Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание", 1 класс
рабочая программа на тему

Рабочая программа создана для работы с  детьми с выраженным недоразвитием интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_i_samoobsluzhivanie.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Гигиена и самообслуживание» в 1 классе

Для детей с выраженным недоразвитием интеллекта

Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа составлена на основе программно – методических материалов И.М.Бгажноковой (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)

Цели и задачи программы:

Курс «Гигиена и самообслуживание» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью обеспечить представления школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью о человеке, как о разумном существе, о его поведении в социуме, о его жизнедеятельности.

Задачами обучения гигиене и самообслуживанию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

- формирование положительного эмоционального отношения и интереса к деятельности и ее результатам;

- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки;

- воспитание чистоплотности и аккуратности;

- обучение детей навыками самообслуживания.

  1. Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 66 учебных часов для обязательных уроков «Гигиена и самообслуживание» в 1 классе для детей с выраженным недоразвитием интеллекта из расчета 2 учебных часа в неделю. Программой предусмотрены занятия по нескольким разделам.

  1. Форма организации образовательного процесса

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения гигиене и самообслуживанию школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картинок и т. п.;

— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

— наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми;

— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного их восприятия;

  1. Учебно – методический комплект      

Программно – методических материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа имеет 9 содержательных разделов: «организация работы в классе», «Безопасность на улице», «Пожарная безопасность», «Строение человека, сбережение своего здоровья», «Самообслуживание: одежда и обувь», «Режим питания, правила питания», «Правила поведения в социуме», «Охрана своего здоровья», «Безопасность на природе».

Наименование разделов

Наименование темы

Количество часов

всего

Контрольные, практические работы, экскурсии

Раздел 1.

Организация работы в классе

Вводное занятие.

Я – дежурный (обязанности дежурного). Практическое занятие: уборка класса.

Организация рабочего места ученика.

4

1

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Обязанности дежурного;
  2. Порядок уборки помещения;

Уметь:

  1. Рационально организовать свое рабочее место;
  2. Уметь производить влажную уборку помещения.

Раздел 2.

Безопасность на улице

Правила поведения на улице.

Основные правила дорожного движения.

Практическое занятие: переход через улицу.

Практическое занятие: переход через железную дорогу.

Безопасность на улице: встреча с незнакомыми людьми.

Игра – драматизация: незнакомый человек.

7

3

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Где можно играть и где нельзя;
  2. Основные правила дорожного движения
  3. Как вести себя при встрече с незнакомым человеком.

Уметь:

  1. Переходить улицу и железную дорогу.

Раздел 3.

Пожарная безопасность

Безопасность в доме.

Пожарная безопасность: огонь – друг.

Пожарная безопасность: огонь – враг.

Практическое занятие: эвакуация при пожаре.

4

1

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Опасные места и предметы в доме;
  2. О пользе и опасности огня.

Уметь:

  1. Покидать «горящее» помещение организованно.

Раздел 4.

Строение человека, сбережение своего здоровья

Режим дня школьника.

Прогулка и ее значение.

Человек: строение.

Игра – импровизация: что умеет твоё тело.

Лицо в зеркале.

Гигиена органов слуха.

Гигиена полости рта.

Практическое занятие: как правильно чистить зубы.

Наши руки.

Чистота рук – залог здоровья.

Практическое занятие: как мыть руки.

Утренний и вечерний туалет.

Баня.

Правила пользования туалетом.

Зарядка и её значение.

Сон, его значение.

Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр» 

18

3

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Режим дня;
  2. Основные части тела и лица человека

Уметь:

  1. Правильно чистить зубы и уши;
  2. Правильно мыть руки;
  3. Пользоваться туалетом;
  4. Делать зарядку.

Раздел 5.

Самообслуживание: одежда и обувь

Практическое занятие: одень одежду правильно.

Уход за одеждой.

Практическое занятие: уход за одеждой. Уход за обувью.

Практическое занятие: уход за обувью.

Как одеться, если холодно?

Практическое занятие: одень куклу на зимнюю прогулку.

6

4

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Названия одежды и обуви;

Уметь:

  1. Ухаживать за одеждой и обувью;
  2. Застегивать пуговицы и молнии;
  3. Одеваться «по погоде».

Раздел 6.

Режим питания, правила питания

Режим питания.

Продукты питания.

Хлеб – всему голова.

Экскурсия в магазин.

Самые полезные продукты: овощи, фрукты.

Посуда, ее назначение.

Экскурсия на кухню.

Правила поведения за столом.

Практическое занятие: за обедом.

10

3

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Режим питания;
  2. Названия продуктов питания;
  3. Названия предметов посуды и ее назначение;

Уметь:

  1. Уметь правильно держать ложку, правильно сидеть за столом.

Раздел 7.

Правила поведения в социуме

«Волшебные слова».

Знакомство.

Как вести себя в гостях.

Практическое занятие: мы вежливые.

Как вести себя в библиотеке.

Практическое занятие: экскурсия в библиотеку.

6

2

В результате изучения темы ученик должен

Уметь:

  1. Вести себя в социуме;
  2. Сформулировать свою просьбу.

Раздел 8.

Охрана своего здоровья.

Первая помощь: что делать, если поранился.

Несчастный случай – кого позвать?

Где покупать лекарства?

Практическое занятие: экскурсия в аптеку.

Лекарственные растения: подорожник.

Практическое занятие: где растёт подорожник.

6

2

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Куда обратиться при несчастном случае;
  2. Назначение аптеки.

Уметь:

  1. Где растет подорожник;
  2. Узнавать подорожник;
  3. Оказать себе помощь при незначительном ранении.

Раздел 9.

Безопасность на природе

Безопасность при общении с животными.

Правила поведения в лесу.

Практическое занятие: прогулка в лес. Правила поведения на воде.

4

1

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Какую опасность представляют животные;

Уметь:

  1. Вести себя на воде, в лесу.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  1. Иметь представления о человеке, как о разумном существе;
  2. Осознавать себя в социуме;
  3. Взаимодействовать с детьми и взрослыми;
  4. Иметь представление о половой принадлежности;
  5. Различать и называть части тела и лица человека;
  6. Правильно ухаживать за полостью рта и ушами;
  7. Заботиться о своем здоровье, сообщать взрослым о своем самочувствии;
  8. Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
  9. Соблюдать опрятный внешний вид в повседневной жизни;
  10. Выполнять правила поведения на улице, на дороге, на природе, на воде, во время пожара.

Литература:

Программно – методических материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...