Календарно-тематическое планирование уроков труда в 9 классе (для детей с глубокой умственной отсталостью).
календарно-тематическое планирование по теме
Пояснительная записка.
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений и дворников. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией по уровню сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_po_trudu_9_klass.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа- интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. села Камышла
Календарно-тематическое планирование уроков труда
в 9 классе
(для детей с глубокой умственной отсталостью).
Составила:
Учитель класса для детей
с глубокой умственной отсталостью
Шайхутдинова Надия Мифтаховна
Подготовка младшего обслуживающего персонала.
9 классы.
Пояснительная записка.
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений и дворников. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией по уровню сложности.
Занятия по обслуживающему труду направлены на:
- коррекцию личности умственно отсталого ребенка.
- практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
- формирование у них знаний, умений, навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
Школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения дворников, цветоводов и садоводов.
При обучении детей, для которых предназначена данная программа, большую трудность представляет формирование знаний и общетрудовых умений. Для успешного решения этих задач необходимо использовать специфические для вспомогательной школы методы обучения: опора на наглядность, включение в подготовленную деятельность предметных действий, проговаривание вслух, работа с демонстрационными технологическими картами, дидактические игры. Особое внимание уделяется повторению учебного материала. Предлагаются образцы для подражания, например, образцово убранный участок, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях.
Формирование у учащихся трудовые навыки должны быть в итоге профессиональными как по темпу работы, так и по содержанию двигательной программы трудового приема.
Количество часов на темы и порядок прохождения тем являются примерными. Они могут изменяться учителем в зависимости от имеющихся условий обучения. Темы, для изучения которых нет соответствующих условий, заменяются другими.
Теоретическое обучение проходит в школе, в специально оборудованном кабинете. Он должен быть оснащен рабочими столами, уборочным инвентарем и предметами санитарного оборудования. Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. Желательно также иметь теплицу.
Для хранения уборочного инвентаря в кабинете или подсобном помещении располагают специальные стойки. Метла, совки, лопаты и.т.д. хранятся в стойках с пазами для каждого инвентарной единицы. Школьники работают только с индивидуальными орудиями труда. Для этого пазы в стойках и ручки орудий труда нумеруются. Тряпки маркируются в соответствии с назначением и в чистом виде располагаются на вешалках-сушилках в подсобном помещении.
Программа содержит темы по цветоводству, декоративному садоводству и по подготовке дворника.
Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами), способствует социальной адаптации ребят.
Предлагаемая программа содержит, в основном, сведения по технологии работ с учетом нравственного воспитания и развития учащихся. Необходимо уделять большое внимание воспитанию доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь друг другу. Особое значение придается коммуникабельных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе дворником предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом, в том числе различными службами; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми.
Учащиеся должны четко усвоить должностную инструкцию и научиться выполнять свои обязанности в точном соответствии с ней. Для этого на начальном этапе обучения большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.
Обязательным при обучении является изучение техники безопасности при работе на всех рабочих местах.
Программа по обслуживающему труду
для детей с глубокой умственной отсталостью.
9 класс ( 476 час ).
Цель: ознакомление учащихся с функциональными обязанностями дворника на примере выполнения работ по уборке школьного двора и пришкольного участка.
Уборка в летнее, осеннее, весеннее время дорожек, газонов, твердых покрытий.
Тематика:
1.инструменты и хозинвентарь.
2. правила техники безопасности.
3. виды покрытий (твердое, грунтовое, газон)
4. сбор и утилизация мусора
Практические работы:
- подметание дорожек, площадок с различным видом покрытий.
- сбор, переноска, утилизация мусора.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- название инструментов и хозинвентаря (метла, лопата, грабли, совок, контейнер для мусора, спецодежда: халат, рукавицы).
- назначение и устройство инструментов (лопата, грабли, метла).
- порядок хранения инструментов и хозинвентаря.
- правила техники безопасности при работе с инструментами и хозинвентарем.
Учащиеся должны уметь:
- применять инструменты и Хозинвентарь по назначению, хранить его.
- применять правила техники безопасности на практике
- производить подметание твердых покрытий по образцу убранного участка.
- производить сгребание листвы по образцу убранного участка.
- производить перенос мусора.
Уход за зелеными насаждениями.
Тематика:
- инструменты и инвентарь.
- правила техники безопасности.
- виды зеленых насаждений.
- осенняя перекопка почвы.
- обрезка кустарника.
Практические работы:
- определение зеленых насаждений на конкретном участке.
- перекопка приствольных кругов.
- обрезка сухих переломанных веток.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в задании с помощью учителя.
- применять инструмент по назначению.
- применять правила техники безопасности.
- производить перекопку почвы.
Учащиеся должны знать:
- названия инструментов для ухода за зелеными насаждениями (лопата, грабли, секатор).
- назначение, исправное состояние инвентаря, порядок хранения инвентаря.
- правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Отработка приемов уборки школьной территории в зимнее время.
Тематика:
- уборка улиц, площадок в зимнее время.
- инструмент и Хозинвентарь. Назначение. Уход за ним.
- спецодежда.
- уход за тротуаром, дорожками.
- правила техники безопасности.
Практические работы:
- уборка снега с твердых покрытий.
- очистка крыльца.
- обработка льда песком.
Учащиеся должны знать:
- название инструмента и хозинвентаря (лопата, скребок), спецодежды: куртка, рукавицы.
- назначение инструмента.
- правила работы и техники безопасности при уборке мостовых и тротуаров.
- значение своевременной уборки снега.
Учащиеся должны уметь:
- убирать снег с крыльца, тротуара.
- пользоваться инструментом и хозинвентарем по назначению
Работа с декоративными и садовыми растениями.
Цель: закрепить навыки ухода за растениями.
Тематика:
- виды декоративных комнатных растений.
- виды садово-огородных растений.
- виды размножений растений: (черенками, клубнями, луковицами, семенами).
- способы рассады растений.
- способы подготовки почвы.
- способы выращивание рассады.
Практические работы:
- пересадка растений.
- выращивание растений из семян.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
- название некоторых садово-огородных растений.
- виды размножения растений.
- Способы рассадки растений.
- способы выращивания растений.
Учащиеся должны уметь:
- определять виды растений.
- подготавливать семена к посадке.
- выращивать рассаду.
Календарно-тематическое планирование уроков труда
(для детей с глубокой умственной отсталостью).
на 1 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (126 часов)
№ | Тема урока | К-во ч-сов | ЗУН | Учебные и коррекционные цели и задачи | Оборудования и место работы |
1 | Повторение. Беседа о подготовке школьников к труду. Профессии, изучаемые в школе. | Профессии, изучаемые в школе. | Расширить знания учащихся о профессиях изучаемые в школе. Воспитывать любовь к труду. Пополнение словарного запаса. | Мастерские по труду. | |
2 | Знакомство с простейшими профессиями обслуживающего труда. | Иметь представление о профессиях обслуживающего труда. | Познакомить учащихся с простейшими профессиями обслуживающего труда: дворника, уборщика, мойщика посуды, рабочих прачечной. Развивать кругозор. Пополнение словарного запаса. | Экскурсия по школе. Дидактическая игра «Чей инструмент?». | |
3 | Профессия дворник. Функциональные обязанности дворника. | Иметь представление о профессии дворника и его функциональных обязанностях. | Развивать кругозор. Пополнение и расширение словарного запаса. Воспитывать уважение к труду дворника. | Загадки и пословицы. Игра «Угадай, что я делаю?». | |
4 | Встреча и беседа с школьным дворником. | Иметь представление о профессии | Развивать кругозор. Пополнение и расширение словарного запаса. Воспитывать уважение к труду дворника. | Пригласить в класс дворника. | |
5 | Знакомство с трудовыми функциями дворника в осеннее время года. | Иметь представление о функциональных обязанностях дворника осенью. | Дать общие сведения о функциональных обязанностях дворника осенью. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Коррекция речи. | ||
6 | Хозинвентарь дворника. Их устройства и назначение. | Знать назначение и устройство инструментов. | Познакомить учащихся с инструментами дворника. Коррекция памяти и внимания. | Метла , лопаты, грабли, носилки. | |
7 | Правила подготовки инструментов и хозинвентаря к работе. Порядок их хранения. | Обращение с метлой, лопатой, граблями, носилками. | Учить правильно пользоваться инструментами, повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса. | Демонстрация инструментов и шкафчика для них. | |
8 | Правила техники безопасности при работе с инструментами и безопасной работы при уборке территорий. | Применять правила техники безопасности на практике. | Учить правильно пользоваться инструментами, повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса | Демонстрация инструментов и шкафчика для них. | |
9 | Практическая работа: подметание дорожек с твердым покрытием. | Применять правила техники безопасности на практике. | Прививать трудолюбие, умение правильно подметать. Повторить технику безопасности. | Метла, лопата, ведра. | |
10 | Спецодежда: виды, назначение и их хранение. | Соблюдать личную гигиену. | Прививать культуру труда и личной гигиены. Расширение словарного запаса, развитие речи. | Демонстрация спецодежды. | |
11 | Заготовка веника и черенков. | Правильно срезать растение. | Познакомить с правилами сбора, сортировки и изготовления метлы. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Поход в лес. | |
12 | Практическая работа: сбор крупного мусора на территории школы. | Соблюдать технику безопасности. | Социальная адаптация, применение своих знаний на практике. | Территория школы. Перчатки, вёдра. | |
13 | Уход за зелеными насаждениями. Осмотр и оценка состояния цветковых растений, посеянных весной. | Ориентироваться в задании по образцу. | Учить видеть конечный результат своего труда. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Прививать любовь к природе. Развивать внимание, наблюдательность. | Цветник на пришкольном участке. | |
14 | Инструменты и инвентарь для ухода за зелеными насаждениями. Их назначение. | Знать название инструментов и их назначение. | Познакомить учащихся с инструментами для ухода за зелеными насаждениями. Коррекция памяти и внимания. | Лопата, секатор, нож, грабли, сучкорез. | |
15 | Правила подготовки инструмента к работе, порядок хранения садового инструмента. | Знать порядок хранения инвентаря. | Учить правильно пользоваться инструментами. Воспитывать бережное отношение к инструментам. | Садовые инструменты | |
16 | Правила техники безопасности. | Знать правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. | Познакомить с правилами техники безопасности. Расширить кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие. | Садовые инструменты | |
17 | Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте. | Знать названия цветковых растений и различать их. | Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. | Плакат с изображением цветковых растений. | |
18 | Практическая работа: прополка сорняков в цветнике. | Уметь применять свои знания и умения на практике. | Учить видеть конечный результат своего труда. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Прививать любовь к природе. Развивать внимание, наблюдательность. | Перчатки, ведро. Работа в цветнике. | |
19 20 | Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующихся цветочных растений. Практическая работа: сбор семян однолетних цветочных растений. | Уметь определять созревшие семена. Уметь применять свои знания на практике. | Научить приемам сбора семян. Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Развитие мыслительных операций. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка). Развитие мелкой моторики, зрительного внимания. | Различные семена цветковых растений. Работа в цветнике. Пакетики, ножницы. | |
21 | Способы хранения и просушки семян после сбора. | Знать способы хранения и просушки | Развитие слуховой и зрительной памяти, мыслительных операций. Развитие речи, обогащение словаря. | Коробочки, различные ёмкости. | |
22 | Работа с картоном. Изготовление коробочек для просушки семян. | Соблюдать технику безопасности. | Закрепить знания и умения работать с картоном и ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику. | Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей. | |
23 | Размещение семян в картонные коробки и установка их на просушивание. | Применять полученные знания и умения на практике. | Познакомить с правилами работы. Расширить кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие. | Коробки, семена. | |
24 | Виды многолетних цветковых растений.(зимующие и не зимующие). Разница между ними. | Уметь различать зимующих и незимующих многолетних растений. | Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия. Развитие памяти с опорой на имеющие знания. Коррекция речи. | Плакаты и фотографии с изображением растений. | |
25 | Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление многолетнего растения. | Знать методы размножения многолетних цветковых растений. | Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. | Клубни и луковицы растений. | |
26 27 | Самостоятельная работа. Определение вида зимующего цветкового растения. Пион. Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. | Уметь применять полученные знания и умения на практике. Уметь показывать и называть основные части растения. | Закрепить знания и умения. Развитие долговременной памяти. Коррекция речи. Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи. | Клубни и луковицы растений Рисунок цветка. | |
28 | Практическая работа. Подготовка пиона к пересадке. | Доводить начатое дело до конца. | Учить видеть конечный результат своего труда. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Прививать любовь к природе. Развивать внимание, наблюдательность. | Работа в цветнике. Инструменты- лопата, ведро. | |
29 | Подготовка почвы и посадочной ямы для пересадки пиона. Пересадка растения. | Работать аккуратно, соблюдать технику безопасности. | Познакомить с правилами техники безопасности. Расширить кругозор. Развивать речь, крупную моторику. Воспитывать трудолюбие. | Перчатки, лопата, лейка, клубни растения. | |
30 | Тюльпаны. Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. | Уметь показывать и называть основные части растения. | Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи. | Рисунок цветка. | |
31 | Практическая работа. Подготовка почвы для посадки. Посадка луковиц тюльпана. | Работать аккуратно, соблюдать технику безопасности. | Познакомить с правилами техники безопасности. Расширить кругозор. Развивать речь, крупную моторику. Воспитывать трудолюбие. | Перчатки, лопата, лейка, клубни растения. | |
32 33 | Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями. Строение растения (подземная и надземная). Виды зимующих многолетников цветковых растений (требующие и не требующие легкого прикрытия на зиму) | Уметь показывать и называть части растения. Различать и называть растения. | Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи. Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи | Рисунок цветка Плакаты, рисунки. | |
34 | Практическая работа. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений. | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | Познакомить с правилами техники безопасности. Расширять кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие. | Секатор, грабли, ведро. | |
35 | Неглубокое рыхление вокруг растений и вскапывание почвы в междурядьях. | Уметь применять полученные знания и умения на практике. | Познакомить с правилами техники безопасности. Расширять кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие. | Лопата, перчатки. | |
36 | Укрытие многолетних цветковых растений опилкой. | Доводить начатое дело до конца. Работать аккуратно. | Развитие мелкой и крупной моторики. Создание положительного эмоционального настроя, ситуации успеха. | Ведро, опилка. | |
37 | Очищение цветника от засохших растений. | Соблюдать технику безопасности. | Закрепить технику безопасной работы с граблями. Прививать трудолюбие. | Грабли, носилки. | |
38 | Осенняя перекопка почвы. | Производить технологически правильно перекопку. | Развитие трудолюбия. Учить правильно перекапывать землю. Прививать трудолюбие. | Лопаты. | |
39 | Сгребание опавших листьев. Сбор мусора в кучи, переноска мусора. | Прививать культуру труда и личной гигиены. Умение коллективно обсуждать последовательности действий. | Грабли, носилки. |
Календарно-тематическое планирование уроков труда
(для детей с глубокой умственной отсталостью).
на 2 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (98 часов)
№ | Тема урока | К-во ч-сов | ЗУН | Учебные и коррекционные цели и задачи | Оборудования и место работы |
1 | Осенний уход за декоративными кустарниками. Кустарники, используемые для озеленения школьного двора: названия, правила осеннего ухода. | Знать названия декоративных кустарников и различать их. | Учить правильно ухаживать за кустарниками. Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи. | Декоративный кустарник. | |
2. | Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасной работы. | Осенний уход за кустарниками | Учить правильно пользоваться инструментами, соблюдать правила безопасной работы. Воспитывать бережное отношение к инструментам. | Секатор, ножовка. | |
3 | Практическая работа: вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. | Уметь применять знания и умения на практике. | Закрепить технику безопасной работы с секатором. Прививать трудолюбие | Секатор, ножовка | |
4 | Удаление срезанных веток. Сгребание опавших листьев. | Соблюдать технику безопасности. | Прививать трудовые навыки. Коррекция мышления и памяти. | Грабли. | |
5 | Вскапывание почвы вокруг кустов. | Уметь ухаживать за кустарниками | Учить правильно перекапывать землю. Прививать трудолюбие. | Штыковая лопата | |
6 | Деревья на пришкольном участке. Строение дерева. | Знать названия деревьев, различать их. | Развитие речи. Расширение и пополнение словарного запаса. | Экскурсия по территории школы. | |
7 8 | Основные породы деревьев. Осенний уход за деревьями. Значение ухода. | Знать породы деревьев. Уметь ухаживать за деревьями. | Дать общие сведения о различных видах деревьев. Развитие внимания. Развивать мотивацию к познанию окружающего мира. Прививать любовь к природе. Расширение и пополнение словарного запаса. | Плакаты, рисунки. Плакаты и рисунки «Труд людей в осеннем лесу». | |
9 | Приствольный круг. Правила вскапывания круга вокруг плодовых деревьев. | Приствольный круг, его значение. | Коррекция речи и памяти. Расширение и пополнение словарного запаса. | Демонстрация приствольного круга на чертеже. | |
10 | Практическая работа. Вскапывание приствольного круга лопатой. | Копать землю. | Закрепить умение работать лопатой, соблюдать технику безопасности. Развивать внимание, глазомер. | Штыковая лопата. | |
11 | Сбор опавших листьев и укладка их в кучи граблями | Работать граблями | Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности. | Грабли. | |
12 | Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними. | Применять правила техники безопасности на практике. | Дать общие сведения о видах дорожек: грунтовые, с асфальтовым и бетонным покрытием на пришкольной территории. | Экскурсия по территории школы. | |
13 | Очистка дорожек и площадки от опавших листьев. | Правильно подметать веником. | Правила техники безопасности при работе с инструментами и безопасной работы при уборке территории. | Веник, грабли, лопаты, ведра. | |
14 | Уборка спорт площадки от мусора. | Работать граблями | Закрепить умение работать граблями. Развивать умение ориентироваться по образцу убранного участка территории. | Грабли, ведра. | |
15 | Промывка игровой веранды. | Выжимать тряпку | Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности. | Тряпки, ведра. | |
16 | Уборка игровой площадки | Уметь применять знания и умения на практике | Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности. | Грабли, ведра | |
17 | Уборка мусора около контейнера- мусоросборника. | Применять правила техники безопасности на практике. | Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности. | Перчатки, лопаты, грабли | |
18 | Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью. Значение и приемы обмолота и очистки семян. | Уметь ориентироваться при работе на образец. | Дать общие сведения о приемах обмолота и очистки семян. | Семена | |
19 | Признаки доброкачественности и сортировка семян. | Определять вид и качество семян. | Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность. | Семена | |
20 | Приспособления для фасовки семян (наперсток, чайная ложка). | Уметь пользоваться ими. | Прививать культуру труда и личной гигиены. | Наперсток, чайная ложка, семена цветов | |
21 | Способы хранения крупных партий цветочных семян. | Знать способы хранения | Познакомить с различными способами хранения семян. Развивать долговременную память | Коробочки, различные баночки | |
22 | Тканевый мешочек – наилучшая тара для хранения семян. Размеры мешочка, ткань. | Внимательно слушать объяснение | Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса. | Ткань, линейка, чертеж мешочка | |
23 | Практическая работа: заготовка деталей для пошива мешочка. | Работать по чертежу, делать разметки | Учить правильно делать разметки. Развивать внимание и наблюдательность. | Ткань, ножницы, линейка, карандаш | |
24 | Складывание деталей мешочка. Соединение боковых краев ручным стачным швом. | Выполнение стачного шва | Учить соблюдать технику безопасности. Ориентироваться по образцу. Коррекция мелкой моторики, воспитание аккуратности. | Нитки, иголка, ножницы. | |
25 | Обработка верхнего среза швом в подгибку с закрытым срезом. | Выполнение шва в подгибку | Закрепить навык планирования и умения работать аккуратно, по образцу. | Нитки, иголка, ножницы. | |
26 | Заготовка бумажных пакетов для семян. | Пользоваться линейкой. | Учить правильно делать разметку. Развивать глазомер. Закрепить навык умения контролировать правильность выполнения задания. | Бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка | |
27 | Наклеивание на пакеты изображений цветов тех растений, чьи семена будут храниться в них. | Знать названия цветов. | Развивать долговременную память. Коррекция мелкой моторики, развитие пространственной ориентации. Воспитание самостоятельности. | Клей, рисунки. | |
28 | Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. | Работать по образцу | Развитие трудолюбия, умение работать в коллективе, сообща. Учить соблюдать правила работы. | Сухие плоды цветов | |
29 | Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недозревшие). | Уметь сортировать | Развивать глазомер. Закрепить навык умения контролировать правильность выполнения задания. | семена | |
30 | Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов. | Расфасовка семян по пакетам. | Учить работать с приспособлениями для фасовки семян. Развивать глазомер. Коррекция мелкой моторики. | Пакетики, клей, семена. | |
31 | Подготовка к Новому году. Изготовление гирлянд и цепочки из цветной бумаги. | Уметь применять знания и умения на практике. | Развитие речи, мыслительных операций, внимания. Закрепить навык планирования, умения работать коллективно, сообща. | Цветная бумага, ножницы, клей. |
Календарно-тематическое планирование уроков труда
(для детей с глубокой умственной отсталостью).
