Коррекционный потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи
статья
Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 116.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 350 г. Челябинска»
454138 г. Челябинск, проспект Победы, 306 А. Тел.: 741-12-12
Коррекционный потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи
Учитель – логопед Краснова Ю.А.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ……………………………………
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………………………..
2.1 Индивидуальная программа по развитию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленного дизартрией на занятиях логоритмики
Список использованных источников………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………….
Введение
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А так же, у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Это связано с различными патологическими факторами.
Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
Сегодня традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования логопедической ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Далькроз Ж.Е, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмикой, дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Однако, сегодня не существует методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР в систему образования.
Актуальность также обусловлена разработкой новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушение, в соответствии с принципом комплексности.
К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся: нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы; исправления ряда речевых патологий; а также формирование у них связной речи, развития лексики на занятиях, в практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи.
О терапевтических возможностях ритмизированного движения свидетельствуют исследования И.М. Сеченова, автора термина «психомоторика», которая рассматривается как связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми)
Важными понятиями при рассмотрении содержания логопедической ритмики являются двигательное умение, двигательные навыки, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры. Являясь различными, данные понятия взаимосвязаны. Они имеют разную историю возникновения, но методы использования их уточняются по мере развития различных гуманитарных и естественных наук.
Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе и т.д.
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях.
Сложная структура дефекта при общем недоразвитии речи, разнообразие его клинических проявлений и многообразие причин возникновения общего недоразвития речи обусловливают необходимость комплексного подхода, реализацию метода воздействия, направленного на развитие личности в целом. Многоаспектность воздействия логопедической ритмики делает ее включение в комплексную коррекционно-развивающую работу одним из приоритетных условий успешного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
По мнению выдающихся ученых и педагогов таких, как Н.А. Ветлугина, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова, музыка воздействует на человека с первых дней его жизни и затем повсеместно сопровождает его. С точки зрения ученых, музыкально ритмическая деятельность носит яркую эмоциональную окрашенность, возможность активно выразить отношение к музыке в движении.
Ритмика способствует гармоническому физическому развитию детей, выразительности движений, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти; знакомит детей с музыкой, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения. Она является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Содержание музыкально-ритмических занятий составляет целенаправленное формирование личности путем воздействия на нее музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности.
Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед должен учитывать возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи; развитие фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
Развитие речи в процессе логоритмических занятий происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Центр речи в головном мозге человека находится рядом с двигательными центрами, что обуславливает их физиологическую взаимосвязь. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, не случайно понятие ритма вошло в название данного вида коррекционной практики.
Коррекционная направленность логопедической ритмики реализуется посредством таких технологий, как:
- ходьба в разных направлениях: формирует координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, закрепляет понятие левостороннего и правостороннего движения, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание: направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения: их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа: формирует и развивает слуховое внимание;
- ритмические упражнения: задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении;
- пальчиковые игры;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- упражнения на развитие мимики: направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
Таким образом, логопедическая ритмика представляет собой один из интересных для ребенка вид деятельности, игру, возможность для ребенка выразить свои эмоции, реализовать свою энергию, поэтому все её виды благотворно сказываются на его состоянии, воспитании, здоровье. Логопедическая ритмика, согласно исследованиям Г. А. Волковой, как и другие разделы комплексного метода, предполагает оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом, развитие коммуникативных функций речи и социальных взаимоотношений с целью адаптации и подготовки к обучению в условиях общеобразовательной школы детей с речевой патологией.
Говоря о детях с общим недоразвитием речи, можно сказать о том, что логоритмические занятия необходимы для такой категории детей. Поскольку такие занятия способствуют развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие как психологической сферы так и речи, что несомненно очень важно для работы с детьми данной категории, и что должно определять основные этапы работы с такими детьми.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика). Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально - волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воспроизведения ритмической структуры, в том числе, слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики.
Коррекционное значение логопедической ритмики заключается в том, что она способствует преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а также позволяет создать условия для их полноценной коммуникации, что свидетельствует о необходимости её включения в коррекционно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
На своих логопедических занятиях я использую элементы логопедической ритмики в качестве артикуляционной гимнастики, упражнений на ориентирование в пространстве, физминутки, песен для автоматизации и дифференциации звуков, музыкально – ритмических игр. Детям очень нравится играть на музыкальных инструментах, действовать с предметами. В моём арсенале имеются металлофоны, колокольчики, клавесы, ленты и стаканчики. У детей проявляется неподдельный интерес к таким занятиям, а самое главное, имеется положительная динамика в развитии.
На сегодняшний день, к сожалению, в государственных дошкольных образовательных организациях в регламент коррекционно - образовательной деятельности не включена логопедическая ритмика, нет ставки педагога по логоритмике, что является препятствием для проведения логопедической ритмики. Но, главное – это желание и творческий подход к занятиям.
Педагогический подход к оценке речевого дефекта позволяет определить логопедическую работу как ведущее направление в коррекционно-воспитательном процессе. Основные задачи коррекционнo ̶̶ воспитательной работы: устранение речевых дефектов, а также психологических изменений и отклонений у детей, страдающих общим нарушением речи. Педагогическими средствами логопед воспитывает у ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность (Г.А. Волкова, Б.Г. Гриншпун, Ю.Г. Демьянов, Д.И. Селиверстов, Г.В: Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Лалаева).
О коррекционной направленности ритмизированного движения свидетельствуют исследования Сеченова И.М., автора термина «психомоторика». Положительное влияние системы упражнений, в которых движения сочетаются с музыкой и произнесением речевого материала говорится в научно ̶̶ практических работах Волковой Г.А., Шашкиной Г.Р., Бабушкиной P.Л., Кисляковой О.М. [19].
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Важными понятиями при рассмотрении содержания логопедической ритмики являются двигательное умение, двигательные навыки, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры. Являясь различными, данные понятия взаимосвязаны. Они имеют разную историю возникновения, но методы использования их уточняются по мере развития различных гуманитарных и естественных наук.
Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе, работе и т.д.
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях.
С опорой на исследования Н.А. Ветлугиной, Г.А. Волковой, А.Р. Лурия и др., было установлено, что логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, формирование двигательных умений и навыков, развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве, развитие ловкости, выносливости, организаторских способностей, координации движений, воспитание и развитие чувства ритма; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма и т. д.
Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи; развитие фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Коррекционная направленность логопедической ритмики реализуется посредством:
1) ходьбы в разных направлениях, которая формирует координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, закрепляет понятие левостороннего и правостороннего движения, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание;
2) упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
3) упражнений, регулирующих мышечный тонус, активизирующих внимание; направленных на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений;
4) речевых упражнений без музыкального сопровождения: ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
5) упражнений, формирующих чувство музыкального темпа и развитие слухового внимания.
6) ритмических упражнений, формирующих у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
7) пальчиковых игр;
8) пения;
9) упражнений на развитие мелкой моторики
10) упражнений на развитие мимики, направленных на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
Таким образом, ритмика представляет собой один из интересных для ребенка вид деятельности, игру, возможность для ребенка выразить свои эмоции, реализовать свою энергию, поэтому все её виды благотворно сказываются на его состоянии, воспитании, здоровье. Логопедическая ритмика, согласно исследованиям Г. А. Волковой, как и другие разделы комплексного метода, предполагает оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом, развитие коммуникативных функций речи и социальных взаимоотношений с целью адаптации и подготовки к обучению в условиях общеобразовательной школы детей с речевой патологией. Говоря о детях с общим недоразвитием речи, можно сказать о том, что логоритмические занятия необходимы для такой категории детей. Поскольку такие занятия способствуют развитию не только двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи, но и осуществляют коррекцию и развитие как психологической сферы так и речи, что несомненно очень важно для работы с детьми данной категории, и что должно определять основные этапы работы с такими детьми. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика). Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воспроизведения ритмической структуры, в том числе, слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики.
Коррекционное значение логоритмики заключается в том, что она способствует преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста и, в частности, развития лексики, а также позволяет создать условия для их полноценной коммуникации, что свидетельствует о необходимости разработки системы работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, обусловленного дизартрией посредством логопедической ритмики.
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей общим недоразвитием речи значимой. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предписывает равенство возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Помимо традиционных занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений лексико – грамматического недоразвития речи, логопедическая ритмика является эффективным методом.
Приведём в пример конспект логоритмического занятия «Зимняя прогулка».
Цель: Развитие грамматического строя речи, обогащение словарного запаса.
Оборудование: магнитола, фонограммы, «снежки», деревянные палочки, колокольчики.
Ход занятия:
1. Упражнение на различные виды ходьбы.
(Музыкальное сопровождение — П. И. Чайковский «Марш» в приложении 7) При тихоли звучании идти семенящим шагом, при громком — высоко поднимая колени.
2. Упражнение на развитие координации движений.
Пусть стоят на месте ножки – да, да, да, да, да, да – руки на поясе, «пружинка»
Только хлопают ладошки - да, да, да, да, да, да – хлопаем руками по коленям
А теперь мы будем хлопать – хлоп да хлоп перед собой – хлопаем перед собой
А теперь скорей похлопай да потише за спиной – хлопаем за спиной
Выше, выше будем хлопать, выше руки поднимай – хлопаем над головой
Ниже, ниже будем хлопать, ниже руки опускай – хлопаем внизу
А теперь качать руками можно целых пять минут – качаем руками, пружиня колени
Отдыхайте вместе с нами, руки тоже отдохнут - приседаем, руки складываем под щекой
Проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись.
3. Упражнение на развитие дыхания (выполняется со «снежком»).
Вот зимняя картинка, вот первая снежинка – руки сложены «полочкой», на каждую фразу правая рука, в которой снежок, поднимается и опускается
На земле уральской снег давно лежит – по окончании фразы положить снежок на пол и дуть на него
Вот зимняя картинка, вот белая снежинка – показывать снежок в руке
Лови скорей в ладошку – опускать в левую ладонь на каждое слово
Иль вытяни язык – тянуться языком до снежка
Вот зимняя картинка, уральская рябинка – нарисовать в воздухе дерево
На солнышке краснеет, а белый снег летит – сдувать снежок с ладони на другую ладонь
4. Артикуляционная гимнастика "Зимние забавы язычка"
Зимним ясным деньком погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, «Иголочка»)
А на улице бело! Справа – снег, слева – сугроб («Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу)
Взял лопату язычок (широкий язык кладём на нижнюю губу)
И пошёл кидать снежок (движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал («Лошадка»)
И на горку забежал (кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселился («Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки (сильно надуть щёки)
Друг на друга положил (надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем левым глазом)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо – влево)
5. Подвижная игра «День и ночь» (приложение 7)
Под весёлую музыку ребёнок бегает и звонит в колокольчик, под спокойную музыку – колокольчик накрывает второй рукой и «засыпает».
6. Игра на развитие тактильных ощущений (фонограмма русской народной песни «Я на камушке сижу» в приложении 7)
Я на камушке сижу и на палочках стучу,
Ай – ли, ай – люли, я на палочках стучу – ритмично стучать палочкой о палочку
Рядом заинька стоит и ушами шевелит – поставить палочки над головой, имитируя заячьи уши
Ай – и, ай – люли, и ушами шевелит - ритмично стучать палочкой о палочку
А большие ноги идут по дороге, идут по дороге большие ноги,
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ – стучать поочерёдно по полу, имитируя большие шаги
Маленькие ножки бежали по дорожке, бежали по дорожке маленькие ножки
Топы, топы, топы, топы, топы, топы, топы, топы, топ – стучать поочерёдно по полу, имитируя большие шаги
7. Самомассаж (выполняются движения по тексту)
Ой, мороз, мороз, мороз –
Щиплет щечки, щиплет нос,
Щиплет ушки, щиплет губки
Забирается под шубки
Чтоб согреться – посмотри,
Все, как следует, потри:
Щеки, носик, уши, губы
Пар пошел даже от шубы.
(В конце занятия прощаемся: пропеваем слово «До свидания», отстукивая ритм по показу педагога I – I – III).
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Основной задачей работы становится овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Индивидуальная программа по развитию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленного дизартрией на занятиях логоритмики
Программа состоит из двух разделов, пояснительной записки, описания цели и задач, содержания, планируемых результатов освоения программы, условий реализации программы по развитию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленного дизартрией на занятиях логоритмики, диагностики активного словаря и лексико – грамматического строя речи, приложений.
Пояснительная записка
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также – представлений об эстетической красоте родной речи.
Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить дополнительную образовательную деятельность по логоритмике.
Новизна и уникальность индивидуальной программы «Логоритмика» заключается в создании системы логоритмических занятий для ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленного дизартрией. Структура занятий в данной программе отличается от традиционной. Кроме того, тематика занятий связана с календарно – тематическим планом дошкольного образовательного учреждения.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цели и задачи индивидуальной программы
Цель программы:
Развитие и обогащение лексики ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленного дизартрией.
Задачи
Речевое развитие:
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие грамматического строя речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие правильного дыхания;
- Стимуляция речевого развития;
- Развитие артикуляционно-речевого аппарата;
- Слухоречевое развитие;
- Систематизация «словаря» ребёнка;
- Формирование и развитие функций и форм речи.
- Развитие координации между словом и движением;
Музыкальное развитие:
- Развитие чувства ритма;
- Развитие координации между словом (пением) и движением;
- Развитие координации при музыкальном движении;
- Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных;
- Формирование музыкально-эстетических представлений ребёнка;
Всестороннее развитие:
- Развитие интеллекта;
- Развитие слухового внимания;
- Развитие памяти и навыка понимания смысла
предлагаемых заданий;
- Формирование способности преодолевать трудности;
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
- Развитие «творческого Я» ребёнка;
Физическое развитие:
- Укрепление физической формы ребёнка;
- Овладение двигательными навыками;
- Формирование у детей ощущения границ своего тела;
- Развитие умения контролировать свой мышечный тонус;
- Развитие тактильной чувствительности, подвижности пальцев, кистей.
Содержание программы
Форма занятий – индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Особенностью программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи (Таблица 1).
Таблица № 1 - Интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи
Музыка | Движение | Речь | |
Ритм | Последовательность звуков различной длительности | Танцевальный ритм (рисунок танца) | Чередование ударных и безударных слогов |
Темп | Скорость звучания, чередование метрических долей | Скорость выполнения движения | Скорость речевого потока |
Метр | Чередование сильных и слабых долей в такте | Движение в едином размере (2,3, 4-х дольном) | Выделение ударного слога |
Динамика | Сила звука | Различный характер движений по степени напряженности | Усиление и ослабление звука |
Мелодия | Последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема | Пластическое выражение темы и содержания | Мелодика речи, звуковысотность |
Характер | Выразительность, образность | Создание двигательных образов, гармония движений | Эмоциональность, выразительность, образность |
Фраза | Смысловой отрезок | Дифференциация движений | Смысловые фрагменты речи |
Таблица 2 - Структура занятия
№ | Вид задания |
1. | Приветствие, разминка. |
2. | Игры на развитие лексико-грамматического строя речи. |
3. | Гимнастика для дыхания |
4. | Артикуляционная гимнастика. |
5. | Подвижная игра. |
6. | Развитие мелкой моторики: пальчиковая игра, игра на развитие тактильных ощущений, шнуровки и т.п. |
7. | Прощание, разминка. |
Планируемые результаты освоения индивидуальной программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
1) сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
2) сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
3) сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
4) сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
5) способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
6) способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
7) способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
8) способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
9) положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом ребёнка (ребёнок внимательно слушает музыку, активно отвечает на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах, сочиняет мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
10) улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
11) воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
12) воспитание у ребёнка потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный тематический план представлен в приложении № 1.
Перспективное планирование представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Перспективное планирование
№ | Тема занятий | Примерный материал | ||
I | Осень | |||
Ритмика, моторика, подвижные игры, Музыка для разминки | Для разминки: Верди, «Марш» из оперы «Трубадур»; П.Чайковский, «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», «В пещере горного короля», Э. Григ. «Попрыгаем», «Мяч», Е., С. Железновы в сб. «Аэробика для малышей». «Автомобили», в сб. «Логоритмика», О. Новиковская. «Это я » - в сб. «Логопедические распевки», Л. Гаврищева, Н. Нищева. | |||
Гимнастика 1.Артикуляционная гимнастика 2. Гимнастика для дыхания | «Медвежонок», в сб. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», Н. Микляева, О. Родионова, Ю. Полозова «Гимнастика для дыхания - в положении стоя», А. Стрельникова. № 4-6 из «Комплекса дыхательной гимнастики для дошкольников», О.П. Главтузова. | |||
Мелкая моторика | «Игры с макаронами», в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг. Пальчиковые игры: «Гусеница» в сб. «Пять поросят», Е., С. Железновы. «Поздороваемся пальчиками», в кн. «Логоритмика», Г. Волкова. | |||
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи | «Листопад» Н.Михайлова «Урожай» А. Логачевская «Огород» М. Картушина | |||
Музыка для слушания и творческих заданий | «Сентябрь», «Октябрь» - «Времена года», П. Чайковский; «Грустная песенка», Г. Свиридов; и др. «Утро», Э. Григ; II часть симфонии №23 Й. Гайдн и др. | |||
II | Зима | |||
Ритмика, моторика, подвижные игры | «Вокруг ёлочки», в сб. «Катенька и кот» - Е., С. Железновы. «Льдинки» - народная игра - потешка. «Ходим по дорожке», «Зайка» - в сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова. «Снеговик», из сб. «Логоритмика», О.Новиковская. | |||
