Конспект группового логопедического занятия
план-конспект занятия на тему
Тема"Дифференциация А-Я" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Дифференциация А - Я" 2 класс | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия
Тема. «Дифференциация букв А-Я»
Цели:-коррекционно- обучающие:
- дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
- дифференцировать буквы А и Я в словах;
- дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
- дифференцировать буквы А и Я в тексте;
- продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
- обогащать словарь имен существительных, глаголов.
-коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
- развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание.
- воспитательные:
- воспитывать правильную осанку;
- воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.
Оборудование: картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;
карточки со словами; картинки с буквами А и Я; карточки с буквами Я (раздаточный материал);карточки с текстом; таблица с гласными буквами.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, чтобы начать наше занятие я хотела бы, что бы мы вместе произнесли, следующие слова:
- На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и все … (слышат), голова хорошо … (думает).
II. Основной этап.
1). Введение в новую тему.
Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.
Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?
Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?( выставляю на доске слово Аня)
– Сколько букв в этом имени?
– Сколько гласных букв?
– Назовите первую букву.
– Какая еще гласная буква есть в этом слове?
– Сколько слогов в этом слове?
– Назовите первый слог.
– Назовите второй.
– Как звучит согласный в слоге ня? (Мягко)
– Какая гласная буква подсказала?
– А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?
– А какой тише?
– Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.
Всем известна буква А!
Буква очень славная.
И к тому же буква А
В алфавите главная.
Куча яблок на прилавке...
И заметил я, друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
– Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.
(на доске висит таблица с гласными буквами)
– Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?( 10)
– А звуков? (6)
– Итак, в нашей азбуке живет 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Одна из них это буква Я.
2). Знакомство с гласной буквой Я
Эта буква очень хорошая – она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].
МЯ= [М']+[А] Я мяч
яблоко
[Й + А]=[ЙА] Я маяк
обезьяна, объявление
– Какие еще буквы обозначают мягкость согласных? (Ё,Е,Ю )
– Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?
– А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.
3). Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.
– Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.
– А теперь я проверю ваше внимание и слух. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а], а потом слог с буквой Я :
- ряд слогов: ра, ря, та, тя, вя, кя, ка, ва, дя, жа, фа, фя, мя, ла, са, тя, ра, ся.
4).Дифференциация букв А и Я в словах.
- Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.
– Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?
– Какими гласными буквами различаются эти слова?
– Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?
– Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?
– Какая буква подсказала?
– Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?
– Какая буква подсказала?
– А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.
– Что обозначает слово МАЛ?
– Что обозначает слово МЯЛ?
- на столе у логопеда лежат картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.
– Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.
– Куда ты встанешь?
– Почему ты так решил?
– Сколько букв в этом слове?
– Сколько гласных букв в этом слове?
– Назови первый слог.
– Как звучит первый согласный?
– Какая гласная буква подсказала?
– Назови второй слог.
– Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)
(аналогичным образом разбираются другие слова)
– А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили буквЯ.
5). Физкультминутка. «Яблоко».
Руку протяни, яблоко сорви. Дети декламируют
Стал ветер яблоню качать, стихи и выполняют движения по тексту.
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну –
Быстро яблоко сорву.
6). Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа)
( на доске висят карточки со словами: ваза, мяч, аист, рыбы, змея)
– Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.
– А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ваня прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты Маша второй столбик, ты Валера прочитай слова только с гласной А, а ты Маша только с гласной Я .
– У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)
– Почему? (потому что в этом слове нет буквы А и нет буквы Я)
– Молодцы.
7).Дифференциация букв А и Я в предложении.
– А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.
– У утки...
– У кошки...
– У лисы...
– У коровы...
– Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)
– Сколько слов в этом предложении?
– Какое слово стоит первым?
– Какое второе?
– Какое третье?
– С какой буквы мы пишем предложения?
– Что ставим в конце?
– В каком слове вы встретили наши буквы?
– Какие буквы вы встретили?
– Где стоит буква Я?
– Как звучит согласный звук перед ней?
– Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.
– Какая еще буква есть?
– Где стоит буква А?
– Как звучит согласный звук перед ней?
– Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?
– Сколько гласных всего в этом слове?
– Сколько слогов?
– Сколько у нас гласных, столько и слогов.
8).Дифференциация букв А и Я в тексте.
– Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.
Текст:
Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.
– А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них.
Что сделала Яна?
– Что росло на полянке?
– Что она увидела?
– Что Яна сделала с ягодами?
– Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?
– А кто нашел с буквой Я? Какие слова?
– Почему слово Яна вы повторили два раза?
– Какую букву мы напишем первую?
– Какую букву мы напишем последней?
III. Заключительный этап.
– Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я.
- Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда – два?
IV. Итог занятия.
- Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались Валера, Маша.
До свидания. Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"
Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...
конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.
Конспект логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...
Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР
Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...
Конспект группового логопедического занятия в 7 классе (VIII вид). Тема: «Изменение глаголов по числам».
Конспект группового логопедического занятия в 7 классе VII вида....
Конспект группового логопедического занятия для детей легкой степени СНР. Тема: Весна. « Уж тает снег, бегут ручьи и лес оденется листвою!».
Конспект логопедического занятия для детей с системным недоразвитием речи легкой степени....
Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"
Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...