Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ
материал по теме

Данная статья рассматривает изобразительное искусство как коррекционное направление в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferenciya_2011g.docx68.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

В.В. Путин: «Нам предстоит найти такие решения, которые дадут России возможность уверенно идти вперед»

ПРОЕКТ
«
ПОИСК»

Д.А. Медведев: «Диалог, общение, сотрудничество, просвещение – залог гражданского согласия»


Программа «
Российская культурная навигация»

Народный художественный университет

 

Первая Всероссийская научно-практическая конференция

«Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание
и интеллектуальное развитие учащихся»
(24 октября 2011 г.)

Николай Покровский
Ректор Народного художественного университета,
Директор проекта «ПОИСК».

Доклады Конференции

Покровский Н.Б

Всеобщая изобразительная грамотность в России – суперпроект в развитии науки и образования

Сивкова Т.Л.

Интегративно-балансовая теория личности

Покровский Н.Б.,
Сивкова Т.Л.,
Жаринова Е.В.

Homo sapiens эмоциональный

Стародумова Е.В.

Россия может избежать культурного провала Запада

Скрылова М.Г.

Человек – рисунок – мир

Покровский Н.Б.
Скрылова М.Г.

Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы

Богданов А.Н.,
Васильева Н.Н.

Этико-эстетический конструктор

Новикова Е.Н.

Уникальные возможности предмета росписи по дереву для всестороннего развития личности 

Ушакова Ж. В.

Как сделать город своим для ребенка

Кузнецова Н.С.

Роль художественных выставок и проектов в становлении социальной компетентности студентов творческих факультетов 

Еникеев А. А.

Инстинкт и габитус (о некоторых работах Айрата Терегулова)

Буровкина Л.А

Развитие личности ребенка в процессе декоративно-прикладной деятельности

Репина Л.А.

Изобразительная деятельность как учебный предмет

Суворова И.М.

Роль искусства в формировании этических и эстетических ценностей учеников культуротворческой школы

Решетникова Е.С.

Проблема формирования художественной коммуникации учащихся

Дегтев И.О.

Изобразительная деятельность и сознание человека

Лукк Н.П.

Педагогический рисунок на службе развития понимания учебного материала предмета «Изобразительное искусство» школьниками

Экелекян Э.Ж.
Ковтунова Л.А.

Адаптационная среда в школе

Овсянникова С.И.

Современные методики преподавания изобразительного искусства

Третьяченко О.А.

Патриотическое воспитание на уроках изо как средство формирования личности

Богатырева И.В.

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности

Савенкова Н.И.

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности

Мартынова Н.Н.

Развитие пространственного мышления через перспективное рисование на уроках изобразительного искусства

Пашинина С.В.

Формирование свободной духовной личности на уроках изобразительного искусства

Савинов А.М.

Особенности системы преподавания рисунка художника – педагога П.П.Чистякова

Рылова Е.С.

Духовно-нравственное развитие детей в процессе обучения изобразительной деятельности

Голованова М.И.

Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся как условие формирования творческих способностей

Гаврилова Е.А.

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной грамоте

Абрамова Л.А.

Формирование художественно-познавательных способностей подростков на занятиях декоративно-прикладного искусства

Бекер Л.Н.

Выставочная деятельность Детской картинной галереи как одно из условий формирования эстетической культуры подрастающего поколения

Севилькаева Е.В.

Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» как составляющая часть системы непрерывного художественного образования социокультурного пространства города Магнитогорска

Неретина Л.В.

Интеграционный подход к изучению народной культуры на предметах художественно-эстетического цикла

Хрипунова Е.А.

Творческие задания как средство формирования интереса к изобразительной деятельности

Кабанина Н.Д.

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей

Бояринцева Т.В.

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности

Ческидова И.Б.

Ознакомление младших школьников с понятием «цветовая гармония» на уроках изобразительного искусства

Иосифова А.В.

Краткий план открытого урока по изобразительному искусству: «Непокорённый город»

Громцева Е.Ю.