Гимнастика 1.Артикуляционная гимнастика 2. Гимнастика для дыхания | «Птенчики», «Язычки - дразнилки», в кн. «Логоритмика», Г.А. Волкова. «Гимнастика для дыхания - в положении стоя», А.Стрельникова. № 4 - 6 из «Комплекса дыхательной гимнастики для дошкольников», О.П. Главтузова | |||
Мелкая моторика | «Пуговки и застёжки», в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг. Пальчиковые игры: «Украсим ёлочку», в сб. «Конспекты логоритмических занятий», М. Картушина. «Лесенка», в сб. «Песенки и игры с пальчиками», Е. и С. Железновы. | |||
Игры на развитие лекико-грамматического строя речи | «Песня колокольчиков», в сб. «Логоритмика в детском саду», М. Гоголева. «Тихо - громко» - сб. «Логоритмика», О. Новиковская. «Зимняя картинка» А. Логачевская | |||
Музыка для слушания и творческих заданий | Лярго d-moll, И.С. Бах. «Лимож», «Гном»: «картинки с выставки», М. Мусоргский. «Качели» в сб. «Ав - ав и Мяу - мяу», Е., С. Железновы. В. Моцарт, симфония «Юпитер», I ч. «У камелька» - «Времена года», П. Чайковский и др. | |||
III | Весна | |||
Ритмика, моторика, подвижные игры, Разминка | «Весна», в сб. «Игровая гимнастика», Е. и С. Железновы. «Зайцы и лиса», в сб. «Логоритмика в детском саду», М. Гоголева. «Пара ладошек», «Ритм» - в сб. «Логопедия: речь, ритм, движение», И. Лопухина. | |||
Гимнастика 1.Артикуляционная гимнастика 2. Гимнастика для дыхания | «Озорные бровки», «Надуваем щёчки», в сб. «Логоритмика» О. Новиковская. «Гимнастика для дыхания - в положении стоя», А. Стрельникова. №6 - 8 из «Комплекса дыхательной гимнастики для дошкольников», О.П. Главтузова | |||
Мелкая моторика | Игры – шнуровки (М. Монтессори). Пальчиковая гимнастика, игры: «Мяч» в сб. «Логопедические распевки»; Л. Гаврищева, Н. Нищева. «Смешные человечки» - в сб. «Логоритмика», И. Галянт | |||
Игры на развитие лекико-грамматического строя речи | «Маленькие кони» Русская народная мелодия «У оленя дом большой» обр. Е. Железнова «Ку-ку» Е. Макшанцева «Строим дом» А. Потапенко | |||
Музыка для слушания и творческих заданий | «Киса», сб. « Абсолютный слух от 0 до 5» - С. Железнов. «Разлука», «Панталоне и Коломбина», Р. Шуман. III ч. Сонаты №3, Э. Григ. «Болезнь куклы», «Новая кукла», П. Чайковский. «Думка», А. Дворжак. |
Условия реализации программы по развитию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленного дизартрией на занятиях логоритмики
В основе реализации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В игре реализуются все образовательные области. Образовательная деятельность строится в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В реализации программы «Логоритмика» приоритетной образовательной областью является речевое развитие:
Владение речью как средством общения:
- побуждать ребёнка употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
Развитие связной диалогической и монологической речи:
- вырабатывать у ребёнка активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;
- приобщать ребёнка к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ);
- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
- побуждать ребёнка к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;
- упражнять ребёнка в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:
- развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям;
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые - мягкие согласные звуки».
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
- познакомить со слоговой структурой слова;
- учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
- упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
- упражнять в умении проводить слого – звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;
- познакомить с ударением;
- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.
Образовательная деятельность по реализации программы «Логоритмика» реализуется в следующих видах деятельности:
- игровая деятельность;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская (восприятие художественных произведений);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах).
Диагностика активного словаря и лексико – грамматического строя речи
Диагностика по методике Н.М. Трубниковой проводится в начале учебного года с целью исследования состояния активного словаря (см. приложение 2): обследование слов, обозначающих предметы, название признаков предмета, названия действий людей и животных, название времен года, их последовательности, признаков, подбор слов с противоположным значением к словам, подбор синонимов к словам, подбор однокоренных слов к словам; с целью исследования грамматического строя речи (см. приложение 3): составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке, подстановка недостающего предлога в предложении, пересказ текста после прослушивания, рассказ из собственного опыта (о любимых игрушках, книге, животном, празднике и т.д.), словоизменение и словообразование.
После проведения диагностики делаются следующие выводы: активный словарный запас соответствует возрасту или ограничен, имеются или не имеются нарушения согласования и управления (аграмматизм).
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния активного словаря и грамматического строя речи в процессе логоритмических занятий.
Комплекс игр по развитию лексики представлен в приложении 2.
Аудио и видеоматериалы представлены в приложении 3.
Список литературы:
- Агуреева, Н. С. Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников / Н. С. Агуреева // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку : сб. тр. межрегион. конф. (Рязань, 15-17 дек. 2015 г.) / отв. ред.: О. А. Скрябина ; Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2015. – С. 11–15.
- Багринцева, Н. В. Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ / Н. В. Багринцева // Вопросы педагогики. – 2017. – № 6. – С. 10–13.
- Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Г. А. Волкова. – Москва : Просвещение, 1985. – 191 с.
- Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1999. – 316 с.
- Журомская, Т. В. К вопросу об использовании логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи / Т. В. Журомская // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 4/11. – С. 41–44.
- Филатова, Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики / Ю. О. Филатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. –2011. – Т. 3, № 1. – С. 99–111.
