«Влияние занятий изобразительной деятельности в работе с детьми ОВЗ»
статья по изобразительному искусству (изо)

Ольга Ивановна Горбачева

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе  изобразительной деятельности  дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_27.11.19.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Багаевская СОШ №2

Доклад

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности»

Подготовила: учитель изобразительного

искусства и черчения МБОУ БСОШ №2

Горбачева Ольга Ивановна

Ст. Багаевская, 2019 г.

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе  изобразительной деятельности  дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья  — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции.

Изобpазительная деятельность детей с проблемами слуха, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености, котоpые были детально изучены отечественными (И.И. Будницкая, А.H. Лозовая, В.С. Мухина) и заpубежными учеными (М.Д. Баpтлет, П. Лайт, К. Маховеp).

Говоря о периодизации развития детского рисования, необходимо особо отметить труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование.

В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.  В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

       Основная цель педагога - помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание и развить профессиональные умения и навыки, которые пригодятся в будущей жизни.

       Как известно, человек - существо социальное. Придя в этот мир, ребенок, практически с первого вздоха, вынужден вступать в контакт с себе подобными, то есть общаться.   Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают необходимую программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается многовековой человеческий опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Когда же речь идёт о передаче социального и научного опыта ребенку, то есть обучения, целесообразно говорить о педагогическом общении.

       Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Только на уроках рисования и музыки развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

       Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии, занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

       Ценность  изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности. Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько задач:

        Во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка

      Во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.

        В–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.

       В–четвёртых, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

     В–пятых, помогают в профессиональном определении  учащихся и так далее.

Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

 При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

 - формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

 - учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

 - тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

 - актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

 - эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

 - развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

 - процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

 Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

 1) у детей формируются навыки наблюдения;

 2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

 3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

 4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

 5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

 6) развиваются зрительная и двигательная память;

 7) дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

 8) на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Таким образом, специфика изобразительной деятельности позволяет успешно приобретать социальные навыки и духовные качества человека.  Это обусловлено тем, что используются различные методы и приёмы, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, орегинальное....

Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»

Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения  развивающих упражнений....

Развитие творческих способностей у детей 6 - 7 лет на занятиях изобразительной деятельностью

В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы ...

Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью

Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью.Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное об...

Конспект занятия «Сторителлинг в изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми ограниченными возможностями »

Цель: Формировать умения выполнять аппликацию в нетрадиционной технике в виде цветочка, активизация творческой деятельности, коррекции по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребёнка....