Программа кружка "Глиняные превращения"
рабочая программа на тему

Дедяева Галина Александровна

 

Программа кружка  «Глиняные превращения»  программа развития детей через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий.     

      Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Необходимым условием построения системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

     Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента – вот характерные особенности произведений народно декоративно прикладного искусства.

     Огромную роль в воспитании патриотизма, национальной гордости играет народная глиняная игрушка. Она уникальна по своей выразительности и пластичности. В ней важно всё: и целостное воздействие образа на воображение и отдельные элементы ритма, и яркость, и внешняя броскость.

      Программа кружка  «Глиняные превращения»  программа развития детей через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий.      

      Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

     Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики – очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно-прикладной деятельности.

     Глина – это благодатный материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Именно поэтому так важны занятия по лепке для воспитанников с ограниченными возможностями.

 Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы, развивает их личность детей.

     Цель программы:  - развитие художественно-творческих способностей детей.

 Задачи: 

- знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством;

- формировать умения лепить и расписывать различные изделия из глины;

- развитие творческого мышления, коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря, развитие мелкой моторики.

Формы работы на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностях детей.

Содержание занятий выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания, полученные на уроках рисования, труда, естествознания. А также разработаны технологические карты  для зрительного восприятия и улучшения качества изготовления. Программа включает теоретическую и практическую работу. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от умения и навыков младших школьников. В программе «Глиняные превращения»  выделены 2  раздела. Программа рассчитана на 1 год обучения 35 часов.    

Примерный тематический план

Раздел

Название темы

Количество часов

всего

теории

практики

Работа с глиной

Вводное занятие: Декоративно-прикладное искусство»

1

1

Подготовка глины к работе.    Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины        

2

1

1

Лепка «Декоративных изделий»

5

1

4

Лепка «Дымковских игрушек»

4

1

3

Лепка «Филимоновские лошадки»

3

3

Роспись глиняных изделий

Занятие Ознакомление с гжельским промыслом»    

1

1

Роспись посуды

6

6

Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек.

1

1

Роспись  игрушек.

6

6

Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек                                      

1

1

Роспись  игрушек.      

5

5

Итого:

35

7

28

Вводное занятие: Декоративно-прикладное искусство»

Сообщение детям исторической справки о возникновении глиняной игрушки.

Подготовка глины к работе.    Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины.

         Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы                                   лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.

Лепка «Декоративных изделий».

           Формировать умения передавать выразительные особенности декоративных изделий. Просмотр (узоров, формы). Показ с объяснением лепки. Консультирование во время работы.

Лепка «Дымковских игрушек»

Рассматривание различных фигурок дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей. Подробное объяснение  выполнения фигуры, с показом последовательности.

Лепка «Филимоновские лошадки»

Рассматривание и анализ образец.   Деление глины на части, для выполнения игрушки. Показ и объяснение приемы лепки каждой из деталей. Приемом промазывания скрепляем детали. Выполнение.

Занятие  Ознакомление с гжельским промыслом»    

         Познакомить детей с историей гжельского промысла.

Роспись посуды.

         Формировать умения детей украшать глиняные изделия гжельскими узорами.

Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек.

           Рассмотреть с детьми декоративные элементы дымковской росписи: точки, круги, прямые и волнистые линии.

Роспись  игрушек.

         Учить расписывать объемные игрушки дымковскими узорами.

Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек.

         Познакомить детей с декоративными элементами (точки, круги, ёлочки, солнышко).   И цветовой гаммой (желтый, зелёный, синий, красный и малиновый)  филимоновской  росписи.                                

 Роспись  игрушек.      

       Учить расписывать объемные игрушки филимоновской  росписиью.                                

Материалы и оборудования для организации занятии:.

глина, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак

Инструкция по технике безопасности при работе с глиной:

1.      перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки

2.      нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении  радом сидящего человека

3.      при работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках

4.      на рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.

5.      при завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах

6.      после обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость

7.      по окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

Ожидаемые результаты.

Должны знать:

1.      технику безопасности

2.      технологию лепки разными способами

3.      особенности последовательной работы

4.      росписи ДПИ

Должны уметь:

1.      пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой

2.      применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте

3.      самостоятельно выполнять изделия средней сложности

4.      правильно применять расцветку в покраске изделий

Литература

И.Я. Богуславской «Дымковская игрушка»

Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - М: Пр.,1979

Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998

Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении». – Пеленг,1992

Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989

Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996

Н.М. Конышевой «Лепка в начальных классах»

Сокольникова Н.М. «Изоб. искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Программа элективного курса "Тайны химических превращений"

Программа элективного курса  «Тайны химических превращений» включает в себя учебную программу, учебно-тематический план, описание опытов.Данный курс рекомендован для учащихся общеобра...

Программа по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних "Удивительные превращения"

        В реабилитации несовершеннолетних особое место занимает реабилитация через творческий процесс. Включение ребенка в творческий процесс – будь то рисование, ...

Программа элективного курса для 8 класса " В мире химических превращений"

Аннотация к рабочей программевнеурочной деятельности по химии для8 класса «В мире химических превращений». 1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.Програ...

Программа кружка "Чудесные превращения"

Программа содержит практический материал...