- Шакирова, А. Ш. Логоритмика – инновационные логопедические технологии для дошкольников / А. Ш. Шакирова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 4 (7). – С. 75–77.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Календарно – тематический план
1-я неделя сентября | «До свидания, лето» (цветы) |
2-я неделя сентября | «До свидания, лето» (грибы) |
3-я неделя сентября | «До свидания, лето» (ягоды) |
4-я неделя сентября | «До свидания, лето» (явления природы, лето-осень) |
1-я неделя октября | «Урожай» (овощи) |
2-я неделя октября | «Урожай» (фрукты) |
3-я неделя октября | «Урожай» (овощи, фрукты, ягоды) |
4-я неделя октября | «Краски осени» (деревья и кусты) |
1-я неделя ноября | «Волшебница вода» (поздняя осень, вода везде) |
2-я неделя ноября | «Животный мир» (домашние животные) |
3-я неделя ноября | «Животный мир» (домашние животные) |
4-я неделя ноября | «Животный мир» (дикие животные) |
5-я неделя ноября | «Животный мир» (дикие животные, кто как готовится к зиме) |
1-я неделя декабря | «Здравствуй, зимушка-зима!» (зимние явления природы) |
2-я неделя декабря | «Животный мир» (зимующие птицы) |
3-я неделя декабря | «Животный мир» (зимующие птицы) |
4-я неделя декабря | «Новогодний калейдоскоп» |
1-я неделя января | Новогодние праздники |
2,3-я недели января | «Моя семья» |
4-я неделя января | «Быть здоровыми хотим», «Азбука безопасности» |
5-я неделя января | «Наш быт» (мебель) |
1-я неделя февраля | «Наш быт» (бытовые приборы), «Азбука безопасности» |
2-я неделя февраля | «Наш быт» (продукты питания) |
3-я неделя февраля | «Наш быт» (посуда) |
4-я неделя февраля | «Наш быт» (одежда) |
1-я неделя марта | «Наш быт» (обувь) |
2-я неделя марта | «Город мастеров» (профессии) |
3-я неделя марта | «Город мастеров» (профессии) |
4-я неделя марта | «Весна шагает по планете» (весенние явления природы) |
5-я неделя марта | «Встречаем птиц» (перелетные птицы) |
1-я неделя апреля | «Встречаем птиц» (перелетные птицы) |
2-я неделя апреля | «Транспорт», «Мой город» |
3-я неделя апреля | «Транспорт», «Мой город» |
4-я неделя апреля | «Мир природы» (рыбы) |
1-я неделя мая | «Мир природы» (первоцветы) |
2-я неделя мая | «Мир природы» (насекомые) |
3-я неделя мая | «Мир природы» (насекомые) |
4-я неделя мая | «Вот какие мы стали большие» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплекс игр по развитию лексики
Тема: «Овощи»
Логоритмическое упражнение: «Урожай»
В огород пойдём | Идут по кругу, взявшись за руки, |
Урожай соберём | |
Мы морковки натаскаем | «таскают» |
И картошки накопаем | «копают» |
Срежем мы качан капусты | « срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный | показывают круг руками (3 раза) |
Щавеля нарвём немножко | «рвут» |
И вернёмся по дорожке | идут по кругу, взявшись за руки. |
Пальчиковый игротренинг
Тук – тук – тук-тук! | ритмичные удары ребром ладоней |
Раздаётся в доме стук | |
Мы капусту порубили | |
Перетёрли | трут кулачок о кулачок |
Посолили | указательный и средний пальцы трутся о большой |
И набили плотно в кадку | удары обеими руками по колену |
Всё теперь у нас в порядке | Отряхивают руки |
Тема: «Осень»
Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»
Мы листики осенние | Стоя, машут руками, |
На ветках мы сидели | (присели) |
Ветер дунул - полетели | Поднялись, бег по кругу |
Мы летели, мы летели | Бегут, кружатся |
И на землю тихо сели | приседают |
Ветер снова побежал | поднялись |
И листочки все поднял | покружились |
Пальчиковая гимнастика «Листочки»
1,2,3,4,5 | Загиб пальцев с большого |
Будем листья собирать | Сжимают и разжимают кулачки |
Листья берёзы | Загибают пальцы, начиная с большого |
Листья осины | |
Листики тополя | |
Листья рябины | |
Листья дуба мы соберём | Шагают по столу 2 и3 пальцами |
Маме осенний букет отнесём | Разводят руки |
Тема: «Мир природы»»
Логоритмическое упражнение «За малиной»
За малиной в лес пойдём, в лес пойдём | Идут в хороводе, взявшись за руки |
Спелых ягод наберём, наберём | Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды |
Солнышко высоко, а в лесу тропинка | Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, затем пальчиками достают тропинку, сделав наклон. |
Сладкая ты моя ягодка - малинка | Бегут по кругу, взявшись за руки |
Логоритмическое упражнение «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке | Ритмично на каждое слово стучат кулачками по коленям |
Продаёт она орешки | |
Лисичке - сестричке | Загибают по одному пальчику, начиная с большого |
Воробью, синичке | |
Заиньке усатому | |
Мишке толстопятому |
Тема: «Город мастеров»
Пальчиковый игротренинг «Ватрушки»
Мы для милого Ванюшки Испекли бы три ватрушки. Только нет у нас пока | Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная слов: «только нет у нас пока…» |
Ни муки и ни песка, Ни яиц, ни соли, Ни дрожжей, ни молока. | Поочерёдно сгибать пальцы, начиная с большого |
Логоритмическое упражнение «Каравай»
В землю зёрнышко посадим | Наклон вперёд |
Очень малое оно | присесть |
Но как солнышко засветит | Постепенно встаём |
Прорастёт моё зерно | |
Сожнёт косарь зерно | «косит» зерно |
И размелет его | Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения |
А хозяйка из муки испечёт нам пирожки | «печь» пирожки |
И большой каравай | Руки соединить в круг |
Всем на радость раздавай | Развести в стороны |
Тема: «Транспорт»
Логоритмическое упражнение: «Теплоход»
От зелёного причала оттолкнулся теплоход | Шаг вперёд, руки опущены |
Он назад шагнул сначала - раз, два | 2 шага назад |
А потом шагнул вперёд – раз, два | 2 шага вперёд |
И поплыл, поплыл по речке . набирая полный ход | Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода. |
Движения по кругу мелкими шагами |
Логоритмическое упражнение «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт | (дети бегут на носочках по кругу, расставив, руки в стороны) |
Отправляем самолёт | |
Правое крыло вперёд | поворот через правое плечо |
Левое крыло вперёд | поворот через левое плечо |
Полетел наш самолёт | бегут по кругу, руки в сторону |
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга ( попеременно) |
Паровоз и два коня, | |
Серебристый самолёт, | |
Три ракеты | |
Вездеход, | |
Самосвал, подъёмный кран – настоящий великан. | |
Сколько вместе? | Хлопают попеременно в ладоши и ударяют друг о |
Как узнать? Помогите сосчитать. | друга |
Тема: «Наш быт»
Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»
1,2,3,4 – | Загибают пальцы на двух руках |
Много техникивокруг: | хлопки |
Телевизор, холодильник, | Загибают пальцы, начиная с большого |
Чайник, миксер и утюг - | |
Много техники вокруг. | Хлопки рук |
Логоритмическое упражнение «Стулья»
Хоть у нас четыре ножки | Поднимают ноги, согнутые в коленях (4 раза) |
Мы не мышки, и не кошки | - грозит пальцем |
Хоть мы все имеем спинки | Нагнуться, показать спинку |
Мы не овцы, и не свинки | Встаём , грозим пальцем |
Мы не кони, хоть на нас | Приседаем со слов «хоть на нас» |
Вы садились много раз |
Тема: «Быть здоровыми хотим»
Пальчиковый игротренинг: «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики | Руки сцеплены в замок, сжимаем и разжимаем |
Мы с тобою подружились маленькие пальчики | Поочерёдное прикосновение пальцев друг с другом, начиная с большого, |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого, |
Начинай считать опять | Стряхивают пальчики |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики на обеих руках |
Мы закончили считать. | Стряхивают пальчики. |
Логоритмическое упражнение + диалог
-Что умеют наши ножки?