Олимпиада по истории изобразительного искусства в детских художественных школах и школах искусств

Дорош Т.С.

Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания

Жабина М.А.

Формирование и влияние образного мышления на результаты мыслительной деятельности человека

Цыганкова Е.А.

Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Пушкарная Т.Ю.

Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства

Конева О.Ю.

Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства

Дубенская М.С.

Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства

Китова Т.В.

Использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства 

Крашенникова И.В.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство художественно-творческого развития

Андреева Н.И.

Изобразительная деятельность и сознание человека

Храпова О.П.

Краеведение на уроках изобразительного искусства как источник развития творческой личности ребенка

Литюкова Л.А.

Художественная роспись по дереву в младших классах, как фактор формирования личности и развития сознания

Шустов И.М.

«Дети улицы»

Меркулова Е.А.

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности

Гундарова Т.В.

Цветоведение в начальной школе

Шабанова Е.Н.

Регионально-ориентированная профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства

Бреусова Т.А.

Методика формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения

Гандера М.В.

Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной изобразительной деятельности

Копылова Е.Н.

Способность к знаково-символической деятельности детей младшего школьного возраста (гендерные аспекты) 

Недумова М.А.

Детское изобразительное творчество как средство нравственно-эстетического становления, социализации личности и развития школьной среды

Рощин С.П.

К вопросу о личностном понимании духовности в художественном образовании и творчестве

Прудникова Г.П.

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности

Шевцова О.Б.

Сказочная роспись Полхов Майдана

Шабанов Н.К.
Степанов М.Ю.

Этапы становления художественного образования в России в XIX веке

Цыганкова Елена Александровна

 учитель  изобразительного искусства МСОУ

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат 7 -8 вида»

Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

В специальной психологии и коррекционной педагогики  уже в начале XX века выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших коррекционных средств.

        Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества.

В школе для умственно отсталых детей учитель последовательно руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным способом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.

При использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. При работе с наглядными пособиями имеется в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

1) у детей формируются навыки наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

6) развиваются зрительная и двигательная память;

7) дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

8) на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Учитывая особенности умственно отсталого школьника, мы успешно используем художественной деятельности в коррекционной работе. Сочетание художественного труда, конструирования из бумаги, рисования на темы и по произведениям, знакомство с миром театра дает ребенку возможность познать окружающий мир через знакомство с разными видами искусства и средствами изображения.

На коррекционных занятиях бумажная пластика синтезирует разные виды изобразительной деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование из бумаги. Лепка развивает мелкую моторику руки, пространственное мышление; аппликация – мелкую моторику и восприятие цвета, рисование – мелкую моторику, воображение, глазомер, умение подбирать колер, компоновать на листе бумаги. На занятиях дети знакомятся с различными материалами и необычными способами применения их. Например, в процессе лепки из бумаги дети становятся творцами объемных деревьев, фантастических и реальных; масок, выражающих разное настроение и характер, красочных натюрмортов, различных макетов старинных, современных и фантастических городов и т.п. Используются не только различные материалы, но и разные техники, способы исполнения и их сочетания.

Изучение возможностей и способностей детей позволяет осуществлять индивидуально-ориентированный  подход, оказывать адресную педагогическую поддержку в развитии ребенка. Создание насыщенной информационной среды на занятиях, включающей книжную, природную, и человеческую среды; поощрение познавательной активности и создание ситуации успеха для каждого; увеличение доли творческих заданий, игр, специальных упражнений в рамках данной программы – все это стимулирует творческую активность ребенка, вносит разнообразие в жизнь ребенка, развивает его потенциальные познавательные возможности, коррегирует поведение, прививает им трудовые и другие социально значимые навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.

Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на р...

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к...

Коррекционное значение изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств коррекции и компенсации зрительной недостаточности, всестороннего развития детей с нарушением зрения...

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями развития

Сообщение о применении нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьтми с нарушениями умственного развития....

«Влияние занятий изобразительной деятельности в работе с детьми ОВЗ»

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих...

Коррекционный потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи

Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи....