Пейзажная лирика И.Бунина
план-конспект урока (9 класс) по теме

Солодянкина  Елена Викторовна

Урок-практикум по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_liter._peyzazhnaya_lirika_i.bunina.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе

 в 9 классе слабослышащих

                                                    Учитель: Солодянкина Елена Викторовна

Тема:                      Пейзажная лирика И.А.Бунина.                                                                 Стихотворения  «Бушует полая вода…» и «Северная берёза».

Форма проведения:   Урок – практикум.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина, помочь увидеть творческий почерк поэта.
  2. Учить анализу лирического стихотворения.
  3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие текста.
  4. Совершенствовать навыки осмысленного, выразительного чтения.
  5. Развивать восприятие на слух вопросов и заданий учителя.
  6.  Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Репродукции картин Е.Волкова «В конце зимы», «В лесу. По весне»,   А.Саврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна. Оттепель»,   Ф.Васильева «Оттепель», И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода», С.Жуковского «Ранняя весна».

Аудиозапись фортепианной пьесы П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка».

Листы с текстами стихотворений И.Бунина.

Карточки с практическими заданиями.

Ход урока:

Этапы работы над стихотворением И. Бунина «Бушует полая вода»

  1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Используемые методы:

Рассказы детей о природе весной (личные впечатления).

Рассматривание иллюстраций, их озаглавливание, проведение словарно-стилистических упражнений.

  1. Непосредственное восприятие стихотворения.

        Используемые методы:

        Выразительное чтение педагога.

        Репродуктивная беседа на выявление уровня восприятия.

        Чтение стихотворения детьми.

  1. Углубленное изучение произведения.

       Выборочное чтение.

       Словесное рисование.

       Аналитическая беседа.

       Словарно-стилистические упражнения.

       Выразительное чтение.

  1. Обобщение изученного.

       Сравнение текста  с иллюстрациями. Выбор самой подходящей к содержанию  и настроению текста репродукции (иллюстрации) .

       Оценочное суждение о прочитанном.

     

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Сегодня на уроке мы будем учиться  вдумчиво  читать и анализировать пейзажные стихотворения И.А.Бунина. Работайте активно, внимательно слушайте мои вопросы.
  2. Подготовка к восприятию.  (Учитель задаёт вопросы за экраном.)

- Какое сейчас  время года?   (Весна)

 - Какой сейчас месяц?  (Март)

- Какая в  этом году весна?  (Ранняя весна)

- Что обычно происходит в природе в начале  марта?   (Обычно только начинает таять снег, появляются проталинки, бегут первые ручейки, прилетают грачи)

  1.  Реализация домашнего задания.

Какое впечатление произвела на вас экскурсия в природу?

Прочтите свои сочинения-зарисовки.

- Посмотрите на картины русских художников. К какому жанру живописи относятся эти картины? (Это пейзажи)                                      - Что их объединяет? (На всех этих пейзажах  изображена ранняя весна.)                                                                                                             - Какие признаки весны мы видим?

-Великий русский поэт Иван Алексеевич Бунин был настоящим художником слова. Послушайте, как он описывает приход весны.

4. Выразительное чтение стихотворения «Бушует полая вода…» учителем. 

             Бушует полая вода,

 Шумит и глухо, и протяжно.

 Грачей пролетные стада

 Кричат и весело, и важно.

 

 Дымятся черные бугры,

 И утром в воздухе нагретом

 Густые белые пары

 Напоены теплом и светом.

 

 А в полдень лужи под окном

 Так разливаются и блещут,

 Что ярким солнечным пятном

 По залу "зайчики" трепещут.

 

 Меж круглых рыхлых облаков

 Невинно небо голубеет,

 И солнце ласковое греет

 В затишье гумен и дворов.

 

 Весна, весна! И все ей радо.

 Как в забытьи каком стоишь

 И слышишь свежий запах сада

 И теплый запах талых крыш.

 

 Кругом вода журчит, сверкает,

 Крик петухов звучит порой,

 А ветер, мягкий и сырой,

 Глаза тихонько закрывает.

 

Репродуктивная беседа, выявление уровня восприятия прочитанного.

     - Какое время года описано в стихотворении? (Ранняя весна)

     - По каким признакам вы это определили?  (Бушует вода, кричат грачи, тает снег)

     - Перечитайте стихотворение внимательно, постарайтесь запомнить как можно больше признаков весны.

     - Письменно ответьте на вопрос: Какие картины стихотворения вам запомнились?

      - Прочтите вслух свои записи.

      -Чтобы текст  предстал перед вашим воображением ярче, перечитаем его по строфам.

      - Вспомним, что называют строфой. (Это  группа строк, связанных рифмами)

      - Сколько строф в стихотворении? (Шесть строф)

  1.     Углубленное изучение произведения.(«Вслед за автором»)

- Прочтите первую строфу.

  - Какими звуками наполнена природа весной?  (Шумит вода, кричат грачи)

- Какие это звуки, какое настроение они рождают?  (Волнение и радость)

- Прочтите вторую строфу.

- Какое время суток изображено?   (Утро)

- Что подмечает автор весенним утром?

-Как вы понимаете выражение «Дымятся чёрные бугры»? Как можно сказать по-другому?   (Пар поднимается от проталин)

- Чем наполнен этот пар?  (Теплом и светом)

- Перечитаем третью строфу.

- Какое время суток описано? (полдень)

- Что можно нарисовать на иллюстрации к этой строфе?

- Почему слово «зайчики» автор взял в кавычки?                                                                  (Оно употребляется в переносном значении)

- Какие «зайчики» трепещут в комнате? (Солнечные)

- Куда переносится взгляд автора в четвёртой строфе? Прочтите её. (Автор любуется небом и ласковым солнышком)

- Какие слова  употребляет автор для описания облаков, неба, солнца?

- Облака какие?

-Как голубеет небо?

-Солнце какое?

-Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (Слово гумно.)

- Гумно - это  большое помещение, где молотили и хранили зерно.

- Прочтите  пятую строфу.

- Какие чувства испытывает автор?

- Какими запахами наполнен  воздух? ( «И слышен свежий запах сада и теплый запах талых крыш»)

- Закройте глаза и попытайтесь представить эти запахи.

- Чем могут пахнуть талые крыши?  (Возможно, щепой или прелой соломой)

- Прочтём заключительную строфу стихотворения.

- Обратите внимание, как автор передаёт краски и  звуки весны : журчит, сверкает  вода, звучит крик петухов. А что ещё чувствуем мы своей кожей?    ( Мы ощущаем прикосновение мягкого и сырого ветра)

- Итак, как  автор обогатил наше представление о  приходе весны?

(Мы не только увидели её цвета и краски, не только услышали весенние звуки, но и почувствовали аромат весны, ощутили её прикосновение своей кожей.)

Прочтём стихотворение целиком.  (Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.)  

                                                                                                                                    Словарно-стилистическое упражнение.    (Работа с карточками) (Во время самостоятельной работы учеников в классе звучит музыка П.И.Чайковского.)

Выберите из текста и запишите в тетради эпитеты (образные, художественные определения)  к словам:

Пары (пар)……….

Облака…………….

Солнце……………

Небо……………….

Запах сада………..

Запах крыш………

Ветер………………

(Если чувствуете необходимость, перепишите из карточки в тетрадь определение термина  «эпитет»).

  1. Обобщение изученного.

- Снова обратимся к репродукциям картин русских художников.

- Какая из картин ближе всего  и по содержанию стихотворению И.А.Бунина, прочитанному нами? (Наиболее близки Бунинскому стихотворению картины Саврасова «Грачи прилетели» и «Ранняя весна. Оттепель».

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Бушует полая вода»? Какие мысли и чувства оно вызвало?

-

7.   Чтение и анализ стихотворения  «Северная берёза».

        Работа по карточкам:

-Внимательно прочтите текст.

Над озером, над заводью лесной -

 Нарядная зеленая береза...

 "О девушки! Как холодно весной:

 Я вся дрожу от ветра и мороза!"

 

 То дождь, то град, то снег, как белый пух,

 То солнце, блеск, лазурь и водопады...

 "О девушки! Как весел лес и луг!

 Как радостны весенние наряды!"

 Опять, опять нахмурилось, - опять

 Мелькает снег и бор гудит сурово...

 "Я вся дрожу. Но только б не измять

 Зеленых лент! Ведь солнце будет снова".

- Кто является лирическим героем стихотворения?  (Берёза)

- Какой художественный приём использовал автор?

- Как называется художественный приём, когда неодушевлённому предмету приписываются свойства человека ( в данном случае- способность говорить)?

(Это олицетворение)

- Чем необычна композиция (построение) стихотворения?   (Каждая строфа делится на две части – слова автора и голос берёзы.)

- Какие чувства испытывает берёза? (Она дрожит от холода, радуется солнцу и своей юности, боится измять свои наряды – совсем как молоденькая девушка)

- К кому обращается берёза? ( К девушкам)

- Как вы думаете, почему именно к ним? (Она сама похожа на девушку)

- Какие эпитеты использует автор для описания берёзы?  (Нарядная, зелёная)

- Выпишите из текста :    А)    сравнение;

                                            Б)    повторы.

- С какой интонацией следует читать это стихотворение?

Какое настроение дарит нам стихотворение «Северная берёза»? (Радость, ощущение свежести, молодости, чистоты).

8.Домашнее задание.

-Составьте партитуру чтения понравившегося вам текста. Приготовьтесь к его выразительному чтению.

9. Итоги урока. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пейзажная лирика Пушкина. Материал к уроку.

Данный материал может быть использован и для уроков и для конференций школьников....

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)

 Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...

Урок литературы в 9 классе "Пейзажная лирика А.С.Пушкина".

Анализ пейзажной лирики А.С.Пушкина....