- Мы шагаем по дорожке (шагают)
-что умеют наши ножки?
-Побежим –ка по дорожке ( бег на месте)
-Что умеют наши ножки?
- Приседают на дорожке ( приседают)
- Что ещё умеют ножки?
- Пусть попляшут на дорожке («Пружинки»)
Игра: «Чей голосок?»
Все мы разом встанем в круг
Повернулись разом вдруг
Кто-то скажет: «Скок – скок-скок»
Угадай, чей голосок?
Тема: «Азбука питания»
Пальчиковая гимнастика «Ай да суп!
Глубоко – не мелко | Ладошки согнуть, сложить вместе, изображая кораблик |
Корабли в тарелке, | |
Луку головка, | Загибают пальчики , начиная с большого |
Красная морковка | |
Петрушка, картошка | |
И крупы немножко | |
Вот кораблик плывёт, | Ладошки согнуть, изображая кораблик, немного покачивая. |
Заплывает прямо в рот! |
Логоритмическое упражнение: «Винегрет и борщ»
Торопился на обед | Бег на месте |
Винегрет | |
Так старался, так спешил | |
Что в кастрюлю угодил: | Наклонились, опустили вниз, свесили. |
В кипяток свалился – винегрет сварился | |
Вот большая ложка - попробуйте немножко | Имитация еды , в руках ложка |
Вкусно? | |
Во! | Показывают большой палец |
Пальчиковая гимнастика
«Маша варежку надела»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок.)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме одного.)
в свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть оставшийся согнутым палец.)
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь, (Сжать пальцы в кулачок.)
здравствуй, пальчик, как живешь?»
«Ох, испачкалась одежда» (Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями)
Ох, испачкалась одежда,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
Мы ее не берегли,
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Тема: «Вещи человека»
Логоритмическое упражнение: «Сарафанчик»
Купила Оле мама пёструю панаму (руки у головы) | Дети сгибают руки в локтях, совершают ритмичные |
Купила Сарафанчик - (руки вниз, показывают сарафан) | поочерёдные движения, имитирующие движения рук робота |
На боку карманчик (руки на боку) | (текст произносится в ритм, чётко) |
На зелёном сарафанчике, | Руки внизу, показывают сарафанчик |
Как на поле – одуванчики, | |
Колокольчики , ромашки, | Наклон вперёд, ритмичные поочерёдные движения рук |
На ромашках – по букашке. | |
Выйдет Оля на опушку, не найдут её подружки | Шаг на месте |
Пальчиковый игротенинг «Вяжем шарфик»
То крючок, то петелька,
Вяжем шарфик Петеньке.
(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать тоже с другими пальцами: безымянный с безымянным, средний со средним, указательный с указательным)
Тема: «Моя семья»
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре мы считалочку учили»
Раз, два, три, четыре, | Сжимание в кулачок и разжимание пальцев обеих рук |
Мы считалочку учили: | |
Бабушка и мамочка, | Загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца правой руки |
Дедушка и папочка, | |
Вот братишка и сестрёнка, | |
Он – Антон, она – Алёнка. | |
Вот и вся моя семья, | |
Рассказал считалку я! |
Логоритмическое упражнение: «Мама»
Маме надо отдыхать | Всё логоритмическое упражнение дети идут на |
Маме хочется поспать | носочках, руки на поясе. На слова: «Я на цыпочках хо |
Я на цыпочках хожу | жу» - говорят шёпотом. |
Маму я не разбужу |
Логоритмическое упражнение «Помощники»
Маме надо печь топить | Дети идут друг за другом, руки на поясе. |
Чтоб обед нам всем сварить | |
Я дрова ей нарублю | Поворачиваются лицом, руки сцеплены в замок и |
Маму я свою люблю | делают наклон вперёд, имитируя рубку дров. |
На слова «маму я свою люблю» - обнимают себя обеими руками |
Тема: «Зимушка – зима»
Логоритмическое упражнение: «Снежинки»
Кружатся, кружатся снежинки, | Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре |
Как белые перья ложатся в перинки, | Руки стороны, плавно их опускают и постепенно приседают. |
Перинки, подушки, лежат на опушке | Взмахи руками влево-вправо снизу , у пола, |
И зайца следы - как петельки. | Перекрёстный шаг на месте. |
Украсили эти постельки. |
Пальчиковый игротренинг: «Рубим дрова»
Чтобы печку истопить, | Имитировать движения рук дровосека, |
Надо дров нам нарубить. | Пальцы « сплести», соединить ладони и стиснуть |
Рубим, рубим мы дровишки - | Их как можно сильнее. |
Пусть тепло будет детишкам. |
Тема: «Зимние виды спорта»
Логоритмическое упражнение «Санки»
Ух! Ух!Ух! | «Тарелочки» |
Мчатся сани | Хлопок справа, слева |
Во весь дух. | 2 раза топают |
Ух! Ух! Ух! | «тарелочки» |
Снег под горкой | Хлопки справа, слева |
Словно пух. | 2 хлопка над головой |
Логоритмическое упражнение: «Разминка»
Мы руки поднимаем | руки вверх |
Мы руки опускаем | руки вниз |
Потом мы приседаем | присесть , руки на поясе |
И дружно все встаём | подняться |
Мы руки повернём | поворот туловища |
И поворот кругом | Вокруг себя поворот |
Тема: «Новый год»
Логоритмическое упражнение: «Снежинки»
Мы снежинки, мы снежинки | Кружатся, делая плавные движения руками |
Покружиться мы не прочь. | |
Мы снежинки балеринки | Руками описывают круг |
Мы танцуем день и ночь | |
Встанем вместе все в кружок, | Образуют узкий круг, присели |
Получается снежок | |
Мы деревья побелили | Плавно поднимают руки |
Землю бархатом укрыли | Руки опускают |
И от стужи сберегли | Сидят, ручками прикрыв голову. |
Пальчиковый игротренинг
Дали мы Антошке | (имитация игры на детских музыкальных инструментах) |
Весёлую гармошку | |
Взял наш Петя барабан, | |
Коле нравится баян | |
На трубе дудит Егор- | |
Веселится весь наш двор. |
«Бусинки»
Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки
Их соберём в коробочку,
Наденем на верёвочку.
( для индивидуально работы с детьми по развитию мелкой моторики)
Ребёнок собирает бусинки на ниточку и приговаривает слова.
Тема: «Зимующие птицы»
Логоритмическое упражнение: «Воробей»
Воробей по лужице | Движения выполняем в соответствии со словами |
Прыгает и кружится | - прыгают, кружатся, наклоняются, хвостиками машут |
Пёрышки взъерошил он, | хлопают в ладоши; |
Хвостик распушил | |
Погода хорошая: «Чив», «Чив» |
Пальчиковый игротренинг «Птенчики»
Приносила пташка
Птенчикам букаше
Птенчики ждали -
Рты разевали,
Громко кричали
(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде)
Тема: «Животный мир»
Пальчиковый игротренинг «Заяц»
Сидит заяц под кустом | Поочерёдно сжимать и разжимать кулачки, |
Здесь семья его и дом | Руки на уровне плеч |
И верхушки длинных ушек | |
Все трепещут на макушке | |
В его доме нет дверей | |
Как спастись от злых зверей? |
Логоритмическое упражнение: «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, | Круговые движения головой в разные стороны |
Головой они крутили, | |
Вот так, вот так! | |
Медвежата мёд искали, | Наклоны в стороны |
Дружно дерево качали, | Руки вперёд |
Вперевалочку ходили | Ходьба по - медвежьи |
И из речки воду пили | Наклоны вперёд |
Вот так, вот так | |
А потом они плясали | пружинки |
Выше лапы поднимали | Поднимают ноги высоко |
Вот так, вот так |
Тема: «Дикие животные жарких стран»
Пальчиковый игротренинг «Я по Африке гулял»
Я по Африке гулял | «Ходим» по коленям указательными и средними пальцами рук обеих рук) |
И зверей там повидал | |
Длинношеего жирафа | (Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх) |
Высотою аж в три шкафа | |
Черепаху , тигра, льва и огромного слона | |
Я катался на Слоне… | Попеременно ударяем , то кулачок о кулачок, то ладошку о ладошку |
Жаль, что было всё во сне. |
Логоритмическое упражнение: «Мартышки»
На арене цирка – вышка, | Сложить руки в кулачки, имитировать движения рук |
А на вышке – две мартышки. | По верёвке вверх, а затем вниз. |
И они влезают ловко, | |
Вверх под купол – на верёвке. | |
Вниз скользят, как акробаты, | |
Очень ловкие ребята! |
Тема: «Подворье»
Логоритмическое упражнение: «Щенок»
Папа мне купил щенка, | Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдные движения, имитирующие робота, текст читается скандированно. |
Как смешон малыш пока! | |
Очень мил щенок и весел, | |
Ушки длинные развесил, | |
Брюшко –шарик, мокрый нос | |
Назову его Трезор, | |
Будем с ним ходить в дозор! |
Пальчиковый игротренинг: «Курица»
Как на нашей улице пробегала курица, | «Шагают» пальцами по подушке |
Растеряла всех цыплят - | Хлопки |
Шустрых, маленьких ребят! | |
Первый цыплёнок – следит за лягушкой, | Загибают по очереди пальцы |
Второй и третий – возле кадушки | |
Бабочку ловят – четвёртый и пятый | |
Эх, попадёт вам от мамы ребята! | Грозят пальцем! |
Тема: «Рыбы»
Логоритмическое упражнение: «Рыбы»
Щука в речке жила | Показ руками движений рыбы |
Щёткой воду мела | Наклон. Руками в разные стороны «метёт» |
Щи варила для гостей | Показ помешивания |
Угощала пескарей | Руки в стороны «угощаем» |
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть | Сложенными вместе ладонями изобразить как плавает рыбка |
Рыбка, рыбка, озорница | Грозят пальчиком |
Мы хотим тебя поймать | Медленно сближают ладони, хлопок |
Рыбка спинку изогнула | Изображают как плавает рыбка |
Крошку хлебную взяла | Делают хватательные движения обеими руками |
Рыбка хвостиком махнула | Изображают двумя ладонями, сложенными вместе, как плавает рыбка |
Рыбка быстро уплыла. |
Тема: «Профессии»
Пальчиковый игротренинг: «Повар»
Повар готовил обед, а тут отключили свет | ребром ладони стучат по коленям |
Повар леща берёт и опускает в компот | загибают большой палец на правой руке |
Бросает в котёл поленья | указательный |
В печку кладёт варенье | |
Мешает суп кочерёжкой | средний |
Угли берёт поварёшкой | |
Сахар сыплет в бульон | мизинец |
И очень доволен он! | разводят руками |
Логоритмическое упражнение «Я шофёр»
Я шофёр – помыл машину | топающий шаг |
Сел за руль и выгнул спину | «руль» в руки, |
Загудел мотор и шины | спина прямая |
Зашуршали у машины | «р-р-р – произносят; «ш-ш-ш – произносят. |
Подметает дворник двор, | руками машет в разные стороны |
Убирает дворник сор. | |
Наш охранник на посту смело смотрит | Повороты в разные стороны, ладонь ко лбу |
А сапожник сапоги для любой сошьёт ноги. | Присесть, встать, выставляя ногу на пятку. |
Тема: «Мамин праздник»
Логоритмическое упражнения: «Помогаю маме»
Свою маму я люблю | Руки в стороны и прижать к груди (2р) |
И всегда ей помогу | |
Вот так! Вот так! | |
Свою маму я люблю | Имитация колки дров (руки в замок – 2р) |
Я ей дров наколю | |
Вот так! Вот так! | |
Свою маму я люблю | Руки в стороны и прижать к груди |
И всегда ей помогу | |
Вот так! Вот так! |
Пальчиковый гимнастика «Помощники»
Мы бельё стирали сами | |
Мы его прополаскали | |
и не капли не устали | |
Будем снова полоскать | |
Будем маме помогать |
Тема: «Народные промыслы»
Логоритмическое упражнение: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник | («надуть» живот, одна рука на поясе) |
Очень важный , как начальник | Другая изогнута, как носик. |
Вот фарфоровые чашки, | Приседать, одна рука на поясе |
Очень хрупкие, бедняжки | |
Вот фарфоровые блюдца, | (кружиться, рисуя руками круг) |
Только стукни - разобьются. | |
Вот серебряные ложки, | Потянуться, руки сомкнуть над головой. |
Вот пластмассовый поднос - | |
Он посуду нам принёс. | (сделать большой круг) |
Пальчиковый игротренинг « Чудо Гжель»
Ай да посуда, что за диво, хороша , и та, и та, | Прикасаются одновременно пальцами обеих рук |
Вся нарядна и красива, расписная , вся в цветах! | Поочерёдные удары (ладонь – кулачок) |
