Программа кружка "Глиняные превращения"
рабочая программа на тему
Программа кружка «Глиняные превращения» программа развития детей через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Необходимым условием построения системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента – вот характерные особенности произведений народно декоративно прикладного искусства.
Огромную роль в воспитании патриотизма, национальной гордости играет народная глиняная игрушка. Она уникальна по своей выразительности и пластичности. В ней важно всё: и целостное воздействие образа на воображение и отдельные элементы ритма, и яркость, и внешняя броскость.
Программа кружка «Глиняные превращения» программа развития детей через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики – очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно-прикладной деятельности.
Глина – это благодатный материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Именно поэтому так важны занятия по лепке для воспитанников с ограниченными возможностями.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы, развивает их личность детей.
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей детей.
Задачи:
- знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством;
- формировать умения лепить и расписывать различные изделия из глины;
- развитие творческого мышления, коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря, развитие мелкой моторики.
Формы работы на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностях детей.
Содержание занятий выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания, полученные на уроках рисования, труда, естествознания. А также разработаны технологические карты для зрительного восприятия и улучшения качества изготовления. Программа включает теоретическую и практическую работу. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от умения и навыков младших школьников. В программе «Глиняные превращения» выделены 2 раздела. Программа рассчитана на 1 год обучения 35 часов.
Примерный тематический план | ||||
Раздел | Название темы | Количество часов | ||
всего | теории | практики | ||
Работа с глиной | Вводное занятие: Декоративно-прикладное искусство» | 1 | 1 | |
Подготовка глины к работе. Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины | 2 | 1 | 1 | |
Лепка «Декоративных изделий» | 5 | 1 | 4 | |
Лепка «Дымковских игрушек» | 4 | 1 | 3 | |
Лепка «Филимоновские лошадки» | 3 | 3 | ||
Роспись глиняных изделий | Занятие Ознакомление с гжельским промыслом» | 1 | 1 | |
Роспись посуды | 6 | 6 | ||
Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек. | 1 | 1 | ||
Роспись игрушек. | 6 | 6 | ||
Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек | 1 | 1 | ||
Роспись игрушек. | 5 | 5 | ||
Итого: | 35 | 7 | 28 |
Вводное занятие: Декоративно-прикладное искусство»
Сообщение детям исторической справки о возникновении глиняной игрушки.
Подготовка глины к работе. Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины.
Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.
Лепка «Декоративных изделий».
Формировать умения передавать выразительные особенности декоративных изделий. Просмотр (узоров, формы). Показ с объяснением лепки. Консультирование во время работы.
Лепка «Дымковских игрушек»
Рассматривание различных фигурок дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей. Подробное объяснение выполнения фигуры, с показом последовательности.
Лепка «Филимоновские лошадки»
Рассматривание и анализ образец. Деление глины на части, для выполнения игрушки. Показ и объяснение приемы лепки каждой из деталей. Приемом промазывания скрепляем детали. Выполнение.
Занятие Ознакомление с гжельским промыслом»
Познакомить детей с историей гжельского промысла.
Роспись посуды.
Формировать умения детей украшать глиняные изделия гжельскими узорами.
Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек.
Рассмотреть с детьми декоративные элементы дымковской росписи: точки, круги, прямые и волнистые линии.
Роспись игрушек.
Учить расписывать объемные игрушки дымковскими узорами.
Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек.
Познакомить детей с декоративными элементами (точки, круги, ёлочки, солнышко). И цветовой гаммой (желтый, зелёный, синий, красный и малиновый) филимоновской росписи.
Роспись игрушек.
Учить расписывать объемные игрушки филимоновской росписиью.
Материалы и оборудования для организации занятии:.
глина, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной:
1. перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2. нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3. при работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. на рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5. при завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах
6. после обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость
7. по окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
1. технику безопасности
2. технологию лепки разными способами
3. особенности последовательной работы
4. росписи ДПИ
Должны уметь:
1. пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой
2. применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте
3. самостоятельно выполнять изделия средней сложности
4. правильно применять расцветку в покраске изделий
Литература
И.Я. Богуславской «Дымковская игрушка»
Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - М: Пр.,1979
Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении». – Пеленг,1992
Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989
Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996
Н.М. Конышевой «Лепка в начальных классах»
Сокольникова Н.М. «Изоб. искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Программа элективного курса "Тайны химических превращений"
Программа элективного курса «Тайны химических превращений» включает в себя учебную программу, учебно-тематический план, описание опытов.Данный курс рекомендован для учащихся общеобра...
Авторская программа творческого объединения "Чудесные превращения ленточки"
техника вышивки лентой...
Программа по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних "Удивительные превращения"
В реабилитации несовершеннолетних особое место занимает реабилитация через творческий процесс. Включение ребенка в творческий процесс – будь то рисование, ...
Программа элективного курса для 8 класса " В мире химических превращений"
Аннотация к рабочей программевнеурочной деятельности по химии для8 класса «В мире химических превращений». 1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.Програ...
Методическая разработка: презентация урока по биологии " Развитие животных с превращением без превращения"
Развитие животных с превращением без превращения...
Программа кружка "Чудесные превращения"
Программа содержит практический материал...