Развитие памяти у детей с функциональным нарушением зрения.
статья по теме

Назарова Анна Анатольевна

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, сможет ли он качественно и быстро запоминать учебный материал на уроках. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. В зависимости от того, какой орган участвует в восприятии, память бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. А в зависимости от вида информации память делится на словесную, образную, двигательную, эмоциональную.
У младших дошкольников обычно лучше развита непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте психические познавательные процессы становятся произвольными. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, надо научить ребёнка тренировать память. Надо показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать. Помощь эту должны оказывать взрослые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, сможет ли он качественно и быстро запоминать учебный материал на уроках. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. В зависимости от того, какой орган участвует в восприятии, память бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. А в зависимости от вида информации память делится на словесную, образную, двигательную, эмоциональную.
У младших дошкольников обычно лучше развита непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте психические познавательные процессы становятся произвольными. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, надо научить ребёнка тренировать память. Надо показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать. Помощь эту должны оказывать взрослые.
Особого внимания требуют дети со зрительной патологией. Нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций затрудняет восприятие признаков, свойств, местоположения предметов окружающего пространства. Знания детей с косоглазием и амблиопией о предметном мире носят частичный, неполный и фрагментарный характер. У них наблюдается снижение способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно – перцептивном процессе
умений и навыков сравнения, анализа, синтеза, классификации. Поэтому игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательных навыков.
Коррекционную работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя знакомые малышам предметы (мяч, ведёрко, лопатка, матрёшка, пирамидка и др.), можно провести игры «Собери в корзинку», «Я беру на прогулку…». Цель игр: учить правильно называть предметы, развивать внимание, зрительную память. На этом же материале проводятся игры «Какой игрушки не хватает?» - развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, обогащение словарного запаса; «Что изменилось?» - развитие зрительной памяти, цветовосприятия, внимания. С интересом дети играют со сказочными персонажами. На первом этапе лучше использовать не картинки, а объёмные фигуры, игрушки. Параллельно с запоминанием образов у детей развивается тактильное восприятие, которое дополняет представление о предметах. Для игр с подключением осязания надо подбирать игрушки (сказочные персонажи) с ярко выраженными отличительными признаками: сказка «Курочка ряба» - курочка, яйцо, мышка; сказка «Колобок» - зайчик, колобок, лисичка.
Развитию внимания и памяти способствует выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др. Всё зависит от творчества и фантазии педагога. Главное, чтобы ребёнок понимал смысловую связь между предметами. Такой материал легче запоминается чем набор произвольно подобранных изображений. Обучение способам запоминания будет происходить в более старшем возрасте.
Когда малыши будут справляться с заданиями, можно переходить на запоминание более абстрактного материала – геометрических фигур. В таких игровых упражнениях дети с нарушением зрения не только запоминают объекты, но и развивают глазодвигательные функции, умение ориентироваться в малом пространстве, активизируют зрительные образы и сенсорные эталоны.
У значительной части детей с низкой остротой центрального зрения нарушается восприятие цвета, происходит смешивание сходных по форме предметов. В связи с этим наглядный материал должен иметь чёткие контуры, определённый размер. Недостатки в цветовосприятии можно компенсировать за счёт усиления насыщенности и яркости цветных изображений.
Для игрового упражнения «Запомни кружочки» берутся кружочки одинакового размера, но разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Задания: запомнить последовательность расположения, отгадать чего не стало. В игровом упражнении «Бусы для куклы» необходимо воспроизвести заданную последовательность геометрических фигур по памяти. Развитие внимания, памяти и восприятие размера происходит при выполнении игрового упражнения «Построим ступеньки». Задания
 : выложить квадраты или прямоугольники одного цвета в порядке возрастания, убывания, в заданном воспитателем порядке. Как усложнение этого упражнения может быть использование разноцветных фигур. Тогда ребёнку необходимо запомнить не только последовательность расположения прямоугольников по высоте, но и по цвету. Посредством таких игровых заданий решается ещё одна коррекционная задача – развитие зрительно – моторной координации. Для проведения игровых упражнений удобно пользоваться большим фланелеграфом для педагога и индивидуальными (настольными) для детей.
Работа с более старшими дошкольниками также строиться на системе игр, направленных на улучшение, развитие всех видов памяти. Параллельно происходит развитие воображения, логического и образного мышления, совершенствуются предметные представления. Если игровой
материал для младших дошкольников имеет небольшой объём (3-4 предмета или картинки), то для старших дошкольников он состоит уже из 5-10 предметов или картинок.
Как бы ни была хороша память у ребёнка, тем не менее, необходимо тренировать зрительную память и зрительное внимание. Сложность состоит в том, что та или иная патология органа зрения влияет на процесс восприятия. Так при амблиопии затрудняется фиксация взора, восприятие формы и величины предмета; при косоглазии ограничивается возможность обозрения окружающего мира, при миопии затрудняется процесс рассматривания предметов, удалённых на определённое расстояние; при гиперметропии затруднено восприятие предметов, находящихся как вблизи, так и вдали от глаз; при нарушениях бинокулярного зрения отмечаются отклонения в развитии двигательной функции глаза, недостатки фиксации, контрастного различения, нарушение прослеживающих функций. Поэтому наглядные пособия для тренировки зрительной памяти должны своим содержанием побуждать детей и стимулировать их интерес к дидактическим играм, а формой, цветом, величиной соответствовать состоянию зрения ребёнка.
Для старших дошкольников актуальными являются упражнения на запоминание цифр, букв, слов: «Цифровой ряд», «Я - фотоаппарат», «Путаница из геометрических фигур», «Запомни  фигуры из палочек», «Запомни рисунки».
Упражнение «Запомни рисунки» можно проводить так : ребёнку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят рассмотреть его и запомнить фигуры (их всего 9). Далее ребёнку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и ещё 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Упражнение проводится до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не более 1,5 минут.
Для усложнения игр используются изображения предметов в разных модальностях (контурном, силуэтном). На подготовительном этапе целесообразно провести дидактические игры «Чья тень?», «Кто мы?», «Забавные превращения». Сначала дети должны научиться составлять пары «цветное изображение – контурное изображение», «цветное изображение – силуэтное изображение», «контурное изображение – силуэтное изображение» для лучшего понимания и узнавания картинок. Варианты игр могут быть такие : «Выложи, как запомнил», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни цветные картинки, а выложи контурные (силуэтные)». В качестве игрового материала хорошо использовать рисунки животных, игрушек, листьев растений, овощей, фруктов. Вышеперечисленные упражнения не только развивают внимание и память, но и активизируют зрительные образы, совершенствуют и уточняют предметные представления.
Комплексный подход в организации игровых упражнений по развитию памяти предусматривает участие всей анализаторной системы, формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из – за недостаточности зрительной информации могут создаваться неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям задания для развития бимануального осязательного восприятия, развивать умение «запоминать руками». Этому способствуют игры и упражнения на определение геометрических фигур, объёмных игрушек, конструктивных деталей на ощупь: «Найди заданную фигуру в «Волшебном мешочке», «Распредели в группы», «Убери лишнюю фигуру», «Разложи верно». При организации такой работы дети осуществляют действия переноса: зрительно – осязательное, осязательно – зрительное, осязательно – осязательное. Например, ребёнку предлагается посмотреть на фигуры (игрушки), запомнить их, а затем найти такие же на ощупь в «Волшебном мешочке». Вариант игры – наоборот: «запомнить» руками предметы, а потом найти их среди предложенных педагогом.
Тактильная память крайне важна для формирования эмоциональности. Она развивает способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для этого можно использовать дощечки прямоугольной формы с различной шероховатостью. Дощечки вырезаются из прочного материала и на обратной стороне нумеруются. На лицевую сторону наклеиваются: мех, наждачная бумага, фланель, толстый шнурок, спички или маленькие палочки, целлофан, бархатистая ткань, вельвет и др ткани. Задания к игре с дощечками могут быть такие:

  1. Разложи дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотри. Закрой глаза и перемещай их. Разложи дощечки в прежнем порядке.
  2. Выбери на ощупь дощечки, которые напоминают кошку, стекло, газон со стриженой травой, шубу.

Используя ощущение от разных поверхностей, можно восстанавливать в памяти картинки, характер или голос, внешность или привычки знакомых людей, окружающую обстановку.
Значительную часть информации об окружающем мире дети с нарушением зрения получают при помощи обоняния. Именно обонятельная память часто помогает им ориентироваться в окружающем пространстве, в помещении (запах кухни, прачечной, медицинского кабинета). С целью развития этого вида памяти целесообразно создать «Банк запахов», куда войдут ароматы средств по уходу за телом, фруктов, специй, кофе.
Игровые упражнения «Узнай по запаху», «Найди определённый запах», «Угадай овощи (фрукты)» полезны не только в плане развития обонятельной памяти, но нужны для будущей жизни детей.
Тренировка памяти происходит эффективнее, если научить детей способам расширения способности к запоминанию. Одним из них является способ отыскивания аналогии. Например, при запоминании цифр какое – то число совпадает с возрастом ребёнка, какое – то с номером квартиры и т. д. Целесообразно предложить самостоятельно найти какие – то аналогии для воспроизведения игрового материала. Такой же приём можно использовать для тренировки запоминания букв и слов. Необходимо учить использовать воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в памяти.
Любая тренировка приносит положительные результаты только тога, когда дети систематически упражняются в развитии памяти. Это может происходить и на занятиях, и в свободное время. Игровые упражнения на занятиях целесообразно проводить на материале изучаемого предмета. А вне занятий можно использовать любой другой материал. Главное, чтобы он был интересен ребёнку и подобран с учётом его индивидуальных особенностей.
Работа по развитию памяти требует сосредоточённости ребёнка и контроля со стороны педагога. Поэтому целесообразно проводить её индивидуально или с небольшой подгруппой воспитанников. Память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на детей. Для этого у взрослых есть замечательный инструмент – игра. Именно посредством игры можно не только улучшать память, но и развивать воображение, образное мышление, творческий потенциал и способствовать в целом росту общего интеллектуального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"

Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка....

Внедрение коррекционно-развивающих технологий, оптимизация тифлопедагогических условий для качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей с глубокими нарушениями зрения.

Успешная интеграция инвалидов в обществе зависит не только от полученного образования, но и от уровня социализации. Само по себе среднее специальное или даже высшее образование без социальных навыков,...

Игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями

дидактические игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями...

Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....


 

Комментарии

Плотникова Людмила Васильевна

Очень полезная статья!