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки, | Загибают поочерёдно пальцы обеих рук |
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. | большой и указательный пальцы, согнуты в колечки, «подносят» колечки к глазам |
Сотворили это чудо не за тридевять земель | удары кулачок о кулачок ( молоточки) |
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель. | рисуют пальчиком у себя на ладошке. |
Тема: «Народный фольклор»
Пальчиковая гимнастика: «Родные братья»
Ивану большому – дрова рубить, | Загибаем пальцы, начиная с большого. |
Ваське – указке – воду носить, | |
Мишке среднему – печку топить, | |
Гришке – сиротке – кашу варить, | |
А Крошке – Тимошке – песенки петь, | |
Песни петь и плясать, | Хлопки ( чередование ладонь – кулачок) |
Родных братьев потешать. | |
Логоритмическое упражнение: «Баба сеяла горох»
Баба сеяла горох - | Прыжки |
Прыг – скок, прыг-скок! | |
Обвалился потолок - | |
Прыг – скок, прыг – скок! | |
Баба шла, шла, шла, | ходьба на месте |
Пирожок нашла | Наклон , коснуться пола |
Села, поела | присели |
Опять пошла | ходьба на месте |
Баба стала на носок, | Ноги вперёд, нога на носок |
А потом на пятку | на пяточку |
Стали русского плясать | другая нога на носок, потом на пятку |
А потом присядку. | присядка |
Тема: «Народные праздники и традиции»
Пальчиковый гимнастика: «Масленница – кривошейка»
Масленница – кривошейка, | Хлопки |
Встретим тебя хорошенько, | Потирают рука об руку |
С блинцами, каравайцами, с вареничками, | загибаю пальцы по одному |
С сыром, с маслом, с калачом и печёным яйцом! | |
В первый день её встречают, весёлой песней зазывают. | Машут обеими кистями рук – «зазывают» |
Логоритмическое упражнение: «Колядушки»
Лада- ладушки-ладошки | Хлопки |
А пойдём – ка по дорожке | Ходьба на месте |
Да к соседям с Колядой | |
За подарками гурьбой | |
Лада-ладушки - ладки | хлопки |
А послушай те колядки | руки поочерёдно подносят к ушам – «слушают» |
Нас поздравьте, | Разводят руки |
Обнимите, | Обнимают себя руками |
И гостинцы подарите. | руки соединяют, показывая круг – «подарок» |
Тема: «Весна»
Пальчиковая гимнастика «Весна идёт»
На сосну взобрался Миша | имитация взбирания на дерево |
С ветки даль ему видна | Ладошку приставить «козырьком ко лбу |
Смотрит на холмы и крыши | рукой сделать волнообразные движения, а затем сложить руки над головой – «крыша» |
Не идёт ли к нам весна? | ходьба на месте |
За деревней, за долиной | посмотреть влево, вправо |
Где прозрачен небосвод | показать руками небо |
Клин увидев журавлиный | сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук |
Закричал: «Весна идёт» | вскинув руки вверх, в стороны. |
Логоритмическое упражнение:
«Весенняя телеграмма» - Азбука Морзе
Дятел сел на толстый сук – тук-тук-тук | стучат кулачками в ритм |
всем друзьям своим на юг – тук-тук-тук | |
Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-тук | |
Что весна уже настала – туки – туки - тук | |
Ручейки давно бегут – туки – тук - тук | |
И подснежники растут – туки – тук-тук-тук | |
Дятел зиму зимовал – тук - тук | |
И на юг он не летал – тук-тук | |
Вот понятно почему дятлу скучно одному |
Тема: «Лето»
Логоритмическое упражнение: « Радуга – дуга»
Здравствуй, радуга-дуга. | Дети выполняют поклон. |
Разноцветный мостик! | Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу. |
Здравствуй радуга-дуга! | Вновь выполняют поклон. |
Принимай нас в гости. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Мы по радуге бегом | Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая |
Пробежимся босиком. | колени. |
Через радугу -дугу | Встают яйцом в круг, делают четыре прыжка на носках. |
Перепрыгнем на бегу | Делают ещё 4 прыжка на носках |
И опять бегом , бегом | Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени |
Пробежимся босиком. |
Пальчиковый игротренинг: «Лето»
Вот за что люблю я лето? | Хлопают в ладоши |
Лето солнышком согрето. | Загибают пальцы , начиная с большого. |
Два – в лесу растёт ромашка, | |
Три – ромашки – посмотри! | |
А четыре – это лес, | |
Полный сказок и чудес. | |
Пять – купались мы опять. | |
Шесть – пора грибов поесть. | |
Семь – малины я поем. | |
Восемь – сено мы покосим. | |
Девять – бабушка идёт, | |
Землянику нам несёт. | |
Десять – все вокруг в листву одето. | |
Вот за что люблю я лето. | Хлопки в ладоши |
Тема: «Насекомые и пауки»
Логоритмическое упражнение: «Насекомые над лугом»
Жу-жу-жу – жужжит пчела | Дети расставляют руки в стороны, |
Я лечу издалека | Ритмично помахивают руками. |
Зу-зу-зу – комар пищит | Указательные пальцы выставляют вперёд, остальные сжимают. |
Укусит скорей спешит. | Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперёд. |
Уф-уф-уф - как паровоз, | Ритмично притопывают ногами. |
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. | |
Жук гудит: гу-жу, гу-жу | Делают ритмичные хлопки. |
Я любого разбужу. |
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Прилетела к нам вчера - | Машут ладошками. |
Полосатая пчела. | |
За нею шмель-шмелёк, | Загибаем по очереди пальцы, начиная с большого. |
И весёлый мотылёк, | |
Два жука и стрекоза, | |
Как фонарики глаза, | Делают кружки из пальцев и подносят к глазам. |
Пожужжали, полетали, | машут ладошками. |
От усталости упали. | Роняют ладони на стол. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка: ...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Направления логопедической работы по компенсации речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи I-III уровня.
Процесс формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ...
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся третьего года обучения, имеющих общее недоразвитие речи
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи...
Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием ...