ГКУ ДДИ «Южное Бутово», коррекционно-развивающая образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- Категория обучающихся: учащиеся 2 класса ГКУ Детского дома-интерната для умственно отсталых детей «Южное Бутово» ДСЗН города Москвы».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 33 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
2. Пояснительная записка.
Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене. В первые четыре года обучения в учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Однако успех овладения этими навыками детьми с умеренной умственной отсталостью может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.
На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Для этого урок должен быть оборудован необходимыми пособиями (специально изготовленные полотна для обучения шнурованию, застегиванию пуговиц и т. д., картины, таблицы).
Основная воспитательная задача по данному разделу работы — прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей заданиях по самообслуживанию. Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с воспитателями, родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье.
Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые у них. Особенно рекомендуется в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников — умения ухаживать за младшими.
Рабочая программа по самообслуживанию для воспитанников учреждений социальной защиты населения города Москвы составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказа ДСЗН города Москвы № 1891 от 16.08.10 «Об утверждении учебных планов общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах – интернатах для умственно отсталых детей Департамента социальной защиты населения города Москвы».
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
3. Программы обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью, 1984 г.
4. Учебного плана общего образования детей со средней и тяжелой
степенью умственной отсталости, проживающих в детском доме – интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы» от 27 августа 2012 года.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Задачи:
- прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей заданиях по самообслуживанию;
- корректировать и развивать сенсорные и познавательные процессы, личностные качества ребенка;
- корректировать нарушения эмоционально-личностной сферы;
- развивать речь и обогащать словарь;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Самообслуживание» является – урок, урок-практическая работа.
Основные технологии обучения:
- личностно-ориентированные,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения самообслуживания во втором классе.
Учащиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Режим дня, режимные моменты. Правила поведения.
Внешний вид. Опрятность, аккуратность.
Части тела и лица: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, лоб, подбородок, затылок, щеки, губы.
Порядок, чистота, уборка.
Посуда: тарелка, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, кастрюля, сковорода, чайник.
Одежда, уход за одеждой, чистка щеткой, стирка.
Обувь, уход за обувью, крем для обуви, щетка для обуви.
Зеркало, мыло, зубная паста и щетка, стиральный порошок.
Учащиеся должны овладеть следующими универсальными действиями:
Называть части суток, порядок их следования. Перечислять режимные моменты.
Показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, лоб, подбородок, затылок, щеки, губы.
Пользоваться туалетом, входит из туалета чистыми и одетыми.
Мыть руки после туалета и перед едой.
Пользоваться носовым платком.
Уметь причесываться и следить за аккуратностью волос.
Приводить себя в порядок с помощью зеркала и без него.
Следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в штаны застегивать рубашку и штаны на вес пуговицы, натягивать колготки, расправлять складки.
Знать, в каком порядке надевать предметы одежды.
Отличать лицевую сторону от изнанки.
Застегивать и расстегивать пуговицы.
Различать обувь для правой и левой ноги.
Шнуровать ботинки и развязывать завязанные шнурки.
Содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности.
Правильно вести себя за столом.
Называть назначение предметов посуды и использовать их соответственно.
Обращаться к взрослым за помощью, благодарить за оказанную помощь.
Личностные универсальные учебные действия:
Положительно относиться к урокам самообслуживания.
Понимать необходимость уроков самообслуживания.
Стать более успешным в учебной деятельности.
Принятие образца «Хорошего ученика».
С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
Мотивировать свои действия.
Ориентироваться на понимание причин своих успехов в учебной деятельности
Самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Осознавать смысл, оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.
Осознавать смысл, оценивать и анализировать поступки других людей с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства. окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Сравнивать различные точки зрения.
Считаться с мнением другого человека.
Придерживаться основных правил и норм природоохранного и здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действии:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Планировать свои действия для выполнения конкретного задания.
Учитывать установленные правила поведения на уроках математики.
Проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности.
Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, др. людей.
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности.
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.
Различать оттенки лексических значений слов.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Использовать схемы, рисунки для решения поставленных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
Учитывать мнение сверстников и стремиться наладить с ними общение.
Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить с ними общение.
При помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Самостоятельно формулировать свою точку зрения.
Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.
Удерживать логику повествования на заданную тему.
Осуществлять взаимоконтроль.
Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
4. Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по самообслуживанию.