на 3 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (140 часов)
№ | Тема урока | К-во часов | Цели и задачи | Оборудования |
1 | Знакомство с основными видами практических работ в 3 четверть. | Расширить знания учащихся. Воспитывать любовь к труду. Формирование умения планировать свою деятельность. | ||
2-3 | Профессия – дворник. | Развивать кругозор. Пополнение и расширение словарного запаса. Воспитывать уважение к труду дворника. | Фотографии и рисунки с изображением дворника | |
4-5 | История развития профессии дворника. | Дать общие сведения о истории развития профессии. Расширять кругозор, словарный запас. | Компьютер, слайды. | |
6-7 | Профессиональные функции современного дворника. | Закрепить ранее полученные знания. Развивать долговременную память, внимание и наблюдательность. | ||
8-9 | Знакомство с трудовыми функциями дворника в зимнее время. | Дать общие сведения о функциональных обязанностях дворника в зимнее время. Расширить кругозор, пополнение словарного запаса. | ||
10 | Дворницкий инструмент. | Познакомить учащихся с инструментами дворника. Коррекция памяти и внимания. | Веник, лопата, лом, и.т.д. | |
11 12. | Метлы. Виды и их назначение. Техника безопасности. Практическая работа с метлой. Подметание крыльца. | Учить правильно пользоваться метлой. Повторить технику безопасности. Пополнение и расширение слов. запаса. Развивать долговременную память. Коррекция общей моторики, развитие пространственной ориентации. Воспитание самостоятельности. | Метла. Метла, ведро, совок. | |
13. | Лопата. Виды и их назначение. Техника безопасности. | Учить правильно пользоваться лопатой. Повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса. | Лопата для уборки снега. | |
14. | Приемы уборки снега лопатой, не нарушающие дорожные покрытия. | Учить правильно работать лопатой, рабочие позы. Умение обсуждать последовательности действий. | Лопата. | |
15-16. | Практическая работа. Расчистка дорожек от снега. | Развитие трудолюбия, умение работать в коллективе, сообща. Учить соблюдать правила безопасной работы. | Лопаты для уборки снега. | |
17-18 | Вспомогательные средства. Скребок, лом и кувалда. Их назначение. Техника безопасности. | Дать общие сведения о вспомогательных средствах работы дворника в зимнее время. Пополнение и расширение словарного запаса. Учить соблюдать технику безопасности. | Скребок, лом, кувалда. | |
19. | Зависимость твердости льда и снега от температуры воздуха. | Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность. | Снег, лед, вода. | |
20. | Приемы колки льда, не нарушающие дорожное покрытие. | Учить правильно пользоваться инструментами. Повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса. | Скребок, лом, кувалда. | |
21-22 | Практическая работа. Скалывание и уборка льда. | Прививать культуру труда и личной гигиены. | Лом, лопата, ведра. | |
23-24. | Средства механизации. Тележки (тачки). Их устройства и назначение. Безопасное обращение. | Дать общие сведения о устройстве тележки и его назначении. Учить правильно пользоваться им и по назначению. Расширение и пополнение словарного запаса. | Тележка. | |
25-26. | Практическая работа. Уборка снега и льда в специально отведенное место. | Учить соблюдать технику безопасности и бережному отношению к оборудованию. Ориентироваться по образцу убранного участка территории. | Лом, лопаты, тележка. | |
27-28. | Зимняя спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение, хранение. | Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса. | Валенки, рукавицы, теплая куртка и.т.д. | |
29-30 | Изготовление открытки и сувенира к 23 февраля. | Закрепить навык планирования и контролировать правильность выполнения задания. Коррекция мелкой моторики, воспитание аккуратности. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры. | |
31-33. | Работа с картоном и бумагой. Изготовление рамок по образцу. | Учить делать разметки линейкой и угольником по заданным размерам. Коррекция мелкой моторики и глазомера. Воспитание аккуратности. | Картон, обои, клей, ножницы. | |
34-36 | Аппликация из опилок. | Познакомить учащихся со свойствами опилок, техникой работы. Развивать кругозор, прививать культуру труда. | Разноцветные опилки, рамка, клей. | |
37-39 | Изготовление открытки и сувениров к 8 марта. | Развитие речи, мыслительных операций, внимания. Закрепить навык планирования и умение работать аккуратно и по образцу. | Картон, цветная пряжа, ножницы, клей. | |
40. | Цветоводство. | Расширить знания учащихся о цветоводстве. | Плакаты. | |
41. | Цветковые растения, их многообразие. | Познакомить учащихся с разнообразием цветковых растений. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса | Набор открыток. | |
42-43 | Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. | Дать общие сведения о культурных и дикорастущих растениях. Расширять кругозор. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Плакаты, открытки. | |
44. | Виды однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. | Познакомить с однолетними цветковыми растениями, используемые для посева на газонах и в цветниках. | Набор открыток. | |
45-46. | Подготовка почвы к посеву рассады однолетних цветковых растений. | Учить правильно подготавливать почву к посеву рассады. Развивать внимание и наблюдательность. | Чернозем, лотки, песок. | |
47. | Разметка посевных рядков с помощью маркера и веревки. | Учить правильно делать разметку. Развивать глазомер. Закрепить навык умения контролировать правильность выполнения задания. | Ящики с черноземом, маркер, веревка. | |
48. | Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив. | Учить правильно делать углубления посевных рядков. Развивать глазомер, воспитывать усидчивость. | Ящики с черноземом. Семена. Вода. | |
49. | Уход за комнатными растениями. Чистка и помывка поддонов. Опрыскивание и полив растений. | Коррекция мелкой моторики, воспитание аккуратности. | Комнатные растения, чистая тряпка, вода. | |
50. | Работа на территории школы: уборка мусора. | Социальная адаптация, применение своих знаний на практике. | Лопаты, веники, ведра. |
Календарно-тематическое планирование уроков труда
(для детей с глубокой умственной отсталостью).
на 4 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (112 часов)
№ | Тема урока | К-во ч-сов | ЗУН | Коррекционные цели и задачи | Оборудования и место работы. |
1 | Обязанности дворника по уходу за территорией зеленых насаждений, закрепленных за ним. | Обязанности дворника | Дать общие сведения о функциональных обязанностях дворника в весеннее время. Расширить кругозор, пополнение словарного запаса. | Школьный двор | |
2 | Ручной инвентарь для работы в цветнике. | Назначение инвентаря. | Дать общие сведения о вспомогательных средствах работы дворника в цветнике | Ручной инвентарь | |
3 | Правила работы граблями, лопатой и мотыгой. | Соблюдать технику безопасности | Пополнение и расширение словарного запаса. Учить соблюдать технику безопасности. | Ручной инвентарь: грабли, лопата, мотыга. | |
4 | Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением. Виды ухода. | Уход за многолетними цветковыми растениями. | Дать общие сведения об уходе за зимующими многолетними растениями. Расширить кругозор, пополнение словарного запаса. | Зимующее многолетнее цветковое растение. | |
5 | Практическая работа. Удаление мульчирующего слоя. | Удаление мульчистого слоя | Коррекция мелкой и общей моторики. Воспитание аккуратности. | Грабли. | |
6 | Легкое рыхление почвы. | Умение рыхлить лопатой | Учить правильно подготавливать почву к посеву рассады. Развивать внимание и наблюдательность. | Лопата, грабли | |
7 | Цветник. | Что такое цветник, для чего он нужен. | Расширить знания учащихся о цветнике. Развитие речи, пополнение и расширение словаря | Цветник на пришкольном участке. | |
8 | Элементы цветочного оформления улицы. | Что такое цветник, для чего он нужен. | Расширить знания учащихся о оформлении цветника. Развитие речи, пополнение и расширение словаря | Цветник на пришкольном участке. | |
9 | Рабатка. | Что такое рабатка | Расширить знания учащихся о рабатке. Развитие речи, пополнение и расширение словаря | Тетрадь, цветные карандаши. | |
10 | Клумба. | Что такое клумба | Расширить знания учащихся о клумбе. Развитие речи, пополнение и расширение словаря | Тетрадь, цветные карандаши. | |
11 | Бордюр. | Что такое бордюр | Расширить знания учащихся о бордюре. Развитие речи, пополнение и расширение словаря | Тетрадь, цветные карандаши. | |
12 | Групповая посадка. | Групповая посадка | Расширить знания учащихся о групповой посадке цветов. Развитие речи, пополнение и расширение словаря | Тетрадь, цветные карандаши. | |
13 | Подбор цветковых растений. | Уметь подбирать цветковые растения | Познакомить учащихся с разнообразием цветковых растений. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса. | Тетрадь, цветные карандаши. | |
14 | Способы разметки элементов цветочного оформления. | Знать способы разметки | Учить правильно делать разметки. Развивать внимание и наблюдательность. | Тетрадь, цветные карандаши | |
15 | Выращивание рассады цветковых культур. | Развитие речи, мыслительных операций, внимания. Закрепить навык планирования и умения работать аккуратно. | Цветочные семена | ||
16 | Правила полива рассады. | Правильно поливать рассаду | Научить правильно поливать рассаду. Развитие долговременной памяти, глазомер. Коррекция речи. | Рассады | |
17 | Выращивание рассады (с пикировкой и без нее) | Уметь пикировать | Познакомить учащихся с методами выращивания рассады. Развивать кругозор, прививать культуру труда. | Рассада | |
18 | Условия для получения дружных всходов. | Выращивать рассаду | Познакомить учащихся с условиями выращивания рассады. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса. | Рассада | |
19 | Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт. | Выращивать рассаду | Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность. | Рассада | |
20 | Многолетние цветковые растения | Различать и определять цветковые растения | Познакомить с разнообразием цветковых растений. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса. | Плакаты и рисунки. | |
21 | Флоксы. Виды растений, их размножение. | Знать о цветке | Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса. | Рисунок флоксы | |
22 | Лилии. Их виды и размножение. | Знать о цветке | Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса. | Рисунок лилии. | |
23 | Ирис. Их виды и размножение. | Знать о цветке | Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса. | Рисунок ириса | |
24 | Выращивание зимующих однолетников. | Уметь выращивать | Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность. | Однолетние цветы. | |
25 | Однолетние цветковые растения. | Различать растения | Различать однолетние растения от многолетних. Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса. | Однолетние цветы. | |
26 | Ноготки. Выращивание ноготков в цветнике. | Знать о растении | Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи. | Ноготки. Тетрадь, цветные карандаши. | |
27 | Настурция. Выращивание настурции на клумбах. | Знать о растении | Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи. | Настурция Тетрадь, цветные карандаши. | |
28 | Бархатцы. Особенности выращивания бархатцев. | Знать о растении | Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи | Бархатцы. Тетрадь, цветные карандаши. | |
29 | Практическая работа. Полив и прореживание рассады. Уход за рассадой бархатцев. | Ухаживать за рассадой | Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Соблюдение техники безопасности. | Рассада | |
30 | Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. | Применять знания и умения на практике. | Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности. | Ящики для рассады | |
31 | Прореживание и пикировка рассады петунии. Уход за рассадой петунии. | Ухаживать за рассадой | Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Развивать мелкую моторику и глазомер. | Рассада петунии | |
32 | Уборка территории школы. Подметание крыльца. | Правильно подметать | Закрепить умения работать метлой. Развивать умение ориентироваться по образцу убранного участка территории. | Метла, лопата, ведра. | |
33 | Уборка детской площадки. | Применять знания и умения на практике. | Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Соблюдение техники безопасности. | Метла, лопата, ведра. | |
34 | Промывка игровой веранды. | Выжимать тряпку | Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Развивать мелкую моторику и глазомер. | Ведра, тряпки | |
35 | Уборка спорт площадки. | Применять знания и умения на практике. | Коррекция общей моторики, развитие пространственной ориентации. Воспитание самостоятельности. | Грабли, ведра | |
36 | Уборка мусора около контейнера- мусоросборника. | Соблюдать технику безопасности | Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности. | Перчатки, грабли, лопаты. | |
37 | Работа в цветнике: поверхностное рыхление почвы. | Рыхлить почву | Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности. | грабли | |
38 | Перекапывание цветника. Выравнивание граблями поверхности почвы. | Работать граблями | Закрепить умение работать лопатой, соблюдать технику безопасности. Развивать внимание, глазомер. | Лопата, грабли. | |
39 | Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра. | Умение работать сообща | Развивать долговременную память. Коррекция общей моторики, развитие пространственной ориентации, глазомер. Воспитание самостоятельности. | Веревка. | |
40 | Высадка рассады цветов в цветник. | Применять знания и умения на практике. | Учить правильно делать углубления посевных рядков. Развивать глазомер, воспитывать усидчивость. | Лопата, ведра, лейка. | |
41 | Полив растений в цветнике. | Умение поливать аккуратно | Воспитывать любовь к труду. Формирование умения планировать свою деятельность. | Лейки, шланг, ведра. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".
Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....
Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.
Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока: учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике изготовления поделки и...
Адаптированная образовательная программа "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс ( для детей с глубокой умственной отсталостью)
Адаптированная образовательная программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) и включает в себя изучение учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводс...
Конспект занятие по ручному труду, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью "Сказочный цыпленок"
Цель: научить изготавливать поделку «Цыпленок».Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике изгото...
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок. (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок....
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 6 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство"представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирова...
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Специальная индивидуальная программа развития представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-...