конспект урока чтения. Тема "Мой Пушкин".
план-конспект урока (6 класс) по теме
Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина. Конспект урока для учащихся коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chteniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: " Мой Пушкин. " (Обобщающий урок по
творчеству А. С. Пушкина.)
Цель урока: обобщить знания учащихся о творчестве
А. С. Пушкина, расширить круг чтения
детей;
развивать образное мышление, творческие
способности, воображение;
воспитывать любовь к поэтическому слову,
формировать интерес детей к классическому
искусству.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации,
дополнительная литература.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок посвящен Александру Сергеевичу Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его поэмами и повестями, немало знаете наизусть.
Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения особенно дороги и близки каждому из нас.
Поэтому этот урок мы назовем " Мой Пушкин", и пройдет он в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи и сказки. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.
- Основная часть.
1.Стихи.
Итак, первая глава нашего журнала посвящена вашим любимым стихотворениям.
Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Пусть они и откроют наш журнал.
1-й ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа "Евгений Онегин", где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется её приходу.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Картины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
2-й ученик. Мне очень нравится стихотворение "Зимнее утро". Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Вопросы: ребята прочли два стихотворения Пушкина, какое настроение их объединяет?
2. Работа с портретом.
Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А. С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.
На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки?
И пробуждается поэзия во мне…
… и пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута – и стихи свободно потекут.
Вот что на портрете. Поэзия пробуждается в Пушкине, стихи живут в нём, он их слышит – "… минута – и стихи свободно потекут…"
Но жизнь поэта не была лёгкой, безоблачной, и он, конечно, имел право на другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи? ( "Зимняя дорога", "Зимний вечер".)
Я прочитаю вам стихотворение "Зимняя дорога". Пушкину приходилось много путешествовать; ездили в то время на лошадях; дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.
3-й ученик.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне…
И ещё я хочу добавить. Хотя это стихотворение грустное, но оно очень красивое, так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.
Хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и самого себя.( Учитель демонстрирует иллюстративный материал.) Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде – в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор.
Стихотворение которое я вам сейчас прочту посвящено няне великого поэта – Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно так и называется "Няне":
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.
3. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.
Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и примите активное участие в викторине по сказкам великого поэта.
Я прочту начало самой большой сказки Пушкина. Послушайте и назовите её.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
( Учащиеся называют сказку "Руслан и Людмила".)
А вот следующая загадка. Из какой сказки эти слова?
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
А теперь назовите сказку.
Ты волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,-
Подымаешь корабли.
Из какой сказки эти строчки?
Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Какая сказка заканчивается словами?
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Все ли известные вам сказки Пушкина назвали? ( Нет. Забыли сказку " О золотой рыбке".)
Кто вспомнит строки из этой сказки?
Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь давайте подумаем:
- какая самая поучительная?
- а самая красивая, волшебная?
- в какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто когда-то причинил нам зло?
Настал черёд и моей странички. Своё восприятие творчества А. С. Пушкина я решила выразить в стихотворной форме.
Мой Пушкин.
Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня, как дивная жар-птица,
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин – море красоты,
Волшебных грёз очарованье.
Он факел на моём пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
В минуты радости, тоски или печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, усладит пленительной строфой
И позовёт в неведомые дали.
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русской, как и он,
Читать его стихи
Что может быть
И слаще, и приятней?
Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Пушкину: "До скорого свидания".
- Итог урока.
Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтёте его стихи о дружбе, о свободе, о любви к родной Отчизне, его романы, повести, поэмы.
Я вас всех благодарю за участие в нашем разговоре о поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс
Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить формирование правильной...
Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....
Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"
Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора. Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...
Конспект урока чтения: А.С. Пушкин "Сказка о царевне и семи богатырях"
Работать над языком художественного произведения; обучать вдумчивому прочтению сказки....
Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школы «Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами»
Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса корреционных школ...
Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы «Чтение рассказа «Лягушонок» По М. Пришвину.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 2 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....