№ | Тема (содержание) | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Примечание | |
Базовые понятия | Универсальные учебные действия | |||||
1 | Режим дня | Режим дня, режимные моменты Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Называть части суток Перечислять режимные моменты Обращать к взрослым за помощью Благодарить за оказанную помощь | |||
2 | Гигиена тела | Внешний вид Опрятность Аккуратность Туалетная бумага Мыло | Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми Соблюдать последовате-льность при мытье рук | |||
3 | Уход за одеждой, обувью | Одежда Обувь Аккуратность Порядок | Аккуратно складывать одежду Ставить обувь на место | |||
4 | Правила поведения за столом | Аккуратность Чашка, ложка, тарелка, салфетка Правила | Уметь аккуратно есть Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой Правильно вести себя за столом | |||
5 | Режим дня | Режим дня, режимные моменты Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Называть части суток Перечислять режимные моменты Обращать к взрослым за помощью Благодарить за оказанную помощь | |||
6 | Уборка в классе | Порядок Чистота | Вытирать пыль Протирать листья комнатных растений | |||
7 | Гигиена тела | Внешний вид Опрятность Аккуратность | Мыть руки после туалета и перед едой Пользоваться носовым платком | |||
8 | Режим дня | Режим дня, режимные моменты Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Называть части суток Перечислять режимные моменты Обращать к взрослым за помощью Благодарить за оказанную помощь | |||
9 | Гигиена тела | Части тела и лица Зеркало | Называть, показывать части тела и лица Оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него | |||
10 | Уход за одеждой, обувью | Одежда, обувь Аккуратность Порядок, чистота Стиральная машина Стиральный порошок Щетки для одежды, обуви Крем для обуви | Аккуратно складывать свою одежду Чистить одежду щеткой | |||
11 | Правила поведения за столом | Аккуратность Чашка, ложка, тарелка, салфетка Правила | Уметь аккуратно есть Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой Правильно вести себя за столом | |||
12 | Режим дня | Режим дня Режимные моменты Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Называть части суток Перечислять режимные моменты Обращать к взрослым за помощью Благодарить за оказанную помощь | |||
13 | Гигиена тела | Внешний вид Опрятность Аккуратность | Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми Соблюдать последовательность при мытье рук | |||
14 | Уход за одеждой, обувью | Одежда, обувь Аккуратность Порядок, чистота Стиральная машина Стиральный порошок Щетки для одежды, обуви Крем для обуви | Аккуратно складывать свою одежду Чистить одежду щеткой Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви | |||
15 | Правила поведения за столом | Аккуратность Чашка, ложка, тарелка, салфетка Правила | Уметь аккуратно есть Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой Правильно вести себя за столом | |||
16 | Генеральная уборка в классе | Порядок Чистота | Вытирать пыль Протирать листья комнатных растений Мыть стены | |||
17 | Режим дня | Режим дня, режимные моменты Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Называть части суток Перечислять режимные моменты Обращать к взрослым за помощью Благодарить за оказанную помощь | |||
18 | Гигиена тела | Зубная щетка, зубная паста Расческа Зеркало | Пользоваться зубной щеткой Пользоваться расческой | |||
19 | Уход за одеждой, обувью | Одежда, обувь Аккуратность Порядок, чистота Стиральная машина Стиральный порошок Щетки для одежды, обуви Крем для обуви | Аккуратно складывать свою одежду Чистить одежду щеткой Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви | |||
20 | Правила поведения за столом | Аккуратность Чашка, ложка, тарелка, салфетка Правила | Уметь аккуратно есть Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой Правильно вести себя за столом | |||
21 | Уборка в классе | Порядок Чистота | Вытирать пыль Протирать листья комнатных растений | |||
22 | Навыки одевания, раздевания | Самостоятельность Пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнурки | Самостоятельно одеваться, раздеваться Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки Завязывать шнурки | |||
23 | Гигиена тела | Внешний вид Опрятность Аккуратность Туалетная бумага Мыло Носовой платок | Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми Соблюдать последовательность при мытье рук Пользоваться носовым платком | |||
24 | Уход за одеждой, обувью | Одежда, обувь Аккуратность Порядок, чистота Стиральная машина Стиральный порошок Щетки для одежды, обуви Крем для обуви | Аккуратно складывать свою одежду Чистить одежду щеткой Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви | |||
25 | Правила поведения за столом | Аккуратность Чашка, ложка, тарелка, салфетка Правила | Уметь аккуратно есть Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой Правильно вести себя за столом | |||
26 | Режим дня | Режим дня Режимные моменты Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Называть части суток Перечислять режимные моменты Обращать к взрослым за помощью Благодарить за оказанную помощь | |||
27 | Уборка в классе | Порядок Чистота | Вытирать пыль Протирать листья комнатных растений | |||
28 | Навыки одевания, раздевания | Самостоятельность Пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнурки | Самостоятельно одеваться, раздеваться Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки Завязывать шнурки | |||
29 | Гигиена тела | Зубная щетка, зубная паста Расческа Зеркало | Пользоваться зубной щеткой Пользоваться расческой Приводить себя в порядок с помощью зеркала и без него | |||
30 | Правила поведения за столом | Аккуратность Чашка, ложка, тарелка, салфетка Правила | Уметь аккуратно есть Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой Правильно вести себя за столом | |||
31 | Режим дня | Режим дня Режимные моменты Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Называть части суток Перечислять режимные моменты Обращать к взрослым за помощью Благодарить за оказанную помощь | |||
32 | Навыки одевания, раздевания | Самостоятельность Пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнурки | Самостоятельно одеваться, раздеваться Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки Завязывать шнурки | |||
33 | Генеральная уборка в классе | Порядок Чистота | Вытирать пыль Протирать листья комнатных растений Мыть стены |
5.1. Описание учебно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
№ п/п | Название | Автор | Выходные данные |
1 | Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта по воспитанию культурно-гигиенических навыков | Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева | М.: Просвещение, 2005 |
2 | Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида | М.:Просвещение, 2006 | |
3 | Программа обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью | М., 1984 | |
4 | Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики | Г.А. Османова | СПб.: 2008 |
5.2. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
- Плакаты, предметные и сюжетные картинки по темам «Гигиена», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Правила поведения за столом».
- Предметы гигиены: мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, туалетная бумага, носовой, платок, полотенце, расческа.
- Щетка для одежды, щетка для обуви, крем для обуви.
- Магнитофон, диски с детскими песенками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание", 1 класс
Рабочая программа создана для работы с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта...
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»
Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»
Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Правила культурного поведения за столом. Моделирование реальных ситуаций»
Цели: добиваться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом....
Конспект урока по предмету самообслуживание для учащихся 6 класса СД "Виды обуви и её назначение. Уход за обувью"
Урок предназначен для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по II варианту по предмету самообслуживание...
Конспект урока по предмету самообслуживание для учащихся 6 класса СД "Посуда"
Урок предназначен для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе II варианта...